Климанова «Русский язык», УМК «Перспектива»
Цель: формирование навыков написания имён собственных и нарицательных, обогащение словарного запаса учащихся.
Задачи:
- развитие речи, мышления;
- воспитания интереса к изучению данной темы учениками;
-воспитывать ответственность, настойчивость в преодолении трудностей при выполнении заданий.
Оборудование:
Индивидуальные карточки для учеников, таблица достижений, презентация, тест.
Проект урока.
№ |
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Организационный момент.
|
1 мин.
|
Настраивает учеников на учебный процесс.
|
Самоконтроль — проверка готовности к уроку.
|
2
|
Целеполагание.
|
1мин.
|
Знакомит с темой и целью урока.
|
Ставят перед собой учебную цель, которую желают достичь за урок.
|
3
|
Коллективная работа.
Повторение правила.
|
3мин.
|
Даёт задание, контролирует выполнение.
|
Повторение правил и коллективная работа у доски и в тетрадях.
|
4
|
Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом.
|
25 мин.
|
Раздаёт задание, оказывает индивидуальную помощь учащимся и выполняет контроль за точность выполнения заданий.
|
Выполняет задания, указывает в таблице достижений свои успехи.
|
5
|
Тестирование
|
5 мин.
|
Проводит тестирование обучающихся на компьютерах или на листочках (взаимопроверка).
|
Отвечают на вопросы теста. Знакомятся с результатами тестирования.
|
6
|
Рефлексия
|
2 мин.
|
Подводит итог, анализирует таблицу достижений.
|
Сравнивает результаты своей деятельности с предполагаемым результатом.
|
7
|
Индивидуальное домашнее задание.
|
2 мин.
|
Даёт задание
|
Желающие записывают задание.
|
Организационный момент.
Проверка готовности учеников к уроку. (слайд 1)
Целеполагание.
- Ребята, тема нашего урока «Большая буква в кличках животных» (слайд 2)
На мультимедийной доске нарисованы птицы (слайд 3):
Ворона
Сорока
Воробей
- Запишите слова, изображённые на рисунках. Какую бы кличку вы дали вороне, сороке и воробью? (Каркуша, Белобока, Чик)
- Как вы написали клички животных?
Клички животных — это имена собственные. Они пишутся с большой буквы. (слайд 4)
Коллективная работа учеников в тетрадях и у доски.
- Правильно ли даны клички животным и имена людям в стихотворении? Что напутал поэт?
Жили — были дед Маруся да баба Иван с маленькою внучкой Марфушей.
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребёнка.
А ещё была у них курица Бурёнка.
А ещё у них была собачка Мурёнка,
А ещё была коза: Сивка — Бурка или Дереза!
- Ребята, посмотрите на доску и исправьте ошибки. Работает в парах.
- Какими правилами вы воспользовались для того, чтобы выполнить эту работу? (слайд 5-6)
Имена собственные — это имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек. Имя собственное называет предмет своим особым именем, выделяя его среди других, поэтому пишется с заглавной буквы. Например: Петя, Егорович, Смирнов, Пушок, Уфа, Москва.
Кличку животному дают в соответствии:
-с внешним видом зверя (цвет шерсти, размер). Например: Рыжик, Черных, Великан.
- с свойствами характера животного. Например: Ворюга, Ворчун, Крикун.
- с ассоциациями или по сравнению с другими предметами. Например: Банан, Цветик, Клякса.
Другие слова — имена, общие для целой группы похожих предметов, — называются именами нарицательными. Например: мальчик, ученица, женщина, синица, собака, река.
- Ребята, сейчас вы приступите к самостоятельной работе. (Напишите на своих листочках, какую бы вы хотели получить оценку за урок?) Работаем 25 минут самостоятельно и оцениваем свои результаты в таблице достижений. Желаю вам удачи!
Индивидуальная работа учащихся:
1 уровень:
Прочитайте слова. Разделите их на две группы: имена собственные и имена нарицательные. Запишите в рабочую тетрадь только клички животных.
ЛИСА АЛИСА СОБАКА ШАРИК
МЕДВЕЖОНОК ВИННИ-ПУХ ПОРОСЁНОК ПЯТАЧОК
КУРОЧКА РЯБА ОСЛИК ИА
ДЯДЯ ФЁДОР ЦАРЬ САЛТАН
КРОКОДИЛ ГЕНА ДОКТОР АЙБОЛИТ
СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА БРАТЕЦ ИВАНУШКА
Вставьте пропущенные буквы в текст.
На полянке.
Маша и Ира вышли на полянку с псом (Дд)ружком ______________. Там паслись маленькие телята. Жёлтая тёлочка (Бб)урёнка __________________, а чёрная тёлочка (Нн)очка ______________. Рядом щипала травку корова (Зз)орька _______________. Пил воду бычок (Бб)уян _____________. Дед Иван пас стадо с собакой по кличке (Пп)олкан ______________.
2 уровень:
Откройте страницу 18 в учебнике. Найдите упражнение 22. Придумайте и запишите 3 предложения в рабочую тетрадь об этих домашних животных.
3 уровень:
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы в текст. Перепишите текст в рабочую тетрадь.
В гостях у дедушки.
Во дворе у дедушки Гриши жили корова (Бб)урёнка, коза (Бб)елка и петух (Кк)рикун. В саду коза (Рр)оза щипала листья у (Рр) озы. Кот (Рр)ыжик любит молоко. В лесу под ёлкой можно найти много (Рр)ыжиков. Летом у коровы (Мм) лки в деревне Сосновка родился телёнок (Пп)ятнышко. По утрам Катя кормила кошку (Мм)урку, а Иван — собаку (Рр)екса.
Тестирование.
Тест
1. Слова: девочка, школьник, синица, лисица, женщина — это
А) имена собственные
Б) имена нарицательные
2. Слова: Пушок, Буян, Мурзик, Полкан — это
А) клички животных
Б) имена животных
В) фамилии
3. Кличку животному дают в соответствии:
А) с внешним видом зверя
Б) с свойствами характера
В) с именем, фамилией и отчеством хозяина животного
Г) с ассоциациями или по сравнению с другими предметами.
Итог урока. Рефлексия.
- Внимание, ребята! Отложите задания, нам необходимо подвести итог. Посмотрите на «карту успеха» и выставим оценки. Сравните свои оценки желаемые и заработанные.
- Кто из вас достиг поставленной цели?
- Кто не смог достичь поставленной цели? Что вам помешало справиться с заданиями?
- Что понравилось вам в индивидуальных заданиях?
Домашнее задание. Сочинение «Моё домашнее животное»
Скачать презентацию к уроку bolshay_bukva.zip [1023.37 Kb]
Ганцева Елена Евгеньевна
МБОУ Лицей №52 г. Уфа
poct_52@mail.ru