О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » 3 класс » Русский язык » Главные члены предложения » Подлежащее, выраженное личным местоимением


Учебник: УМК «Планета знаний». Русский язык. Л. Я Желтовская

Цели урока:

  • закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; — познакомить с личными местоимениями;
  • формировать умения выделять главные члены предложения, в которых подлежащее выражено не только существительным, но и личным местоимением.
  • подвести учащихся к выводу: подлежащее может быть выражено личными местоимениями: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
  • Развивать самостоятельность мышления.
  • Воспитывать любовь к предмету.

 

№№

п/п

Вид работы

Время

мин

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

1

Объяснение темы

2

Объявление темы, настрой на работу,

Определяют цель, выбирают оценку

2

Изучение нового материала

25

Помогает ученикам, направляет

Самостоятельно изучают тему

3

Семинар

12

Проводит семинар по вопросам

Отвечают на вопросы, делают выводы

4

Рефлексия

1

Проверяет целеполагание, дает домашнее задание

Соотносят поставленную цель с результатом работы

 

Ход урока

У. Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас с вами очень интересная тема. Какая? Попробуйте догадаться (чтение стихотворения). 

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать — не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

 

У. Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему? О чем же сегодня пойдет речь на уроке? (о местоимениях)

Мне хочется, чтобы наша работа на уроке была плодотворной. Чтобы вы открыли для себя что-то новое и что-то интересное узнали. А узнаем мы с вами сегодня, что главным членом предложения может быть не только существительное, но и местоимение.

 

Цель нашего урока: умение выделять главные члены предложения, в которых подлежащее выражено не только существительным, но и личными местоимениями: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Перед вами на столах два листочка: на одном листочке теоретический материал, с которым вы будете работать, а на другом листочке вопросы трех уровней: блок А –  вопросы на знание материала, на оценку «3», блок Б — вопросы на размышление с неоднозначным ответом, на оценку «4» блок В — творческая работа, на оценку «5». Подпишите свои работы и в уголке поставьте отметку, которую хотели бы получить за урок. Итак, приступили к работе. У вас в распоряжении 25 минут. Будьте внимательными, успехов вам.

 

Семинар:

Какими частями речи в предложении может быть выражено подлежащее? 

Что такое местоимение? (спросить 3-4 человека)

На какие вопросы отвечает местоимение?  (спросить 3-4 человека)

Местоимение указывает на… (спросить 3-4 человека)

Какую часть речи заменяют местоимения?   (спросить 3-4 человека) 

Назовите  местоимения единственного числа? Множественного числа?

Какие  местоимения относятся к личным местоимениям?

Какие местоимения относятся к местоимениям 1 лица. 2 лица. 3 лица?

Для чего существуют местоимения в речи?

 

Релаксация: Давайте подведем итоги нашего урока. Посмотрите на таблицу. У всех совпали ваши отметки с полученными за урок?

Молодцы. Вы очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

 

Задание на дом: Составьте небольшой рассказ (3-4 предложения) по любой иллюстрации, помещенной в «Литературном чтении». В тексте составленного рассказа подчеркните местоимения.

 

Блок А.

1. Что такое местоимение?_______________________________________________________

2. На какие вопросы отвечает местоимение?  _______________________________________

3. Местоимение указывает на_____________________________________________________

4. Какую часть речи заменяют местоимения?_______________________________________

5. Какие  местоимения относятся к личным местоимениям?___________________________

_____________________________________________________________________________

6. Какими частями речи в предложении может быть выражено подлежащее?  ___________

_____________________________________________________________________________

8. Назовите  местоимения:

единственного числа? __________________множественного числа?__________________

9.  Назови местоимения 1-ого лица_______________, 2-ого лица______________________

    3-его лица__________________________________________________________________

 

Блок Б.

1. Вставьте слова на месте пропуска.

С помощью какого местоимения человек указывает на себя?

(…..) варю обед.

С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя?

(…. _) пойдём в школу.

Какое мест-е вы употребляете, если обращаетесь к своему другу?

(….) пойдёшь в кино?

Какое мест-е вы употребляете, если обращаетесь к нескольким одноклассникам?

(…..) придёте на ужин?

С помощью какого местоимения вы укажете на человека мужского пола?

(…..) уехал домой.

Какое мест-е вы используете, если надо указать на человека женского пола?

(…..) испекла пироги.

Какое мест-е вам поможет указать на предмет среднего рода?

(…..) выглянуло из-за туч.

С помощью какого мест-я можно назвать всех или многих, о ком говорят?

(….) приехали с подарками.

 

2.  Вставьте вместо точек подходящие по смыслу местоимения. Определите, с какой частью речи местоимения связаны в предложении. Найдите и выделите подлежащее. Какой частью речи оно выражено?

В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое.

… даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.

 

Блок В.

 Прочитайте текст и найдите в нём недостаток? Что бы вы изменили в этом тексте?

Спишите, устранив ошибки? 

Лиса. 
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на самом деле 
редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий 
слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут. 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: она, ей, у неё, она.  

 

Подлежащее, выраженное личным местоимением

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?  Местоимения заменяют существительные. Они не называют предмет, а указывают на него.

Местоимения  бывают:

 

единственного числа (я, ты,  он, она, оно)                 множественного числа (мы, вы, они)   

Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они- это местоимения  личные.

В предложении подлежащее может быть выражено не только именем существительным, но и местоимением.

В речи местоимения создают  речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

 

Местоимения Я, МЫ — это м-я, участвующие в разговоре от 1-го лица. Местоимения ТЫ, ВЫ — от 2-го лица. Местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –от 3-го лица.

Местоимение помогает избежать повторов слов в тексте.

 

Матвеева Светлана Глебовна.

МОУ Лицей  № 52. Уфа poct_52@mail.ru

Другие новости по теме: