О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » 3 класс » Окружающий мир » Экосистема » Экосистема луга


Окружающий мир. Обитатели земли. А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. УМК «Школа 2100».
Цель:
сформировать у обучающихся представление об экосистеме луга.
Задачи:
- познакомить с животными и растениями луга, их особенностями; установить взаимосвязь между организмами, входящими в экосистему луга; выяснить характер последствий вмешательства человека в природное равновесие;
- развивать наблюдательность, речь, мышление, коммуникативные навыки;
- воспитывать у обучающихся чувство бережного отношения к природным богатствам.
Обеспечение урока: мультимедийный комплекс, карта достижений.

Проект урока.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Орг. момент и целеполагание.

2 мин.

Знакомит с темой урока и целью.

Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок.

2.

Самостоятельное чтение текста. Работа с карточками.

20 мин.

Раздаёт вопросы к тексту, проверяет правильность выполнения, оказывает помощь.

Самостоятельная работа. Знакомятся с текстом, отвечают на вопросы.

3

Физкультминутка

2 мин.

Предлагает презентацию с физкультминуткой.

Выполняют физкультминутку.

4.

Беседа.

18 мин.

Организует беседу по вопросам.

Участие в беседе. Отвечают устно на вопросы.

5.

Рефлексия.

2 мин.

Подводит итог, анализирует таблицу достижений.

Сравнивают достигнутый результат с предполагаемым результатом.

6.

Домашнее задание.

1 мин.

Подготовить сообщение о животном или растении луга.

Записывают задание.

Ход урока.
1. Организационный момент. Целеполагание.
Я — хороший, ты — хороший, мы — хорошие.
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас.
Продолжите мою фразу. Со временем толща торфа становится всё выше, а болото суше. Тогда оно начинает зарастать травой. Пройдёт много лет, и здесь могут появиться ……. (луговые растения или луга). Значит, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Нам предстоит выяснить особенности экосистемы луга.
Сначала вы читаете текст в учебнике на с. 54 — 57, затем отвечаете на 3 группы вопросов. Ответив, на вопросы 1 карточки, вы получаете «3», на вопросы 2 карточки — «4». А чтобы получить «5», вы должны успешно выполнить задание 3 карточки. Для тех, кто справится со всеми заданиями, я приготовила дополнительное задание. За него вы получите отдельную отметку.
Поставьте на листочках ту отметку, которую хотели бы получить за урок. В конце урока мы увидим, смогли ли вы достичь поставленной цели.

2. Самостоятельное чтение текста. Работа по карточкам.
КАРТОЧКА 1.
1. Обширные территории с травянистой растительностью:
1) озеро
2) лес
3) луг

2. Основное растение лугового сообщества:
1) злак
2) клевер
3) пастушья сумка

3. Злаки — это:
1) растения с полым стеблем — соломинкой и невзрачными мелкими цветами
2) мелкие одноклеточные растения
3) многолетние растения с крупным твёрдым стеблем

4. Родиной злаков является:
1) тундра
2) степь
3) пустыня

5. У злаков листья растут:
1) пучком от основания
2) верхушкой

6. Где переживают зиму молодые ростки?
1) вымерзают
2) в дернине
3) уходят глубоко в землю

7. Злаки опыляются с помощью:
1) ветра
2) насекомых
3) зверей

8. Какова "профессия" злаков в экосистеме?
1) производители
2) потребители
3) разрушители

КАРТОЧКА 2
9. Подчеркните зелёным карандашом луговых производителей, красным — потребителей, коричневым — разрушителей.
Стрекоза, василёк, трясогузка, дождевой червь, жук-жужелица, мышь — малютка, пастушья сумка, почвенный клещ, клевер, бабочка — голубянка, ласка, почвенные бактерии, чекан, лопух, ромашка.

10. Составьте цепи питания, сложившиеся на лугу.
Шмель, крот, клевер, мышь.
______________________________________________________________________
Овсянка, кузнечик, ромашка.
______________________________________________________________________

11. Допиши подходящие по смыслу слова.
________________ относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и ___________________ множество растений.

 

КАРТОЧКА 3
12. Напиши правила поведения на лугу, используя ключевые слова: луговые цветы, муравейники, костёр, бабочки и стрекозы, мусор, яйца птиц, ящерицы и жабы.


Напиши синквейн о луге.

______________________________________________________________________

3. Физкульминутка (презентация).

4. Беседа по вопросам.
Ответы обучающихся на вопросы 1 карточки сопровождаются показом презентации. (1 вопрос  — слайды №2-3, 3 вопрос — слайды №4-5, 6 вопрос — слайд №6)
Какие ещё производители растут на лугу? (Слайд №8)
Такое обилие травянистых растений должно привлечь потребителей. Перечислите луговых потребителей.
Если внимательно приглядеться к пёстрому ковру цветов, то можно увидеть
множество насекомых: порхают бабочки, жужжат шмели и пчёлы. (Слайд №9) Чем питаются насекомые? (нектаром цветов) А ещё стрекочут всеядные кузнечики и снуют муравьи. (Слайд №10)
Есть среди мира насекомых хищники — богомол. (Слайд №11) Питается мухами, бабочками, длинноногими кузнечиками. А своё название получил из-за того, что сидит с вытянутыми передними ногами, будто молится.
Это насекомое хищник питается комарами и мошками. У неё очень интересные глаза — огромные почти во всю голову. В её глазах 56 тысяч глазков! (Слайд №12)
Отгадайте загадку. Нос долог, голос тонок. Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Слайд №13) Оказывается, только самки пьют кровь. А самцы питаются соком и нектаром растений.
Есть в лугах много зверьков — мышей (Сайд №14), кротов (Слайд №15), а также жаб и ящериц. (Слайд №16)
Живут на лугу и птицы.
Это жаворонок. (Слайд №17) Невзрачная, серенькая, с мелкими пестринками птичка. Никогда не садится на дерево или куст. И корм на земле собирает: разные семена, насекомых. Гнездо строит на земле: так запрячет его среди сухих стеблей, не найдёшь.
Овсянка. (Слайд №18)
Перепел. (Слайд №19)
Трясогузка. (Слайд №20)
Перечислите луговых разрушителей. (Слайд №21) Какую важную роль выполняют мусорщики в экосистеме луга?
Луг богат разнообразием животных и растений. Все они связаны между собой в цепи питания. Приведите примеры цепочек питания, которые сложились на лугу. (Слайд №22)
Синоптики делают прогноз погоды. А мы с вами попробуем спрогнозировать, что произойдёт с лугом, если человек будет истреблять ящериц, жаб, птиц?
А, если человек уничтожит травы? (Погибнут потребители. Сначала погибнут насекомые, которые питаются нектаром растений. Затем птицы, которые главным образом питаются насекомыми).
Что произойдёт, если человек с помощью ядохимикатов уничтожит насекомых? (Не будет корма для насекомоядных животных. Некому будет опылять растения. Исчезнут травы).
Как же должен вести себя человек на лугу, чтобы не навредить природе? (обучающиеся зачитывают правила поведения на лугу)

5. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что было самым интересным?
- Кто достиг желаемой отметки? Молодцы!
- У кого не совпадает полученная отметка с той, которую вы поставили на листочках? Что нужно сделать, чтобы в следующий раз достичь желаемого?
6. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о любом животном или растении луга.

Скачать презентацию к уроку na_lugu.zip [7.71 Mb]
Скачать музыку к уроку muzika.zip [7.68 Mb]

Ирназарова Расида Ринатовна
г. Уфа Лицей № 58
ufasch58@mail.ru

Другие новости по теме: