Цели и задачи урока:
Образовательные: владение орфограммой, умение выбрать Н и НН, выработать умение отличать отглагольное прилагательное от страдательных причастий.
Развивающие: развивать умение самостоятельно работать, применяя правило, памятки.
Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся по уровням.
№
|
этап урока
|
время
|
деятельность учителя
|
деятельность ученика
|
1
|
Оргмомент, цели урока
|
2 мин
|
Знакомит с целями и задачами, заданиями по уровням, памяткой.
|
Знакомятся с целями и задачами, читают дидактический материал.
|
2
|
Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями
|
40 мин
|
Консультирует учащихся по выполнению каждого задания , оказывает индивидуальную помощь.
|
Ставят себе цель, какую оценку хотят получить, выполняют задания, обращаются к помощи учителя. Отмечают свои достижения в «карте успеха»
|
3
|
Итоги урока- Рефлексия
|
3 мин
|
Подводит итоги, анализируют работу
|
Оценивают свои собственные достижения за урок, сравнивают результаты таблицы с предполагаемыми результатами. Выставляют оценки в дневник.
|
Дидактический материал
Как отличить причастия от отглагольных прилагательных. От этого зависит Н или НН!
- Причастия имеет приставку (кроме не), а прилагательное не имеет.
- Если причастие не имеет приставки, у него есть зависимое слово, а у прилагательного нет.
- Причастие, не имея приставки, образуется от глаголов совершенного вида.
- Причастие образуется от бесприставочных глаголов –ОВА, -ЕВА.
Здание на уровень «3»
1. Преврати прилагательное в причастия, добавив приставки или зависимые слова:
Моченые яблоки –
Соленая рыба –
Вязаный шарф –
Рваный носок –
2. Преврати причастия в прилагательные:
Квашенная в бочке капуста -
Побеленный потолок -
Растопленное масло –
Вымощенная улица –
Перегруженная машина –
Жаренная в масле картошка –
Изорванный чулок –
3. Рядом с данными прилагательными запиши причастия с указательными приставками. Выдели суффиксы причастий:
Жареные — под_____________;
Кипяченый — вс____________;
Вареный — с_______________;
Пареный- рас______________;
Глаженый — по_____________;
Пиленый — вы______________ .
Задание на уровень «4»
1. выделенные сочетания слов замените словами на ОВАННЫЙ:
Лошадь, которую дрессируют –
Телевизор, который отремонтировали –
Вода, насыщенная газами –
Рабочий, имеющий квалификацию –
Журнал, содержащий иллюстрации –
2. Распределите по колонкам прилагательные и причастия, используя изученную орфограмму:
На застекле___ой веранде, стекля__ый кувшин, сломле__ым прутиком, избалова__ый ребенок, кова__ая лошадь, под полотня__ым навесом, посея__ая рожь, клюкве__ый напиток, встревоже__ый голос, в соломе__ой корзине, журавли__ый крик.
Имя прилагательное
|
Причастие
|
|
|
Задание на уровень «5»
Вставьте пропущенные орфограммы:
Рецепты из книги «Книги о вкусной и здоровой пищи людоеда»
Кваше__ые девочки
Отобрать грязных, растрепа__ых девочек-плакс, умыть, причесать, и плотно набить ими прочную деревя__ую кадку. Солью можно не сыпать — девочки сами наплачут полную кадку соле__ых слез.
Консервирова__ые грязнули
Взять несколько вываленных в грязи мальчиков, добавить к ним одну измаза__ую вареньем девочку, посадить их всех в стекля__ую непрозрачную банку, плотно закрыть крышкой и поставить в темное место. Консервирова__ые грязнули приятно украшают любой стол.
Кучкова Г.И.
учитель русского языка и литературы ООШ № 4 г. Красновишерск, Пермский край