Цели урока:
- раскрыть нравственный смысл произведения;
- совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, пересказа текста, выборочного чтения;
- учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;
- учить четко отвечать на поставленные вопросы;
- совершенствовать библиографические навыки;
- закреплять умение самостоятельно работать с книгой;
- развивать читательский интерес.
Проект урока.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Организационный момент и целеполагание
|
2 мин.
|
Знакомит с темой и целью.
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки ,которую желают.
|
2
|
Работа с разноуровневыми
карточками.
|
20 мин.
|
Раздает вопросы, оказывает индивидуальную помощь
|
Отвечают на вопросы.
|
3
|
Беседа по вопросам
|
15 мин.
|
Задает наводящие вопросы
|
Отвечают на вопросы, зачитывают отрывки из текста
|
4
|
Рефлексия
|
2 мин.
|
Подводит итог, анализирует таблицу
|
Сравнить результат таблицы с предполагаемым результатом
|
5
|
Индивидуальное домашнее задание
|
1 мин.
|
Найти другие рассказы В.Ю.Драгунского про Дениску.
|
Желающие записываю д/з
|
Ход урока
1. Организационный момент и целеполагание – 2 мин.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Зовут меня Гульнара Филаритовна.
- Я буду зачитывать предложения, а вы их продолжите с помощью слов-подсказок.
- На уроке наши глазки внимательно смотрят и… (видят)
- Наши ушки внимательно слушают и все …(слышат)
- Наши язычки четко и громко …(говорят)
- Наши головы хорошо и быстро … ( думают)
- Посмотрите, на доске представлен портрет замечательно писателя, может кто-нибудь из вас узнал его и знаком с его произведениями? (ответы детей) (Это Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972)
- Ребята, а какие рассказы В. Ю. Драгунского вы уже читали? (ответы детей)
- Виктор Драгунский написал серию веселых рассказов о мальчике, Денисе Кораблеве, и все эти рассказы вышли под общим названием «Денискины рассказы». По этим рассказам даже сняли фильм, его вы можете посмотреть на диске или в интернете. А фрагменты из этого фильма я вам сейчас покажу(видео нарезки из кинофильма про Дениску Кораблева)
- Сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов, который называется «Тайное всегда становится явным»
-Прежде чем приступить к чтению рассказа, решите для себя, какую оценку вы хотите получить на уроке.
Для того, чтобы получить «3»,выполните задание на карточке №1.
«4»- кто выполнит задание на карточке №2
«5»- кто творчески выполнит задание на карточке №3
Успеха вам, приступаем к увлекательному чтению.
2. Самостоятельная работа -20 мин.
Раздаю разноуровневые карточки.(3 цвета)
1 карточка:
Найди и вычеркни лишнего героя: мама, Дениска, пожарный,милиционер, прохожий.
Как объяснила мама Дениске фразу: « Тайное всегда становится явным»? Найдите в тексте.
Куда мама пообещала сходить с сыном, если он съест полезную кашу? Найдите это в тексте.
2 карточка:
1.Что добавлял Дениска в кашу, чтобы она стала вкуснее, и он ее мог съесть?
а)
б)
в)
Что сделал с кашей герой рассказа? Найдите это в тексте.
На кого и куда попала каша? Найдите это в тексте.
На что стали похожи мамины глаза, когда она рассердилась? Найдите это в тексте.
Подготовтесь прочитать выразительно слова прохожего, на которого попала каша.
3 карточка:
Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось скрывать правду или вас обманули, а потом все раскрылось. Напишите, как вы себя чувствовали в тот момент.
(Резервная карточка № 4: Чему нас учит этот рассказ? Найдите в тексте главную мысль)
Физминутка.
3. Беседа по вопросам — 15 мин.
Вопросы по карточкам.
- Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось обманывать?
- Чему он учит?
4. Рефлексия — 2 мин.
- Ребята, посмотрите, справились ли вы с тем, что запланировали для себя? Поднимите руку те, кто справился. Вы просто умники и умнички. Кто не достиг того, что запланировал? Поднимите руки.(А почему так получилось? Если останется время.) Ни чего страшного в следующий раз вы обязательно получите «5»,если, конечно постараетесь.
5. Индивидуальное домашнее задание — 1 мин.
- Ребята, мне кажется, что вам понравился Денис Кораблев. И если вы желаете узнать о его приключения, то вы можете взять в библиотеке книги В.Ю.Драгунского «Денискины рассказы» и почитать.
Спасибо, вам за урок, вы замечательные и улыбчивые дети. Вам передают огромный привет ребята из Уфы. И хочу вам вручить не большие подарки.
Оборудование: доска с записью темы урока, выставка книг с произведениями В. Драгунского и его портрет, карточки с вопросами, таблички со словами: «видят», «слышат», «думают», «говорят», видео –фрагмент из фильма «Денис Кораблев и его друзья»,песня «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЖУ-ЖУ-ЖУ»
Фирсова Г. Ф., МОУ Лицей № 68
lyceum68ufa@mail.ru