УМК: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. УМК «Школа 2100»
Цели:
- познакомить с биографией В. Драгунского, активизировать деятельность детей, повышая степень их понимания прочитанного, улучшая правильность и беглость чтения;
- повышать интерес к процессу чтения;
- развивать творческие способности и творческое воображение учащихся;
- умение самостоятельно ориентироваться в тексте, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении.
Оборудование: вопросы, тексты, карточки, карта достижений, проектор, фонограмма песни Ю. Шатунова « Детство».
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
ученика
|
Орг. момент и
целеполагание
|
3 минуты
|
Знакомит с темой
урока и целью
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
Самостоятельная работа по содержанию рассказа В.Драгунского «Девочка на шаре»
|
20 минут
|
Организует самостоятельную работу, раздает вопросы, оказывает индивидуальную помощь.
|
Знакомятся с вопросами, отвечают письменно.
|
Беседа по вопросам.
|
14 минут
|
Организует дискуссию, задает наводящие вопросы.
|
Отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения
|
Рефлексия
|
2 минуты
|
Подводит итог, анализирует таблицу.
|
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом
|
Индивидуальное домашнее задание.
|
1 минута
|
Написать продолжение рассказа.
|
Желающие записывают задание
|
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Этими словами вас всегда приветствуют в цирке перед началом представления его участники, приветствую вас и я. Вы, конечно, не раз бывали в цирке и любите искусство отважных, ловких и веселых. Цирк я тоже люблю.
Сегодня на уроке мы завершим работу над произведением В. Драгунского “Девочка на шаре”.
Вы многое узнали о цирке из рассказа, постарайтесь разгадать, о ком или о чем я прочитала в толковом словаре.
1.Этот артист искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов. (Жонглер)
2.Человек, сохраняющий равновесие в трудных положениях тела, например, стоя на цилиндрах (мячах). (Эквилибрист)
3. Этот артист демонстрирует искусные трюки, основанные на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приема, движения. (Фокусник)
4.Артист, использующий в своих выступлениях актерские приемы, построенные на шуточных положениях, а также грим фантастических, шуточных образов. (Клоун)
5.. Искусный гимнаст, исполнитель сложных гимнастических номеров в цирке. (Акробат)
6. Этот артист приручает животных к выполнению каких — либо действий. (Дрессировщик)
- Что же обозначает слово цирк?
“Цирк — буквально круг. Здание для цирковых представлений. С древности проводились на круглых аренах соревнования — гонки колесниц. В перерывах между гонками выступали акробаты, эквилибристы, комики, дрессировщики”.
Цель нашего урока: самостоятельная работа с текстом биографии В. Драгунского и анализ его рассказа «Девочка на шаре». Сейчас вы приступите к выполнению заданий по карточкам. Поставьте себе на листочке ту оценку, которую хотели бы получить за урок.
Карточка 1.
При чтении биографии карандашом выставляйте пометки на полях.
- V – уже знал
- + - узнал новое
- ? – хочу узнать
Биография В.Драгунского.
Родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в еврейской семье переселенцев из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Во время войны отец Виктора умер от тифа.
Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его вскоре уволили за трудовую провинность. Устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930).
Поступил в «Литературно-театральные мастерские» (руководитель А.Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В.Гоголя). Позднее выступавший на смотре молодых талантов актер был приглашен в Театр сатиры.
С 1940 года публикует фельетоны и юмористические рассказы, позже собранные в сборник «Железный характер» (1960); пишет песни, интермедии, клоунады, сценки для эстрады и цирка.
Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр.
С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про вымышленного мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Весёлые истории» (1962 г.), «Девочка на шаре» (1966 г.), «Денискины рассказы» (1970 г.), «По секрету всему свету» (1976), «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (1979 г.), короткометражки «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и«Подзорная труба» (1973 г.). Эти рассказы принесли их автору большую популярность. Имя Дениска было выбрано не случайно — так звали его сына.
Кроме того, Драгунский был сценаристом фильма «Волшебная сила искусства (1970)», в котором в качестве героя также выведен Дениска Кораблёв.
Виктор Драгунский писал прозаические произведения и для взрослых тоже. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны и повесть «Сегодня и ежедневно» (1964), посвящённая жизни работников цирка.
Писатель умер в Москве 6 мая 1972 года.
