О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 7 класс » Причастие » Причастие как часть речи


Цели урока:

- ознакомление с грамматическими признаками причастия;

- формирование умения различать причастия и прилагательные;

- продолжение работы по овладению орфографическими умениями и навыками;

- развитие навыка самостоятельной работы, обогащение лексики;

- воспитание внимательного отношения к слову, любви к родному языку.

 

Литература: Русский язык. Учебник для 6 класса под редакцией М. М. Разумовской

 

Проект урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

1 мин

Сообщение о целях и задачах урока

Ставят перед собой задачу достичь определённого результата

2.

Изучение нового материала самостоятельно

15 мин

Предлагает дополнительно теоретический материал по теме

(Приложение№1)

Изучают самостоятельно новый материал по учебнику М. Т. Баранова на с.24-25, параграф 9 и дополнительный материал , предложенный учителем

3.

Самостоятельная работа по карточкам №1-5

25 мин

Проверяет работы учащихся, даёт консультации в случае затруднения

Приложение№2

Выполнение заданий по карточкам

4.

Рефлексия. Подведение итогов работы. Выставление оценок

2 мин

 

Выставляют оценки

5.

Домашнее задание

2 мин

Предлагает выучить теоретический материал, карточки по желанию

Знакомятся с домашним заданием

 

Ход урока.                                   

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке вы самостоятельно изучите новый материал. Вы познакомитесь с новой для вас самостоятельной частью речи причастием. Теоретический материал в учебнике на с. 24, 25 и я вам приготовила дополнительные сведения об этой части речи на листочке. Вы можете выбрать следующую форму работы: сначала изучаете новый материал или начинаете решать карточки и по мере необходимости знакомиться с теоретическими сведениями. Вы можете получить сегодня хорошую оценку , если сделаете задания 1-5 карточек.

 

На полях тетради поставьте оценку, которую хотели бы получить на уроке. Свои результаты вы будете фиксировать в карте успеха.

 

Карта успеха.        

 

«3»

«»4»

«5»

 

 

Имя

№1

№2

№3 

№4

№5

№6

№7.Зачет

Оценка

Серёжа

 

 

 

 

 

 

 

 

Яна

 

 

 

 

 

 

 

 

Владик

 

 

 

 

 

 

 

 

Вика

 

 

 

 

 

 

 

 

Женя

 

 

 

 

 

 

 

 

  

2.Самостоятельная работа. Изучение нового материала по учебнику на с . 24  и по Приложению №1.

 

3.Самостоятельная работа по карточкам. Приложение №2.

 

4.Подведение итогов. Анализ карты успеха.

 

5.Домашнее задание.

 

- Выучить теоретический материал. По желанию карточки.

 

Приложение № 1. Справочный материал.                                               


ЧТО  ТАКОЕ   ПРИЧАСТИЕ

  1. Среди слов русского языка выделяется большая группа , которая называется  ПРИЧАСТИЯМИ. В чём особенность этих слов? Об этих особенностях очень точно и метко сказал Владимир Иванович Даль, давая определение причастию в своем толковом словаре: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
  2.  Действительно, своим внешним видом причастия похожи на прилагательные:

1)      Они имеют те же окончания;

2)      Изменяются по числам, родам, падежам;

3)      Согласуются с именем  существительным в роде, числе и падеже;

4)      Отвечают на вопрос  какой? (какая? Какое? и . т . д .)

 

Сравните:

П р и л а г а т е л ь н ы е                                                              П р и ч а с т и я

 

Маленький мальчик                                                                 читающий мальчик

 

Маленького мальчика                                                              читающего мальчика

 

Хорошая девочка                                                                        бегущая девочка

 

Интересные книги                                                                        собранные книги

 

3.Но причастия тесно связаны и с глаголом, потому что образуются от них и имеют такие глагольные признаки:

1) время (настоящее и прошедшее) — играющий ребёнок, игравший ребёнок;

2) вид (совершенный и несовершенный) — бегущий ребёнок, прибежавший ребёнок;

3) возвратную форму, передающуюся с помощью возвратного суффикса  -ся (-сь),-разлившаяся река, строящиеся здания;

4) способность иметь при себе зависимое имя существительное или наречие: « прич.+ сущ .» (потрескавшаяся от зноя , опаленное ветром), « прич. + нареч.»  ( ярко горящий, медленно передвигающийся);

5) особые « глагольные» вопросы  ч т о     д е л а ю щ и й?  ч т о  с д е л а в ш и й ?  и  д р .

 

4. Таким образом, причастия совмещают признаки двух частей речи: глагола (время, вид, возвратность и др .) и прилагательного ( изменяется по числам , родам и падежам).

Причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ем- (-ом-), -им-, -вш-, -ш-, -енн-, -н, -т-.

 

Возьмите на заметку!

1. Чтобы научиться быстро находить причастия, нужно знать те суффиксы, при помощи  которых они образуются от глаголов.

