М. Т. Баранов.
Цели урока:
- ознакомление с образованием страдательных причастий прошедшего времени;
- отработка навыка написания гласной в суффиксе страдательных причастий прошедшего времени;
- повторение написания гласной перед –л в глаголах прошедшего времени;
- развитие навыка самостоятельной работы;
- воспитание внимательного отношения к слову.
Проект урока.
№
|
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.
|
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока
|
3 мин
|
Сообщение целей и задач урока
|
Ставят перед собой задачу достичь определённого результата
|
2.
|
Самостоятельная работа по карточкам, попутно изучение нового материала.
Карточки 1- 10.
|
|
Даёт задания, проверяет работы учащихся, консультирует в случае затруднения
|
Выполняют задания по карточкам, изучают самостоятельно новый материал по учебнику М. Баранова на с.51,52,орф.51 с. 54.
|
3.
|
Подведение итогов работы.
Выставление оценок
|
2 мин
|
Объявляет результаты согласно карты успеха.
|
Выставление оценок
|
4.
|
Домашнее задание.
|
2 мин
|
Подготовиться к зачёту, выучить орф. 51.
|
По желанию берут карточки, чтобы улучшить результат.
|
Ход урока.
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
-Результаты фиксируются в карте успеха. Чтобы получить хорошую оценку, нужно выполнить 10 карточек. На полях тетради поставьте оценку, которую хотели бы получить на уроке.
- Желаю успеха.
Карта успеха.
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
|
|
имя
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
оценка
|
зачёт
|
Серёжа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Яна
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аня
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Владик
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Женя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Самостоятельная работа по карточкам. Изучение нового материала.
3. Подведение итогов работы. Анализ карты успеха.
4. Домашнее задание.
- Выучить параграф 19 с.51,52. Орфограмму 51.
Справочный материал в словарь. «Страдательные причастия прошедшего времени . Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Параграфы 19,20. 2 урока.
Причастия прошедшего времени образуются от основы глаголов неопределённой формы при помощи суффиксов -нн-, -енн-, -т- .
Страдательные причастия -----------увенчать-------- увенчанный
прошедшего времени вытащить ------ вытащенный
вымыть ------- вымытый
При образовании причастий прошедшего времени сохраняется глагольный суффикс из основы неопределённой формы глагола:
Посеять------- посеянный
Обидеть ------ обиженный.
Исключение составляют страдательные причастия, образованные от глагола на –ить: суффикс –и- отсекается и добавляется суффикс причастия –енн-: склеить------- склеенный.
КАРТОЧКА 1. 19.Образуйте страдательные причастия прошедшего времени при помощи суффиксов.
Образец: видеть — видел — виденный; решить — решил — решённый ; колоть — колол — колотый.
1) –т- : занять, покрыть, вымыть, разбить.
2) –нн- : сказать, создать, сдержать, дать.
3) –енн- : подхватить, установить, положить, зарядить.
4) –ённ- : раскалить, заключить, убедить, запретить.
Карточка 2. 19. Пользуясь таблицей, данной на с. 51 учебника, образуйте страдательные причастия прошедшего времени. выделите суффиксы причастий.
Ломать, поранить, создать, раскалить, прочитать, сдержать, разбить, получить, установить.
Карточка 3.19. Прочитайте шёпотом текст, образуя от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и согласуя и согласуя их с определяемыми словами. Запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми.
Дорожка(очистить) от снега и ( посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках , деревьях на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и ( запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой.
Карточка 4.19.Замените сочетание глагол со словом который причастным оборотом со страдательным причастием прошедшего времени. Составьте с ними предложения.
Машина, которую отремонтировал автослесарь; Комбайн, который создали конструкторы; деталь. которую изготовили на заводе.
Карточка 5.19. Спишите, выбирая подходящие причастия из скобок, согласуя их с определяемыми словами. Выделите причастные обороты.
1. Гостью провели по ярко ( освещавший, освещённый), ( покрытый, покрывавший) алым ковром лестнице наверх, в зал. 2. Круглые купола деревьев казались (окутавший, окутанный) полупрозрачным белым туманом.
Карточка 6.20. Объясните правописание гласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, используя орф.51 на стр.54 учебника.
Услышанный , увиденный, просеянная, сломанный, развеянный, подхваченное , отданный , выращенный, купленный, выкрашенный, сыгранный, потерянный, выкрученный.
Карточка 7.20. Спишите, выделяя суффиксы причастий.
Образец: Вынести- вынесенный.
Полож..ая, поставл..ая, получ..ая, запут..ый, законч..ый, вымышл..ая, располож..ая.
Карточка 8.20. Спишите, выделяя суффиксы причастий.
Образец: Вынести- вынесенный.
Сожж..ое , реш..ый, приглаш..ый, незапрещ..ый, окруж..ая, отвлеч..ое, измельч..ая.
Карточка 9. 20. Разобрать по составу и объяснить выбор суффикса страдательного причастия прошедшего времени.
Образец: расстрелянный — от расстрелять, застреленный — от застрелить.
Выкачанная вода, выкаченная бочка; выслушанное замечание, высушенное растение; замешанный в преступлении, замешенное тесто; завешанная чертежами стена, завешенный товар; увешанная орденами грудь, подвешенные флажки.
Карточка 10. 20. Сделать синтаксический разбор предложения.
Посреди острова на высокой горе находился древний город окружённый широкими кольцами воды и суши с прекрасным Храмом Посейдона.
Некоторые учёные очарованные легендой очень хотели бы найти следы Атлантиды.
МОУ Берёзовостарицкая ООШ Пермский край Красновишерский район п.Берёзовая Старица
Кирсяева Ирина Викторовна