Вопросы классу:
- Какие произведения В. Драгунского мы читали? ( «Друг детства», «Кот в сапогах», «А он живой и светится», «Дымка и Антон», «Заколдованная буква», «Англичанин Павля», «Что я люблю», «Тайное становится явным», «Сестра моя Ксения» ).
- Чему учат рассказы В. Драгунского?
Карточка № 2
Лексическая работа.
Объясните выражения и слова:
Угодил одной тётеньке — попал.
Арена-сцена в цирке.
Жонглёр - цирковой артист.
Суматоха-неразбериха.
Не причёска, а нахлобучка - взъерошенные волосы.
Накупили эскимо — много купили
Засветил прямо в дирижера — бросил мяч в дирижера
Ответьте на вопросы. (Работайте в парах). Подобрать цитаты из текста.
- Вспомним, из чего складывается литературный образ?
- Портрет — внешнее описание
- Мнение других героев
- Речь — диалог или монолог
- Поступки
- На основе монолога и поступков скажите, каким мы видим Дениску?(веселый, жизнерадостный, озорной, самокритичный)
- На основании первой главы скажите, какие впечатления остались у Дениски, после первого посещения? (смеялся, был глупым, запомнились акробаты).
-Что же Денису сейчас больше всего понравилось в цирке? Найти в тексе, зачитать. (Выступление артиста — жонглера)
- Как Денис называет это выступление? (Потеха)
- Найдите описание девочки. Прочитайте. Какие эпитеты использует автор при описании девочки? (маленькая, синие-синие глаза, длинные руки, особенная, маленькие ножки, милая, необыкновенная)
- Найдите слова, с помощью которых автор описывает движение девочки (глаголы), (взмахнула, стояла, побежала, захотела спрыгнуть, ехала, бегала, плыла, смеялась, умеет, светилась, плыла, звенела).
- С кем рассказчик сравнивает девочку? ( С птицей, Дюймовочкой, молнией)
-Какой использует прием? (Сравнение.)
-Чем так поразила Дениску — девочка на шаре? (“…он никогда не видел таких маленьких и красивых девочек, и это было как в сказке…”)
- Только ли красотой девочки был сражен Денис? (ловкостью, смелостью)
- Почему Денис испугался? (ему «показалось, что она сейчас разобьется о барьер»)
-А выступление ему понравилось? («и я тоже кричал браво», «Я все время думал про девочку на шаре, какая она удивительная и как помахала мне рукой и улыбнулась, и больше уже ни на что не хотел смотреть»)
- Почему Дениске понравилась эта тихая музыка, которая сопровождала выступление девочки? («И это было как в сказке»)
- Как относится Дениска к продолжению циркового представления? («уже ни на что не хотел смотреть, он хотел сохранить в памяти образ девочки, лучше ее запомнить)
- Изменилось ли отношение Дениски к цирку? (он понял, что цирк это не только веселье, но и красота)
-Почему Дениске не понравилось выступление львов?
-О чём спросил папа? («Понравилось в цирке?»)
-Чему удивилась мама? (взаимопониманию)
- О чём мечтал всю неделю Дениска? («когда же придет воскресенье»)
-Что Дениска узнал об эквилибристке? (уехала во Владивосток с родителями)
-Как папа хотел отвлечь Дениску от грустных мыслей? (предлагал смотреть львов, зайти в кафе-мороженое)
Сравните душевное состояние папы и Дениски во время посещения цирка. Противопоставление не только слов, а целых предложений, фраз называется антитезой.
-Почему не смотря на то, что папе было интересно в цирке, он выполнил Денискину просьбу уйти домой? (он чувствовал свою вину за то, что не смог пойти с сыном на следующей неделе)
-Как вы считаете, можно ли сказать, что папа понимает Дениску? (не стал уговаривать)
-Переживал ли папа за Дениса? («у него было очень серьезное и грустное лицо»)
-Как можно назвать отношение отца к сыну? (взаимопонимание)
Что такое взаимопонимание?
Карточка № 3
Составление синквейна.
Найти наиболее существенные моменты, сделать выводы и кратко их сформулировать
1. Написать 1 имя существительное по теме.
2. 2 имени прилагательных (описание свойств, признаков предмета)
3. 3 глагола.
4. Предложение (отношение автора к предмету)
5. Слово-смысл темы (итог, суть предмета)
IV. Подведение итогов. Домашнее задание (по желанию). Написать продолжение рассказа.
Искандарова Елена Александровна
МБОУ Лицей № 68
alenka0055@mail.ru