-ущ(ий)                                   -ащ(ий)

-ющ-                                         ( -ящ-)

-ем(ый)                                      -им(ый)

-ом-

-вш(ий)                                        -ш(ий)

-енн-(ый)                                      -нн(ый),  -т(ый)

 

Запомните эти суффиксы.     

 

2. Причастия  отличаются от прилагательных не только наличием признаков глагола(вид, время, возвратная форма и др.), но и своим значением. Сравните словосочетания:

Синее небо- синеющее небо

Красное лицо- краснеющее лицо

Молодая женщина- помолодевшая женщина

 

3.Прилагательные(в первом столбике) обозначают постоянные признаки предмета(синий, красный, молодой). Причастия же выражают такие признаки, которые развиваются во времени(синеющее,краснеющее, помолодевшая). Такие признаки предмета создаются действием, на которое показывает причастие через свою глагольную основу. Например: синеющий- это такой, который синеет. Причастие не только показало признак , но и выразило действие.

 

Слово от которого зависит причастие в словосочетании типа «прич. + сущ.», называется определяемым.

 

Приложение № 2.  Самостоятельная работа.

 

КАРТОЧКА 1.

Выразительно прочитайте каждый текст. Запишите в первую графу таблицы выделенные причастия с теми существительными, от которых они зависят. Записывая причастия, разбирайте их по составу.


 

Прич.+сущ.

 

От какого глагола образовано

вид

время

возвратность

число

род

падеж

Образец записи:

Защищающиеся воины

 

 

защищаться

 

 

Несов.в.

 

 

Наст. вр.

 

 

Возвр.

 

 

Мн.ч.

 

 

-

 

 

Им.п.

 

Солнце садится, и ветер утихнул летучий

Нет и следа тех огнями пронизанных туч;

Вот на окраине дрогнул живой и нежгучий,

Всю эту степь озаривший и гаснувший луч.(А. Фет)

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.(Лермонтов).

 

КАРТОЧКА 2. Запишите причастия и глаголы, от которых они образованы. Разберите причастия по составу.

Образец:Слышавший------ слышать

Видящий, зависимый, написанный, взятый, росший, определяющий, законченный.

 

КАРТОЧКА 3. Тест.

1. Укажите причастие.

1) синий                                                                            

2) синеет

3) синеющий

4) синеватый

5) синея

 

2. Укажите словосочетание «прил. + сущ.»

1) зимняя дорога

2) зимующие птицы

3) замёрзшая  река

4) раскрытая книга

 

3. Укажите словосочетание «прич. + сущ.».

1) бушующее море

2) сидящие на дереве

3) зеркальная поверхность

4) выполнивший задание

 

4. Найдите в предложении причастие.

 

Мы шли узенькой тропинкой, ведущей прямо к речке.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Карточка №4.

Замените данные словосочетания синонимичными по смыслу выражениями. Запишите, располагая словосочетания и синонимичные выражения в соответствующие графы таблицы. Причастия  разберите по составу. Во втором столбике подчеркните слова, которые по смыслу заменяют причастие.

 Прич .                    опред. слово

 опред. слово ,    который +глагол

Образец записи:

Опадающие листья

Летящие шарики

 

Листья, которые опадают

Шарики. которые летят

 

З..росший пру.., ст..реющая а(лл, л)ея, с..деющий мужчина, разв..вающиеся ленты, посп..вающий крыж..вник, запр..жённая лошадь, изб..раемый путь.

 

Карточка № 5.

 

Употребите причастия, действуя по образцу. Обратите внимание на вид, время. Возвратность глагола. Эти признаки должны быть сохранены в причастии. Разберите по составу причастия.

 

Образец записи:

Школьник, который опоздал — опоздавший школьник;

Школьник, который опаздывает — опаздывающий школьник.

Картина, которая висела. Картина, которая висит. Вулкан, который действует. Люди, которые встречаются. Стены, которые покрасили. Врач , который лечит. Шум, который нарастал. Котёнок, который .умывается. Масло, которое кипит.

 

Карточка № 6.

Из перечня слов выберите только причастия. Спишите их, разбирая по составу и употребляя вместе с определяемым словом, т. е. в составе словосочетания. При выполнении задания пользуйтесь перечнем суффиксов .

 

Образец записи: потрескавшаяся земля.

Стеклянный, обрабатываемая, резче, борющийся, унесённый, молотый, глубочайший, распустившийся, деревянный, ярче.

 

Карточка № 7. Зачет. Подготовить ответы на вопросы по теме «Причастие как часть речи».

- Что такое причастие?

- Назовите признаки прилагательного и глагола у причастий.

- Чем причастия отличаются от прилагательных?

- Какое слово  в словосочетаниях с причастиями называется определяем.

 

МОУ Березовостарицкая ООШ Красновишерский район Пермский край

Другие новости по теме: