Цели урока:
- Активизировать понятия о СПП с придаточными обстоятельственными.
- Изучить СПП с придаточными причины;
- Совершенствовать умения и навыки определять СПП с придаточным причины среди групп СПП, правильно расставлять ЗП.
- Воспитывать умение применять знания в практической деятельности.
Оборудование: учебник, разноуровневые карточки, карта достижений.
Проект урока
№ |
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг. момент, целеполагание
|
1 мин.
|
Знакомит с темой и целью урока
|
Ставит себе цель ответить на вопросы теста и карточек, достичь той оценки, которую желают получить за урок
|
2.
|
.Актуализация прежних знаний.
|
33 мин
|
Раздаёт разноуровневые карточки, консультирует, оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания
|
Самостоятельно читает предложения, выполняет задания
|
3.
|
Изучение материала урока
|
Самостоятельно изучает схему, отвечает на вопросы, выполняет упражнение. Работает в классных тетрадях
|
4.
|
Формирование умений и навыков
|
Выполняет задания. Отмечает свои достижения на карте.
|
5.
|
Рефлексия
|
1 мин.
|
Подводит итог, анализирует карту достижений, выставляет оценки.
|
Сравнивает результат
карты с предполагаемым результатом
|
5
|
Индивидуальное домашнее задание
|
Дает домашнее задание
|
Записывает домашнее задание в дневник (по желанию)
|
Уровень «3»
1. Спишите предложения, расставляя ЗП, определите вид придаточного.
1) (1)Пока свободою горим
(2)Пока сердца для чести живы
(3)Мой друг (4) отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
2) Лишь там над царскою главой
(1)Народов не легло страданье,
(2)Где крепко с вольностью святой
(3) Законов мощных сочетанье.
3) И долго буду (1)тем любезен я народу
(2)Что чувства добрые (3) я лирой пробуждал.
2. Выпишите ГО предложений.
3. Выпишите количество ГО.
4. Выпишите ЗП между частями СПП.
Уровень «4»
1. Рассмотрев схему, попытайтесь в ниже приведённых предложениях определить вид придаточного:
1) а) [ …], (потому что; оттого что; так как; ибо)
в) [.., , (потому что; оттого что; так как; ибо), ].
г) (Так как…), [то…].
2) Отвечает на вопросы: По какой причине? Почему? Отчего?
1) Так как в недрах Урала содержатся почти все виды полезных ископаемых то его называют сокровищницей полезных ископаемых.
2) Яблони пропали оттого что мыши объели всю кору кругом.
3) Всякий труд важен ибо облагораживает человека.
2. Ответьте на вопрсы:
1) На какой вопрос отвечают придаточные причины?
2) Где обычно находятся придаточные причины по отношению к главному предложению?
3) При помощи каких союзов присоединяются придаточные причины?
3. Составьте предложения по схемам, обозначьте ГО.
а) [ …], (потому что)
в) [.., , (ибо), ].
г) (Так как…), [то…].
Уровень «5»
1. Выделите придаточные части, укажите их тип:
1) Бабка поставила Сашу около своего огорода и приказала ей стеречь, чтобы не зашли гуси. (А.Ч.)
2) Старик закашлялся и засуетился, чтобы дать внучке гостинца, но ничего не нашёл и только махнул рукой. (А.Ч.)
3) Чтобы идти в Дубечню, я встал рано утром, с восходом солнца. (А.Ч.)
4) В гимназии у меня было непобедимое отвращение к греческому языку, так что меня должны были взять из четвёртого класса. (А.Ч.)
5) Чтобы утешить бедного Савельича, я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одной копейкою. (А.П.)
6) Сему последнему примеру последовали и прочие, так что Ибрагим получил приглашений по крайней мере на целый месяц. (А.П.)
2. Укажите места постановки запятых:
1) Они (1) чтоб дать мне время оправиться (2) и привыкнуть к новому знакомству (3) стали говорить между собою (4) обходясь со мною (5) как с добрым соседом (6) и без церемоний. (А.П.) ______________________________
2) Я вздохнул ещё глубже (1) и поскорее поспешил проститься (2) потому (3) что я ехал (4) по весьма важному делу (5) и сел в кибитку. (Н.Г.) ______________________________
Насибуллина Люция Мударисовна
МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г. Ибрагимова» г. Казани
G17.kzn@edu.tatar.ru