О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 6 класс » Имя числительное » Порядковые числительные


Автор учебника: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т.
Цели урока:

1) формировать представление об изменении порядкового числительного и вырабатывать умение применять это правило на письме;
2) формировать умение использовать правильный способ действия при различении порядковых и количественных числительных на письме.
3) усвоить лексико-грамматические особенности порядковых числительных.
Оборудование: учебник, лекции с дополнительным материалом, карточки с вопросами, справочники.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Организационный момент.
Целеполагание.

Сообщение
темы и цели урока.

Ставят перед собой цель ответить на все вопросы и достичь желаемой оценки

2 минуты

Ответы на вопросы части А, В, С

Раздает вопросы, проверяет индивидуально, помогает в затруднениях.

Ученики самостоятельно отвечают на вопросы.

34 минуты

       

Рефлексия.

Подводит итог урока.

Сравнивают и оценивают свои результаты.

3 минуты

Домашнее
задание.

Объясняет задание, предлагает выполнить задание С тем, кто не успел на уроке.

Записывают задание.

1 минута

Ход урока: Ребята, на прошлом уроке мы с вами подробно изучили тему «Порядковые числительные». Сегодня мы с вами эту тему закрепим. Но урок я хотела бы начать с притчи. Притча:
...Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих ученикови повёл их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком. "Тот, кто откроет дверь, будет назван умнейшим". Один за другим пытались они открыть дверь и, не добившись успеха, отходили. Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и — о, чудо! — она стала поддаваться, и раскрылась. Тогда мудрец сказал: "Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы".
Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете "открыть любую дверь" в науку русского языка.
Итак, каждый из вас получит карточку с разноуровневыми заданиями.
Часть А.
Задание 1. Прочитайте в учебнике §66 «Порядковые числительные». 
Письменно продолжите предложения:
1). Порядковые числительные обозначают _______.
2). Порядковые числительные отвечают на вопрос ______________.
3). Порядковые числительные изменяются ________________.
4). В составных порядковых числительных склоняется только _________.
Задание 2. Просклоняйте словосочетания двадцать пятый ученик (порядковое числительное + сущ.) и словосочетание верный друг (прилагательное + сущ.). Выделите и обратите внимание на окончания числительного и прилагательного. Сделайте и запишите Вывод:
Окончания порядковых числительных определяются так же, как и окончания ______________________.
Часть В.
Задание 1. Весь текст переписывать не нужно. Запишите числительные со словами, к которым они относятся. Определите падеж порядковых числительных. Подчеркните порядковые числительные как члены предложения.

  1. О башнях. Все знают Останкинскую телебашню — самое высокое сооружение в Европе. Её высота вместе с антенной около 539 метров. Она возведена в 1967 году. Но 1-ая телебашня в Москве построена 1922 году знаменитым русским инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым, поэтому её называют Шуховской. Эта ажурная стальная конструкция высотой в 160 метров , предназначалась для антенны радиостанции. Именно отсюда в 1937 году начались 1-ые регулярные опытные телепередачи в нашей стране.
  2. О письменности. Самая древняя в мире среди известных систем письма — шумерская клинопись. Её возникновение относят к 3 тысячелетию до нашей эры. Не менее почтенный возраст и у китайской письменности. История ее орфографии тянется с 1400 года до нашей эры. Наиболее ранние из дошедших до нас памятников славянского письма относятся к концу 9 — началу 10 столетия.

Задание 2. Составьте словосочетания, используя в них порядковые числительные в родительном и предложном падежах. 
Образец: 360 (сантиметров) — триста шестидесятого сантиметра (Р.п.), о триста шестидесятом сантиметре (П.п.).
Учтите, что порядковые числительные на –сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный пишутся в одно слово: трехтысячный, трехмиллионный. 
78 (миллиметр), 783 (грамм), 3 000 000 (километр), 444 (центнер), 2 000 000 000 (километр), 8000 (гектар).
Часть С.
Как много в нашей жизни значат числа? Смогли бы мы без них обойтись в нынешнее время? В каких сферах мы чаще всего сталкиваемся с числами? Напишите сочинение-рассуждение (10 предложений).

Землиханова Гюзель Марсовна
МБОУ Лицей №52, г. Уфа
Samig.gyuz@mail.ru

Другие новости по теме: