Учебник Русский язык Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. УМК «Школа 2100»
Цели:
1. Учебные: учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного; развивать мышление, память, работать над развитием речи.
2. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; взаимовыручку, старательность, мотивацию достижения.
Оборудование. Карточки с заданиями. Презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу с именами прилагательными. Тема нашего урока: «Разбор имён прилагательных по составу. Сочинение по опорным сочетаниям слов.» Значит, чем мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей).
II. Минутка чистописания и словарная работа, а также проверка домашнего задания. (На доске написаны буквосочетания –оло-, -оро-, -мм-, -жж-) Вспоминают слова из словаря и пишут в тетради. Бей сороку и ворону, добьешься и до белого лебедя. (Определяем части речи, сверху карандашом.)
III На доске записаны слова : ярко-жёлтые лимоны, белые ромашки, тёплый вечер, светло-голубой колокольчик.
- Есть ли среди прилагательных сложные слова?
- Чем они отличаются от уже знакомых сложных слов?
- Как они написаны?
- Что обозначают эти прилагательные?(Признак предмета по цвету, а точнее –оттенок цвета).
Послушайте сказку про цветные прилагательные.
Живёт среди прилагательных маленький озорник. Это не звук, не буква и к знакам препинания себя не относит. Он такой один- дефис. Очень похож на тире, но только короче.
Как увидит сложное цветное прилагательное , так обязательно в него забирается.
Значит, какой знак ставится в сложных прилагательных, обозначающих признак предмета по цвету. А сейчас одно предложение напишем под диктовку: Тёмно-синие море выбросило на горячий ярко-жёлтый песок красивую бледно –розовую раковину.
Ребята, а сейчас работаем самостоятельно. Каждый получает свою карточку. После каждого задания подходит на проверку и отмечает «+» на доске около своего имени. Ребята работают по карточке. Учительница проверяет. На доске отмечают.
Рефлексия.
Закончите мое предложение:
Сегодня на уроке
- что нового я узнал на уроке?
Дополнительный материал упражнения из учебника 343 упр.
Проект урока.
№ |
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учеников
|
Деятельность учителя
|
1.
|
Орг. момент
|
2 мин
|
Ставит себе цель , что внимательно будут заниматься на уроке.
|
Знакомит с темой урока
|
2.
|
Словарная работа и минутка чистописания.
|
8 мин
|
Вспоминают слова из словаря, или ищут по словарю.
|
Следит, чтобы каждый нашёл сам слово ,и написал в тетрадь..
|
3.
|
Объяснение нового материала.
|
5 мин
|
Ищут сложные слова, отвечают на вопросы учителя.
|
Объясняет, следит , чтобы дети говорили правильно.
|
4.
|
Работа по карточкам.
|
20 мин.
|
Работает по карточке.
|
Дает задания
|
5.
|
Рефлексия.
|
2 мин
|
Кто доволен своей работой, кому ещё надо стараться.
|
Подводит итог урока
Исправляет ошибки при чтении.
|
6.
|
Домашнее задание.
|
3мин
|
Смотрят рисунок, читают упражнение, пишут в дневник.
|
Показывает рисунок. пишет на доске.
|
Карточка №1.
Дописать окончания имён прилагательных и определить род (сверху карандашом). Над полями и лесами светит ярк__ солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реках твёрд___лед. В долине зажурчал звонк___ ручей.. Надулись на деревьях смолист___ почки. На ивах появились мягк___ пуховки.
Выбежал на опушку робк___ заяц. Вышла на поляну стар___ лосиха с лосенком. Вывела медведица на перв___ прогулку своих медвежат.
Морфологический разбор — старая (лосиха). Стр.74 учебника.
Карточка №2.
- Образовать имена прилагательные от основ имён существительных и прилагательных: шёлк—________ ____, новый--- ______________,
мороз—_______________,. хороший--- _________________,
цвет--- _______________ , умный—___________________,
осень ________________. весёлый -__________________.(Будь внимательным со словом осень)
Разбирать по составу получившиеся имена прилагательные.
Карточка №3.
К данным именам существительным придумывать по 3 имён прилагательных:
Лес_____________________________________________________________________;
черёмуха ________________________________________________________________;
яблоко_________________________________________________________________;
ребята____________________________________________________________________.
ТЕСТ.
1. Имя прилагательное — это — САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ, СЛУЖЕБНАЯ (выбери, подчеркни нужный ответ) часть речи.
2. Имя прилагательное обозначает __________________________________________.
3. Имя прилагательное в начальной форме отвечает на вопрос ________________ и стоит в ______________________________ числе и _______________________ роде.
4. Бывает __________________, _____________________ и ____________________ рода,
по родам: ИЗМЕНЯЕТСЯ, НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ (выбери, подчеркни нужный ответ).
7. Изменяется по_____________________. Бывает _____________и ______________ числа.
9. Найди среди слов имена прилагательные, обведи их овалом: КРАСНОТА, КРАСНЫЙ, КРАСНЕТЬ, КРАСНОВАТЫЙ, КРАСИТЬ, КРАСНЕНЬКИЙ.
10. Измени имена прилагательные по числам: БЕЛЫЙ — __________________; __________- БОЛЬШИЕ; МОРСКОЕ — _____________; ___________ — СЕРЫЕ;
11. Определи род имени прилагательного: ЖИВАЯ ( ); храброе ( ); ВЕШНИЙ ( )ТУСКЛЫЙ ( ); ОГНЕННОЕ ( ); ВЕТХАЯ ( ). Подчеркни имя прилагательное, смысл которого мы понимаем как старый, дряхлый, волнистой чертой.
12. Придумай и запиши имена существительные к данным именам прилагательным, не изменяя их род.
КОРИЧНЕВАТАЯ __________________________________________ ; МЫЛЬНЫЙ __________________________________________ ;
УЗКОЕ __________________________________________ ;
ВОЛЧИЙ __________________________________________ .
13. Образуй от имён существительных имена прилагательные. Запиши получившиеся слова.
ВЕСНА — __________ ДОМ — ________________________;
Русь — _____; ВЕЧЕР — ___________________.
Скачать презентацию к уроку prilagatelnoe.zip [486.68 Kb]
Ашрапова Савия Фархутдиновна
МБОУ “Татарская гимназия №2 имени Ш. Марджани при КФУ” г. Казани