Цели урока:
- Активизировать понятия о СПП с придаточными обстоятельственными.
- Изучить СПП с придаточными уступки;
- Совершенствовать умения и навыки определять СПП с придаточным уступки среди групп СПП, правильно расставлять ЗП.
- Воспитывать умение применять знания в практической деятельности.
Оборудование: учебник, разноуровневые карточки, карта достижений.
Проект урока
№ |
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг. момент, целеполагание
|
1 мин.
|
Знакомит с темой и целью урока
|
Ставит себе цель ответить на вопросы теста и карточек, достичь той оценки, которую желают получить за урок
|
2.
|
Актуализация прежних знаний.
|
33 мин
|
Раздаёт разноуровневые карточки, консультирует, оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания
|
Самостоятельно читает предложения, выполняет задания
|
3.
|
Изучение материала урока
|
Самостоятельно изучает схему, отвечает на вопросы, выполняет упражнение. Работает в классных тетрадях
|
4.
|
Формирование умений и навыков
|
Выполняет задания. Отмечает свои достижения на карте.
|
5.
|
Рефлексия
|
1 мин.
|
Подводит итог, анализирует карту достижений, выставляет оценки.
|
Сравнивает результат
карты с предполагаемым результатом
|
5
|
Индивидуальное домашнее задание
|
Дает домашнее задание
|
Записывает домашнее задание в дневник (по желанию)
|
Уровень «3»
1. Ответьте на вопросы:
- Какие предложения мы с Вами изучаем?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- На какие основные группы они делятся?
- Какие группы СПП вы изучили?
2. Определите вид придаточных:
1) В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
2) Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.
3) На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.
4) В росистых лугах течет речонка, что мне так мила.
5) Мы спросили, когда нам прийти снова.
6) Там счастье не диво, где трудятся нелениво.
7) В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами.
8) Солнце еще не успело подняться, потому в саду было сумрачно.
Уровень «4»
1. Рассмотрите данный материал; попытайтесь, опираясь на полученные знания, в ниже приведённых предложениях определить вид придаточного:
1. [ ], (несмотря на то что…).
2. (Как ни …), [ ].
3. [ ,(хотя…), ]
- Отвечает на вопросы: Несмотря на что?
- Средства связи:
Союзы: |
Союзные слова:
|
хотя (хоть); хотя…но; несмотря на
несмотря на то что; пусть; пускай; даром что
|
сколько ни
как ни
|
- Хотя и гололед автобусы вышли на линию.
- (Не)смотря на меня он угрюмо шел.
- Мы прекрасно провели время даром что что лето выдалось дождливое.
2. Ответьте на вопросы:
1) На какой вопрос отвечают придаточные уступки?
2) Где обычно находятся придаточные уступки по отношению к главному предложению?
3) При помощи каких союзов присоединяются придаточные уступки?
3. Составьте предложения по схемам, обозначьте ГО.
1. [ ], (несмотря на то что…).
2. (Как ни …), [ ].
3. [ ,(хотя…), ]
Уровень «5»
1. Выпишите СПП с придаточным уступки, нарисуйте схемы предложений:
1) Алексей, хотя и привязан был к милой своей Акулине, всё помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою. (А.П.)
2) Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривает. (А.П.)
3) Остап Бульба, несмотря на то что начал с большим старанием учить логику и даже богословие, никак не избавлялся неумолимых розг. (Н.Г.)
4) Если разговор касался важных и благочестивых предметов, то Иван Иванович вздыхал после каждого слова, кивая слегка головою... (Н.Г.)
2. Спишите, расставьте ЗП, обозначьте ГО, определите вид придаточных, нарисуйте схемы:
1) Его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расхохотаться если б это было согласно с моими намерениями. (М.Л.)
2) Если бы кто-нибудь поглядел теперь на Илью Платоновича то, наверное, почувствовал бы жалость к этому злоязычному фельетонисту, к этому «господину насмешнику». (А.К.)
3) Но тебя, хоть ты теперь иная я мечтою прежней узнаю. (Н. Гум.)
4) Как ни был я поглощен этим столкновением я всё же должен был спешить к Брауну (А.Г.)
Насибуллина Люция Мударисовна
МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г. Ибрагимова» г. Казани
G17.kzn@edu.tatar.ru