Цели урока: 
-  Активизировать понятия о СПП с придаточными обстоятельственными.
 
-  Изучить СПП с придаточными условия; 
 
-  Совершенствовать умения и навыки определять СПП с придаточным условия среди групп СПП, правильно расставлять ЗП.
 
-  Воспитывать умение применять знания в практической деятельности.
 
Оборудование: учебник, разноуровневые карточки, карта достижений.
 
Проект урока
 
№  | 
 Этапы урока  
 | 
 Время 
 | 
 Деятельность учителя 
 | 
 Деятельность ученика 
 | 
| 
 1 
 | 
 Орг. момент, целеполагание 
 | 
 1 мин. 
 | 
 Знакомит с темой и целью урока 
 | 
 Ставит себе цель ответить на вопросы теста и карточек, достичь той оценки, которую желают получить за урок 
 | 
| 
 2. 
 | 
 .Актуализация прежних знаний. 
 | 
   
33 мин 
 | 
 Раздаёт разноуровневые карточки, консультирует, оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания 
 | 
 Самостоятельно читает предложения, выполняет задания 
 | 
| 
 3. 
 | 
 Изучение материала урока 
 | 
 Самостоятельно изучает схему, отвечает на вопросы, выполняет упражнение. Работает в классных тетрадях 
 | 
| 
 4. 
 | 
 Формирование умений и навыков 
 | 
 Выполняет задания. Отмечает свои достижения на карте. 
 | 
| 
 5. 
 | 
 Рефлексия 
 | 
   
1 мин. 
 | 
 Подводит итог, анализирует карту достижений, выставляет оценки. 
 | 
 Сравнивает результат 
карты с предполагаемым результатом 
 | 
| 
 5 
 | 
 Индивидуальное домашнее задание 
 | 
 Дает домашнее задание 
 | 
 Записывает домашнее задание в дневник (по желанию) 
 | 
Уровень «3»
1. Спишите предложения, расставляя ЗП, определите вид предложений: ПП или СП.
1. Глупа та птица которой гнездо свое немило.
2. Где жить, там и слыть.
3. Хвали заморье а сиди дома.
4. И конь на свою сторону рвется а собака обгрызется да уйдет.
5. Если за шкурой ума не так к шкуре не пришьешь. 
2. Выпишите ГО предложений.
3. Выпишите количество ГО.
Уровень «4»
1. Рассмотрев схему, попытайтесь в ниже приведённых предложениях определить вид придаточного:
1) а) [ …], (если; если бы; когда; раз; ежели; коли; кабы)
в) [.., , (если; если бы; когда; раз; ежели; коли; кабы), ].
г)(Если; если бы; когда; раз; ежели; коли; кабы), [то…].
2) Отвечает на вопросы: При каком условии?
1. Лицо его казалось бы совсем молодым если бы не грубые ефрейторские складки, пересекавшие щёки и шею (И. Ильф и Е. Петров).
2. А какая операция когда человеку перевалило за шестьдесят! (К. Паустовский)
3. Если завтра будет такая же погода то я утренним поездом поеду в город (А. П. Чехов).
2. Ответьте на вопрсы:
1) На какой вопрос отвечают придаточные условия?
2) Где обычно находятся придаточные условия по отношению к главному предложению?
3) При помощи каких союзов присоединяются придаточные условия?
3. Составьте предложения по схемам, обозначьте ГО.
1) а) [ …], ( кабы…)
в) [.., , (раз…), ].
г) ( Ежели…), [то…].
Уровень «5»
1. Выпишите СПП с придаточным условия:
1) Алексей, как ни привязан был к милой своей Акулине, всё помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою. (А.П.)
2) Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривает. (А.П.)
3) Остап Бульба, несмотря на то что начал с большим старанием учить логику и даже богословие, никак не избавлялся неумолимых розг. (Н.Г.)
4) Если разговор касался важных и благочестивых предметов, то Иван Иванович вздыхал после каждого слова, кивая слегка головою... (Н.Г.)
2. Спишите, расставьте ЗП, обозначьте ГО, определите вид придаточных, нарисуйте схемы: 
Ежели вы вежливы и к совест… не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
И ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В тро…ейбус вы поможете взобрат…?ся инвалиду.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с бабушкой, и с дедушкой вы их не перебьете.
Ежели вы вежливы, то вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания ходить на сбор отряда.
Ежели вы вежливы, то вы в библиотек...
Некрасова и Гоголя возьмете не навеки.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме,
И помощ...? ей предложите без просьбы, то есть сами.
 
Насибуллина Люция Мударисовна
МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г. Ибрагимова» г. Казани
G17.kzn@edu.tatar.ru