О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 7 класс » Текст » Стили речи


Раздел: Русский язык » 7 класс » Текст    

Автор учебника: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.

Цели:

1) тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста;

2) проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения данной темы;

3) формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла;

4) нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа;

5) воспитывать любовь к родному языку, русской литературе.

Оборудование: учебник, лекции с дополнительным материалом, карточки с вопросами, справочники.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.

Организационный момент
. Целеполагание.

Сообщение
темы и цели урока.

Ставят перед собой цель ответить на все вопросы и достичь желаемой оценки

2 минуты

2.

Ответы на вопросы части А, В, С

Раздает вопросы, проверяет индивидуально, помогает в затруднениях.

Ученики самостоятельно отвечают на вопросы.

27 минут

3.

Ответы на предыдущие задания, мини-обсуждение.

Слушает несколько ответов.

Отвечают устно.

7 минут

8.

Рефлексия.

Подводит итог урока.

Сравнивают и оценивают свои результаты.

3 минуты

9.

Домашнее
задание.

Объясняет задание, предлагает выполнить задание С тем, кто не успел на уроке.

Записывают задание.

1 минута

Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
2. Сообщение темы урока.
3. Словарная разминка “Узнай слово”.
Задание: по лексическому значению определить задуманное слово.

  1. Разговор двух или более лиц (диалог).
  2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).
  3. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль ( рассуждение).
  4. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации (публицистический).
  5. Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой).

4. Практическая работа по карточкам А,В,С.
Часть А. Определите тип и стиль речи следующего текста.
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”.
Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека — быть интеллигентным. ( Д.С. Лихачев)
Часть В. Задание 1. Найдите верное соответствие из правого столбика, характеризующее верно стиль речи, находящийся в левом. Все характеристики перемешаны.


1.Художественный стиль

А. Сфера употребления — общение с близкими и хорошо знакомыми людьми. Языковые средства: много междометий, частиц, ограниченное употребление книжной лексики, много просторечной лексики. Богатство интонации. Необходимо видеть и слышать собеседника.

2.Публицистический стиль

Б. Сфера употребления — язык художественной литературы. Цель использования — создание художественного образа, эмоционально-нравственное воздействие на читателя. Отличается образностью, богатством языковых средств.

3.Научный стиль

В. Сфера употребления — стиль радио, телевидения, газетных и журнальных статей. Цель — передача информации с одновременным воздействием на читателя.

4.Официально-деловой стиль

Г.Сфера употребления — официальная обстановка (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Цель — сообщение, информирование.

5.Разговорный стиль

Д. Основные признаки — точность, логичность, отвлеченность и обобщенность, отсутствие художественного вымысла, объективность, наличие только достоверных фактов. Цель — сообщение научной информации.

2. Определите верно стиль речи у данных отрывков.

 
  • Береза 
     Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)
    Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Сев. полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйств, значение имеют Б. бородавчатая и Б. пушистая.

(Большой энциклопедический словарь.)

 2.
Белая береза 
 Под моим окном 
 Принакрылась снегом, 
 Точно серебром. 
 На пушистых ветках 
 Снежною каймой 
 Распустились кисти 
 Белой бахромой. 
 И стоит береза 
 В сонной тишине, 
 И горят снежинки 
 В золотом огне.
С. Есенин.

Часть С. Задание. 1. Определи стиль текстов.
Текст 1
Волейбол — командная спортивная игра с мячом на площадке, разделённой пополам сеткой. Играющие стремятся ударами рук по мячу перебросить его на половину соперника.
Текст 2
В ночном пейзаже было что-то сказочное. Лужайки, окруженные кустами и залитые потоками лунного света, казались бездонными озерами; стройные прозрачные березы дремали, точно заколдованные тихою ночью. И все это призрачное царство света и теней показывалось на одну минуту и исчезало, давая место новым картинам.(По Куприну.)
2. Проведи соответствия между текстами и
названиями стилей:

  • Текст 1. Казаков Дмитрий, ученик 9класса, учится в  школе №154 с 1 класса...
  • Текст 2.Не волнуйтесь, доехал я хорошо. Мне попался очень интересный попутчик...
  • Текст 3. Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык?! Слово родной –волшебное слово. Оно.. 
  • Текст 4.Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми.
  • Текст 5.Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими листьями...
  • Художественный
  • Научный
  • Публицистический
  • Разговорный
  • Официально-деловой

Домашнее задание. Найти небольшие отрывки текстов с примером на каждый стиль речи.

Землиханова Гюзель Марсовна
МОУ Лицей №52, г. Уфа
Samig.gyuz@mail.ru

Другие новости по теме: