О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » 3 класс » Окружающий мир » Органы чувств и нервная система » Органы чувств и нервная система


 

Цели урока:

- сформировать знания учащихся об органах чувств человека как источниках информации об окружающем мире;

- развивать устную речь учащихся;

- прививать навыки соблюдения правил личной гигиены; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

 

Оборудование: презентация «Органы чувств и нервная система», плакат «Строение тела человека», тесты, разноцветные картинки,  колокольчик, соль, сахар, лимонная кислота.

 

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Организационный момент

1мин

настраивает на урок

слушание

2. Целеполагание

 

1 мин.

объяснение

слушание

2. Введение в тему,

Практическая работа

5 мин

Руководит практической работой

Выполняют практическую работу

3.Самостоятельная работа учеников

14 мин

Проверяет

Изучают тему, отвечают на вопросы, анализируют, работа на компьютерах

4.Семинар

17 мин.

задаёт вопросы, слушает ответы учеников, управляет презентацией.

Отвечают на вопросы учителя

5.Рефлексия. подведение итогов

2 мин.

рефлексия

рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент

Пусть в этот зимний и прекрасный день
Всем нам сопутствует удача и везение!
И пожелаем мы друг другу, всем гостям
Чудесного настроения!

 

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Организм человека». И сегодня на уроке вы узнаете, с помощью каких органов человек познает окружающий мир, а также какие правила гигиены нужно выполнять, чтобы сохранить эти органы здоровыми.


3. Изучение нового материала.

А) Рассмотрите картинку. Какие предметы на ней изображены? Какую они имеют окраску? Отгадайте загадку и вы узнаете с помощью какого органа вы это определили.

 

Брат с братом через дорогу живут, А один другого не видит. ( Глаза)

Б) закройте глаза и прислушайтесь к звукам. Какой орган чувств помог вам об этом узнать? (уши)

В) Закройте глаза и принюхайтесь. Какой орган чувств помог вам определить запах? ( нос)

Г) На столе у каждого на парте лежит какое то вещество. Попробуйте и определите, что это за вещество. Какой орган помог вам это определить? (язык)

Д) Потрогайте поверхность стола , а теперь потрогайте свою руку. Что холоднее, что теплее? С помощью какого органа чувств это определили? (кожа)

 

4. Самостоятельное изучение темы и выполнение теста.

Сейчас на уголке данного вам листа поставьте ту оценку, которую вы хотели получить. Вы самостоятельно изучите тему урока и ответите на вопросы теста.

 

5. Семинар

Сколько органов чувств у человека? ( пять)  Назовите орган зрения? (глаза)  Глаза — самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.

 

Сообщение ученика.

Зрение — способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Человеческий глаз не видит предмет сразу. Он воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит и в темноте и при ярком свете. Берегите зрение! Дефекты зрения — это дальнозоркость и близорукость. С возрастом человек плохо видит предметы вблизи, у него развивается дальнозоркость. Близорукость чаще развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещённости помещения. — Чтобы глаза оставались здоровыми, надо выполнять ряд правил гигиены для глаз.

 

Какие правила гигиены для глаз вы знаете?

 1. Читайте, пишите только при хорошем освещении, но помните, что яркий свет не должен попадать в глаза. 2. Следите за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-36 см от глаз. Для этого поставь руку локтём на стол и дотянись до виска.

3. При письме свет должен падать слева.

4. Не читайте в транспорте.

5. Не читайте лёжа.

6. Если долго читаете, пишете, рисуете, через каждые 20-30 мин давайте глазам отдых: смотрите в окно, вдаль, пока не сосчитаете до 20.

7. Не смотрите телевизор и не сидите за компьютером подолгу. Не смотрите передачи более 1 часа. Садитесь к экрану телевизора на расстоянии не ближе чем 2-3 метра.

8. Не трите глаза руками — так можно занести соринку или опасные бактерии.

9. Не стесняйтесь носить очки.

 

Отгадайте загадку. У зверушки — на макушке. А у нас — ниже глаз. ( Уши) За что отвечают уши? Из каких частей состоит наше ухо? (ухо разделено на наружнее, среднее, внутреннее ухо.) А что такое слух мы сейчас узнаем , послушав выступление.

 

Сообщение ученика. Слух — способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там, таким образом, мы слышим и понимаем слова. Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов. — Для ушей тоже нужно выполнять правила гигиены. 1. Регулярно мойте уши с мылом. 2. Никогда не ковыряйте в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами. 3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух. Чаще отдыхайте в тишине. 4. Если почувствуете боль в ухе, немедленно обратитесь к врачу.

 

Какой орган обоняния вы знаете? С помощью носа человек чувствует различные запахи . способность человека чувствовать запахи называется обоняние.

 

Сообщение ученика. С запахами у человека связаны очень многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, т. к. не могут определить, что пища некачественная.

 

1. Нельзя втягивать в себя выделения из носа. 2. Нельзя ковыряться в носу. 3. Не курить, т. к. у курящих людей обоняние ухудшается. 4. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

 

С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от солёной? (язык)

 

Сообщение ученика. Язык — орган вкуса. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое — боками, а горькое — корнем.

 

А с помощью какого органа мы можем почувствовать прикосновение? ( Кожи) Правильно. Кожа — это орган осязания. Закрыв глаза, мы можем почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулись, и угадать, что перед нами. Это чувство называется осязанием.

 

Сообщение ученика. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Для этого кожа сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, т.е. растяжимость1. Надо держать кожу в чистоте. 2. Купаться надо 1-2 раза в неделю. 3. Обязательно мыть руки, лицо, шею и ноги каждый день. 4. Умываться каждый день с мылом не рекомендуется. Мыло сушит кожу. Надо использовать смягчающий крем. 5. Старайтесь не ранить кожу.

 

- Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!» Какой орган руководит всеми органами чувств? Как это происходит?

 

- Совершенно верно, всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга.

 

Какие органы составляют нервную систему человека? (головной мозг, спинной мозг, нервы)

 

Какую функцию выполняет головной мозг? (он управляет органами чувств, способностью говорить, читать, запоминать)

 

Какую функцию выполняет спинной мозг? ( он проводит сигналы от органов в головной мозг)

 

А нервы для чего нужны? ( нервы воспринимают раздражение и передают сигналы от органов к головному мозгу и обратно)

 

Что вредит нервной системе? ( употребление спиртных напитков, наркотиков, курение.)

 

Какие правила помогут сохранить нервную систему?

МОЛОДЦЫ.

 

6. Рефлексия .

 

7. Домашнее задание РТ с . 12-13 З.30-33

 

Скачать презентациюк уроку organy_chuvstb.zip [1.73 Mb]

 

Чуднова Е.В. Гимназия 68 Уфа

Другие новости по теме: