Учебник: УМК «Планета знаний». Русский язык. Л. Я Желтовская
Цели урока:
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; — познакомить с личными местоимениями;
- формировать умения выделять главные члены предложения, в которых подлежащее выражено не только существительным, но и личным местоимением.
- подвести учащихся к выводу: подлежащее может быть выражено личными местоимениями: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
- Развивать самостоятельность мышления.
- Воспитывать любовь к предмету.
№№
п/п
|
Вид работы
|
Время
мин
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
ученика
|
1
|
Объяснение темы
|
2
|
Объявление темы, настрой на работу,
|
Определяют цель, выбирают оценку
|
2
|
Изучение нового материала
|
25
|
Помогает ученикам, направляет
|
Самостоятельно изучают тему
|
3
|
Семинар
|
12
|
Проводит семинар по вопросам
|
Отвечают на вопросы, делают выводы
|
4
|
Рефлексия
|
1
|
Проверяет целеполагание, дает домашнее задание
|
Соотносят поставленную цель с результатом работы
|
Ход урока
У. Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас с вами очень интересная тема. Какая? Попробуйте догадаться (чтение стихотворения).
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать — не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
У. Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему? О чем же сегодня пойдет речь на уроке? (о местоимениях)
Мне хочется, чтобы наша работа на уроке была плодотворной. Чтобы вы открыли для себя что-то новое и что-то интересное узнали. А узнаем мы с вами сегодня, что главным членом предложения может быть не только существительное, но и местоимение.
Цель нашего урока: умение выделять главные члены предложения, в которых подлежащее выражено не только существительным, но и личными местоимениями: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
Перед вами на столах два листочка: на одном листочке теоретический материал, с которым вы будете работать, а на другом листочке вопросы трех уровней: блок А – вопросы на знание материала, на оценку «3», блок Б — вопросы на размышление с неоднозначным ответом, на оценку «4» блок В — творческая работа, на оценку «5». Подпишите свои работы и в уголке поставьте отметку, которую хотели бы получить за урок. Итак, приступили к работе. У вас в распоряжении 25 минут. Будьте внимательными, успехов вам.
Семинар:
Какими частями речи в предложении может быть выражено подлежащее?
Что такое местоимение? (спросить 3-4 человека)
На какие вопросы отвечает местоимение? (спросить 3-4 человека)
Местоимение указывает на… (спросить 3-4 человека)
Какую часть речи заменяют местоимения? (спросить 3-4 человека)
Назовите местоимения единственного числа? Множественного числа?
Какие местоимения относятся к личным местоимениям?
Какие местоимения относятся к местоимениям 1 лица. 2 лица. 3 лица?
Для чего существуют местоимения в речи?
Релаксация: Давайте подведем итоги нашего урока. Посмотрите на таблицу. У всех совпали ваши отметки с полученными за урок?
Молодцы. Вы очень хорошо поработали. Спасибо за урок.
Задание на дом: Составьте небольшой рассказ (3-4 предложения) по любой иллюстрации, помещенной в «Литературном чтении». В тексте составленного рассказа подчеркните местоимения.
Блок А.
1. Что такое местоимение?_______________________________________________________
2. На какие вопросы отвечает местоимение? _______________________________________
3. Местоимение указывает на_____________________________________________________
4. Какую часть речи заменяют местоимения?_______________________________________
5. Какие местоимения относятся к личным местоимениям?___________________________
_____________________________________________________________________________
6. Какими частями речи в предложении может быть выражено подлежащее? ___________
_____________________________________________________________________________
8. Назовите местоимения:
единственного числа? __________________множественного числа?__________________
9. Назови местоимения 1-ого лица_______________, 2-ого лица______________________
3-его лица__________________________________________________________________
Блок Б.
1. Вставьте слова на месте пропуска.
С помощью какого местоимения человек указывает на себя?
(…..) варю обед.
С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя?
(…. _) пойдём в школу.
Какое мест-е вы употребляете, если обращаетесь к своему другу?
(….) пойдёшь в кино?
Какое мест-е вы употребляете, если обращаетесь к нескольким одноклассникам?
(…..) придёте на ужин?
С помощью какого местоимения вы укажете на человека мужского пола?
(…..) уехал домой.
Какое мест-е вы используете, если надо указать на человека женского пола?
(…..) испекла пироги.
Какое мест-е вам поможет указать на предмет среднего рода?
(…..) выглянуло из-за туч.
С помощью какого мест-я можно назвать всех или многих, о ком говорят?
(….) приехали с подарками.
2. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу местоимения. Определите, с какой частью речи местоимения связаны в предложении. Найдите и выделите подлежащее. Какой частью речи оно выражено?
В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое.
… даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.
Блок В.
Прочитайте текст и найдите в нём недостаток? Что бы вы изменили в этом тексте?
Спишите, устранив ошибки?
Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на самом деле
редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий
слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова для справок: она, ей, у неё, она.
Подлежащее, выраженное личным местоимением
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? Местоимения заменяют существительные. Они не называют предмет, а указывают на него.
Местоимения бывают:
единственного числа (я, ты, он, она, оно) множественного числа (мы, вы, они)
Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они- это местоимения личные.
В предложении подлежащее может быть выражено не только именем существительным, но и местоимением.
В речи местоимения создают речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.
Местоимения Я, МЫ — это м-я, участвующие в разговоре от 1-го лица. Местоимения ТЫ, ВЫ — от 2-го лица. Местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –от 3-го лица.
Местоимение помогает избежать повторов слов в тексте.
Матвеева Светлана Глебовна.
МОУ Лицей № 52. Уфа poct_52@mail.ru