Автор учебника: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.
Цели:
1) формировать умение различать причастия и прилагательные;
2) проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения данной темы;
3) вырабатывать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова;
4) нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа;
5) воспитывать любовь к родному языку, русской литературе.
Оборудование: учебник, лекции с дополнительным материалом, карточки с вопросами, справочники.
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
|
1.
|
Организационный момент
. Целеполагание.
|
Сообщение
темы и цели урока.
|
Ставят перед собой цель ответить на все вопросы и достичь желаемой оценки
|
2 минуты
|
2.
|
Ответы на вопросы части А, В, С
|
Раздает вопросы, проверяет индивидуально, помогает в затруднениях.
|
Ученики самостоятельно отвечают на вопросы.
|
27 минут
|
3.
|
Ответы на предыдущие задания, мини-обсуждение.
|
Слушает несколько ответов.
|
Отвечают устно.
|
7 минут
|
8.
|
Рефлексия.
|
Подводит итог урока.
|
Сравнивают и оценивают свои результаты.
|
3 минуты
|
9.
|
Домашнее
задание.
|
Объясняет задание, предлагает выполнить задание С тем, кто не успел на уроке.
|
Записывают задание.
|
1 минута
|
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
2. Сообщение темы урока.
3. Разминка. 1. На какие вопросы отвечает причастие? Назовите суффиксы причастий. Какие разряды причастий вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
4. Практическая работа по карточкам А, В, С.
Часть А.
- В каком случае причастный оборот выделяется запятыми (обособляется)?
- Найдите причастие в предложении и определите его разряд.
Истинный патриот счастлив своей причастностью к судьбам родной страны, нерушимой верой в её светлое будущее.
Часть В. Выпишите из текста все причастия вместе с определяемыми словами. От каких глаголов образованы данные причастия?
Символом Оренбургской области является Оренбургский пуховый платок. Вот он лежит передо мной, Оренбургский пуховый платок: белоснежный, пушистый, красивый, вобравший в себя мастерство рукодельницы, частицу ее души и более двухсот часов кропотливого творчества. От матери — дочери, от дочери — внучке... Непрерывающаяся живая связь поколений, неиссякаемый родничок народного творчества.
Часть С. Перепишите, вставляя пропущенные орфограммы, и расставьте пропущенные знаки препинания.
Кошка вышла из маленького ч..рдач..ного окна на листы крыши освещё..ые луной.
На листы крыши освещё..ые луной из маленького чердачного окна вышла кошка.
На освещё..ые луной листы крыши из маленького ч..рдач..ного окна вышла кошка.
В воздухе уснувш...м и окутан...м во мглу стояла тишина ( Ч.)
В начале книги я обещал сказать несколько слов об этом замечательном человеке прослав...вш...мся не только в области искусства но и в области общественной деятельности (К. Ст.).Странно болтаясь в широком пальто, прошел еще кто-то — мужчина с портфелем висящ...м на веревочке через плечо (Кав.).Но отчетливее всего движение вперед было заметно на Викторе напоминавш...м по таланту Митю но далеко не склонн...м бросать свои, подчас блестящие, обобщения на ветер (Кав.). 5) В Пименовском переулке женщина выкладывала буханки хлеба на лоток в окне полуподвала, грузчики таскали их в машину, и в этом месте вкусно пахнувш...м хлебом уютно озаренн...м светом падавш...м из пекарни тоже говорили о перелете (Кав.).
Домашнее задание. Подготовить небольшое стихотворение, в котором бы были причастные обороты.
Землиханова Гюзель Марсовна
МОУ Лицей №52, г. Уфа
Samig.gyuz@mail.ru