Автор учебника: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.
Цели:
1) тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста;
2) проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения данной темы;
3) формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла;
4) нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа;
5) воспитывать любовь к родному языку, русской литературе.
Оборудование: учебник, лекции с дополнительным материалом, карточки с вопросами, справочники.
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
|
1.
|
Организационный момент
. Целеполагание.
|
Сообщение
темы и цели урока.
|
Ставят перед собой цель ответить на все вопросы и достичь желаемой оценки
|
2 минуты
|
2.
|
Ответы на вопросы части А, В, С
|
Раздает вопросы, проверяет индивидуально, помогает в затруднениях.
|
Ученики самостоятельно отвечают на вопросы.
|
27 минут
|
3.
|
Ответы на предыдущие задания, мини-обсуждение.
|
Слушает несколько ответов.
|
Отвечают устно.
|
7 минут
|
8.
|
Рефлексия.
|
Подводит итог урока.
|
Сравнивают и оценивают свои результаты.
|
3 минуты
|
9.
|
Домашнее
задание.
|
Объясняет задание, предлагает выполнить задание С тем, кто не успел на уроке.
|
Записывают задание.
|
1 минута
|
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
2. Сообщение темы урока.
3. Словарная разминка “Узнай слово”.
Задание: по лексическому значению определить задуманное слово.
- Разговор двух или более лиц (диалог).
- Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).
- Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль ( рассуждение).
- Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации (публицистический).
- Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой).
4. Практическая работа по карточкам А,В,С.
Часть А. Определите тип и стиль речи следующего текста.
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”.
Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека — быть интеллигентным. ( Д.С. Лихачев)
Часть В. Задание 1. Найдите верное соответствие из правого столбика, характеризующее верно стиль речи, находящийся в левом. Все характеристики перемешаны.
1.Художественный стиль |
А. Сфера употребления — общение с близкими и хорошо знакомыми людьми. Языковые средства: много междометий, частиц, ограниченное употребление книжной лексики, много просторечной лексики. Богатство интонации. Необходимо видеть и слышать собеседника.
|
2.Публицистический стиль
|
Б. Сфера употребления — язык художественной литературы. Цель использования — создание художественного образа, эмоционально-нравственное воздействие на читателя. Отличается образностью, богатством языковых средств.
|
3.Научный стиль
|
В. Сфера употребления — стиль радио, телевидения, газетных и журнальных статей. Цель — передача информации с одновременным воздействием на читателя.
|
4.Официально-деловой стиль
|
Г.Сфера употребления — официальная обстановка (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Цель — сообщение, информирование.
|
5.Разговорный стиль
|
Д. Основные признаки — точность, логичность, отвлеченность и обобщенность, отсутствие художественного вымысла, объективность, наличие только достоверных фактов. Цель — сообщение научной информации.
|
2. Определите верно стиль речи у данных отрывков.
|
- Береза
Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)
Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Сев. полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйств, значение имеют Б. бородавчатая и Б. пушистая.
(Большой энциклопедический словарь.)
|
2.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
С. Есенин.
|
Часть С. Задание. 1. Определи стиль текстов.
Текст 1
Волейбол — командная спортивная игра с мячом на площадке, разделённой пополам сеткой. Играющие стремятся ударами рук по мячу перебросить его на половину соперника.
Текст 2
В ночном пейзаже было что-то сказочное. Лужайки, окруженные кустами и залитые потоками лунного света, казались бездонными озерами; стройные прозрачные березы дремали, точно заколдованные тихою ночью. И все это призрачное царство света и теней показывалось на одну минуту и исчезало, давая место новым картинам.(По Куприну.)
2. Проведи соответствия между текстами и
названиями стилей:
- Текст 1. Казаков Дмитрий, ученик 9класса, учится в школе №154 с 1 класса...
- Текст 2.Не волнуйтесь, доехал я хорошо. Мне попался очень интересный попутчик...
- Текст 3. Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык?! Слово родной –волшебное слово. Оно..
- Текст 4.Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми.
- Текст 5.Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими листьями...
|
|
Домашнее задание. Найти небольшие отрывки текстов с примером на каждый стиль речи.
Землиханова Гюзель Марсовна
МОУ Лицей №52, г. Уфа
Samig.gyuz@mail.ru