Цели:
- отработать умения и навыки по правописанию и употреблению имён прилагательных;
- повторить морфологические признаки прилагательного;
- расширить словарный запас учащихся;
- развивать навыки самостоятельной работы;
- воспитывать интерес к предмету.
Проект урока.
№ |
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.
|
Организационный момент.
|
1 мин.
|
Сообщение о целях и задачах урока
|
Ставят перед собой задачу достичь определённого результата.
|
2.
|
Самостоятельная работа по карточкам 1 — 21.
|
40 мин.
|
Проверяет работы учащихся, консультирует в случае затруднения.
|
Выполняют задания по карточкам 1-21
|
3.
|
Рефлексия. Подведение итогов работы. Выставление оценок.
|
2 мин.
|
Объявляет и комментирует результаты. Подводит итоги, что удалось выполнить, что не удалось.
|
Выставляют оценки. Анализируют, какие пробелы в знаниях по данной теме остались, над чем нужно ещё поработать.
|
4.
|
Домашнее задание.
|
2 мин.
|
Карточки по желанию.
|
Берут карточки по желанию.
|
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Вы изучили имя прилагательное, сегодня на уроке повторите и закрепите полученные сведения об этой части речи. Предлагаю вам самостоятельно работать по карточкам. На полях тетради поставьте оценку, которую хотели бы получить сегодня.
- Желаю успеха.
2. Самостоятельная работа. Приложение №1.
3. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
4. Домашнее задание. - Если кто-то желает улучшить свой результат, можете взять карточки домой.
Приложение №1.
Уровень «3»
Карточка 1. Выпишите слово, которое называет признак предмета.
Среди тишины послышался тихий говор (Н. Гоголь).
Карточка 2. Выпишите название части речи с примерами , которые называют различные признаки предметов?
1. Имя прилагательное: тревожный, деревянный, заячий.
2. Имя числительное: первый, шестой, сороковой.
3. Местоимение: каждый, другой, мой.
Карточка 3. Поставьте нужный вопрос к именам прилагательным в словосочетаниях.
1. Смышлёный ребёнок.
2. Отцов участок.
3. Книжный шкаф
Карточка 4. Подчеркните как член предложения имя прилагательное?
1. Я видела, как ночью, весь в росе, зелёный жук переползал шоссе (Н. Кончаловская).
2. Слепой сидел неподвижно и, очевидно, жадно ловил слова Максима (В. Короленко).
3. . . .Был он красив на удивление (Н. Лесков).
Карточка 5.Всавьте нужное окончание прилагательного.
1. Быстр..м шагом, с тёпл..м словом, над нужн..м вопросом.
2. При весенн..м солнце, на должн..м уровне, о син..м небе.
Карточка 6. Вставьте нужное окончание у прилагательных женского рода.
1. Люблю ранн. весну; надела син..ю блузку.
2. С осенн..ю прохладой; с нездешн..ю силой.
Уровень «4»
Карточка 7. Качественное имя прилагательное обозначает признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, оно обладает краткой формой и формами степеней сравнения, подчеркните качественное прилагательное.
1. Длинный зверёк поднимался вверх по дереву (А. Яковлев).
2. Были в его холщовом мешке аккуратно завёрнутые в тряпочки сахар, соль, табак .
Карточка 8. Притяжательное прилагательное обозначает принадлежность лицу или живому существу как признак данного предмета, подчеркните притяжательное прилагательное.
1. Тут Федосья увидела гриб, да пребольшой (Вл. Бахревский).
2. В овечьи старосты у Льва просился Волк (И. Крылов).
Карточка 9. Выпишите прилагательное, которое имеет краткую форму и формы степеней сравнения? Образуйте их.
1. Требовательный.
2. Московский.
3. Соловьиный
Карточка 10.Выпишите пословицу, в которой использована краткая форма имени прилагательного?
1. Хороший товар сам себя хвалит.
2. В гостях хорошо, а дома лучше.
3. Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
Карточка 11. Нужен или нет мягкий знак на конце кратких прилагательных с основой на шипящий?
Горяч.., пахуч.., свеж,..
Карточка 12. Вставьте, где нужно мягкий знак в скороговорке.
Тощ.. хвощ.. из рощ..,
Полож.. в овощ,. да в борщ,..
Карточка 13. . Сколько к пишется в именах прилагательных?
1. Стекля..ый, оловя..ый, деревя..ый.
2. Ветре..ый, соля..ый, песча..ый.
3. Багря..ый, ю..ый,сви..ой.
Карточка 14. В прилагательных, образованных от имён существительных с основой на -н с помощью суффикса -н-, пишется -нн-. Выпишите слова на данное правило.
1. Бараба..ый.
2. Кожа..ый.
3. Дива..ый.
Карточка 15. Вставить суффиксы , с помощью которых образованы имена прилагательные.
Павел I принялся искоренять из рус..ой армии «суворов..ий дух» (Вл. Орлов).
Карточка 16. Какие имена прилагательные пишутся черёз дефис?
1. (Молочно)белый цвет.
2. (Молочно)овощная диета.
3. (Молочно)консервный завод.
Карточка 17. Выпишите случаи слитного написания имён прилагательных с не.
1. За одного учёного двух (не)учёных дают.
2. Зелен виноград (не)вкусен, млад человек (не)искусен.
Уровень «5» Карточка
Карточка18. В каком словосочетании притяжательное прилагательное употреблено в значении других разрядов? Выпишите эти словосочетания. Укажите разряд.
1. Заячий след.
2. Заячий тулупчик.
3. Заячья душа.
Карточка 19. Выпишите словосочетание, в котором относительное прилагательное употреблено в значении качественного.
1. Фарфоровая посуда.
2. Фарфоровое личико девушки.
Карточка 20. Выпишите словосочетание , в котором качественное прилагательное употреблено в значении относительного?
1. Звонкий согласный.
2. Звонкий голос.
Карточка 21. Если суффикс -к- пишется у качественных прилагательных, которые обладают краткой формой, а также у относительных, образованных от имён существительных с основой на -к, -ц, -ч, то какие из указанных слов иллюстрируют данное правило?
1. Приморс..ий.
2. Рыбац..ий.
3. Бедняц.мй.
Якупова Лейсан Фаисовна
МБОУ «Татарская гимназия №17 им. Г.Ибрагимова»
Московского района г. Казани
leysav@bk.ru