Цели урока:
- Активизировать понятия о СПП с придаточными обстоятельственными..
- Изучить СПП с придаточным места;
- Совершенствовать умения и навыки определять СПП с придаточным места среди групп СПП, правильно расставлять ЗП.
- Воспитывать умение применять знания в практической деятельности.
Оборудование: учебник, разноуровневые карточки, карта достижений.
Проект урока
№ |
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг. момент, целеполагание
|
1 мин.
|
Знакомит с темой и целью урока
|
Ставят себе цель ответить на вопросы теста и карточек, достичь той оценки, которую желают получить за урок
|
2.
|
Актуализация прежних знаний.
|
33 мин
|
Раздаёт разноуровневые карточки, консультирует, оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания
|
Самостоятельно отвечает на вопросы, разбирает СПП, находит ГО, определяет тип, рисует схемы
|
3.
|
Изучение материала урока
|
Самостоятельно ищет ответы на вопросы, находит и выписывает придаточные места, обозначает ГО, схемы. Работает в классных тетрадях
|
4.
|
Формирование умений и навыков
|
Решает тест, выполняет синтаксический разбор предложения. Отмечают свои достижения на карте
|
5.
|
Рефлексия
|
1 мин.
|
Подводит итог, анализирует карту достижений, выставляет оценки.
|
Сравнивают результат
карты с предполагаемым результатом
|
5
|
Индивидуальное домашнее задание
|
Дает домашнее задание
|
Записывает домашнее задание в дневник (по желанию)
|
Уровень «3»
1. Ответьте на вопросы:
1) На какие группы делятся придаточные обстоятельственные?
2) Как мы будем различать их?
3) Чем придаточные обстоятельственные отличаются от придаточных определительных и изъяснительных?
2. Расставьте ЗП, подчеркните ГО, определите вид предложений, нарисуйте схемы.
1.Если отец был рядом он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо.
2.Когда мы двигались к школе за спиной все время звучал голос Терёхи.
3.Я остановился чтобы сделать привал и отдохнуть.
4.Переходя улицу нужно быть очень внимательным.
5. Одного за другим уводят коней туда откуда слышатся людские голоса.
6. Я теперь счастливым стал навеки потому что счастья не ищу.
Уровень «4»
1. Ответьте на вопросы:
1) На какие вопросы отвечают придаточные места?
2) Как они присоединяются к главному предложению?
3) Где могут находиться придаточные места? Приведите примеры (2-3 предлож.) и нарисуйте их схемы.
2. Выборочный диктант. Выпишите придаточные места. Обозначьте в них ГО, нарисуйте схемы.
1. Я поехал туда, где прошло мое детство. Я побывал в городе, где прошло мое детство. Я рассказывал друзьям, где прошло мое детство. 2. Это и была школа, куда меня направили. Я приехал туда, куда меня направили. Я знал, куда меня направили. 3. Он пришел в дом, где бывал во время войны. Он приехал туда, где бывал во время войны. Он рассказывал, где бывал во время войны. 4. Я спросил, откуда он приехал. Закончилось строительство электростанции, откуда наш завод будет получать электроэнергию. Я поеду туда, откуда приехал мой брат.
Уровень «5»
1. Проверочный тест.
Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.
А. Куда не обращаю взор, кругом синее мрачный бор.
Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
В. Я не знаю, где граница между товарищем и другом.
Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
Д. В том месте, где зашло солнце небо рдело багряными полосами.
1). Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
2). Найдите СПП, в которых придаточное стоит в середине главного.
3). Укажите СПП с придаточным места.
4). Укажите СПП с придаточным изъяснительным.
5). Найдите СПП с придаточным определительным.
2. Выпишите номера тех предложений, в состав которых входят придаточные места.
1. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
2. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
3. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
4. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.
5. Я смотрел туда, где толпились люди.
3. Выполните синтаксический разбор предложения:
Я смотрел туда, где толпились люди.
Насибуллина Люция Мударисовна
МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г. Ибрагимова» г. Казани
G17.kzn@edu.tatar.ru