Учебник: УМК «Планета знаний». Русский язык. Л. Я. Желтовская
Цели урока:
Обучающие:
- дать понятие о том, какую роль выполняют в предложении второстепенные члены;
- сформировать понятие о главных и второстепенных членах;
- закрепить умение находить в предложениях подлежащее и сказуемое;
- подвести к выводу: второстепенными членами называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. Они поясняют подлежащее, сказуемое или другие второстепенные члены предложения.
Развивающие:
- развивать мышление: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы; умение выделять главное, наблюдать; умения частично-поисковой деятельности, частичной постановки проблемы и ее решения;
- развивать речь: развивать лингвистическое отношение к слову; обогащение словаря; уточнение словаря; активизация словаря; формировать связную речь.
Воспитательные:
- формирование интереса к культуре и искусству своего народа;
- формирование внимательного отношения к природе, бережного отношение к ней.
- воспитание стремления к творчеству.
№№
п/п
|
Вид работы
|
Время
мин
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
ученика
|
1
|
Объяснение темы
|
2
|
Объявление темы, настрой на работу,
|
Определяют цель, выбирают оценку
|
2
|
Изучение нового материала
|
35
|
Помогает ученикам, направляет
|
Самостоятельно изучают тему
|
3
|
Рефлексия
|
3
|
Проверяет целеполагание, дает домашнее задание
|
Соотносят поставленную цель с результатом работы
|
Ход урока
У. Добрый день! Добрый весенний день. Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого настроение неважное, мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением.
Сегодня на уроке мы поговорим о том, что помогает сделать нашу речь более красочной и выразительной. Попробуйте догадаться, прочитав и сравнив два текста?
(Слайд №1)
Текст 1. Наступила весна. Снег растаял. Земля ожила. Прилетели птицы. Появилась травка. Пробился подснежник.
Текст 2. Наступила ранняя весна. Растаял последний снег. Земля вздохнула от зимних морозов и ожила. С юга прилетели птицы. На полянах и лужайках появилась молодая травка. В лесу пробился первый подснежник.
У. Что можно сказать о первом тексте? Какие предложения в нем? А во втором?
-Какой текст более полно и точно передал ваши впечатления?
-За счет чего, текст получился более красочным, точным, помогающим нашему восприятию?
-О чем же сегодня пойдет речь на уроке? (о второстепенных членах и о их связи с главными).
Мне хочется, чтобы наша работа на уроке была плодотворной. Чтобы вы открыли для себя что-то новое и что-то интересное узнали.
Цель нашего урока: выяснить, какую роль выполняют в предложении второстепенные члены.
У. А начнем урок с работы над словарными словами. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова, которые начинаются с буквы “С”.
ГИОСАП, КАООРС, РЕСВЕ, ОБСАКА, ТСОЦАЛИ, АРАСХ.
Перед вами на столах два листочка: на одном листочке теоретический материал, с которым вы будете работать, а на другом листочке вопросы трех уровней: блок А — вопросы на знание материала, на оценку «3», блок Б — вопросы на размышление с неоднозначным ответом, на оценку «4» блок В — творческая работа, на оценку «5».
Подпишите свои работы и в уголке поставьте отметку, которую хотели бы получить за урок. Итак, приступили к работе. У вас в распоряжении 25 минут. Будьте внимательными, успехов вам.
Семинар:
Чем отличается предложение от словосочетания? (спросить 3-4 человека)
Что обозначают главные члены предложения? (спросить 1-3 человека)
Какие члены предложения называются второстепенными? (спросить 1-3 человека)
Какую роль в предложении играют второстепенные члены? (спросить 3-4 человека)
Назовите второстепенные члены предложения? (спросить 3-4 человека)
Что такое определение? (спросить 1-2 человека)
Что такое дополнение? (спросить 1-2 человека)
Что такое обстоятельство? (спросить 1-2 человека)
Насколько важно употреблять в нашей речи предложения, где есть второстепенные члены предложения? (спросить 3-4 человека)
Релаксация: Давайте подведем итоги нашего урока. Посмотрите на таблицу. У всех совпали ваши отметки с полученными за урок?
Молодцы. Вы очень хорошо поработали. Спасибо за урок.
Задание на дом: Составьте небольшой рассказ о весне (3-4 предложения) В тексте составленного рассказа подчеркните главные и второстепенные члены, установите связь второстепенных членов с главными.
Блок А.
1. Чем отличается предложение от словосочетания?_____________________________________
2. Что обозначают главные члены предложения?_______________________________________
3.Какие члены предложения называются второстепенными?______________________________
4.Какую роль в предложении играют второстепенные члены?____________________________
5.Назовите второстепенные члены предложения?_______________________________________
6.Что такое определение?___________________________________________________________
7.Что такое дополнение?____________________________________________________________
8.Что такое обстоятельство?_________________________________________________________
Блок Б.
1. Прочитай группы слов. Укажи, какая из них является словосочетанием.
А) декабрьские морозы
Б) подъехала машина
В) город растёт
2. Прочитай предложения. Укажи, в каком из них есть второстепенные члены.
А) Мама стирала и пылесосила.
Б) Марина и Наташа играли.
В) Ярко светило солнце.
3. Прочитай текст. Сколько в нём распространённых предложений?
Кончился апрель. Лес пахнет корой и соком берёз. Под ногами шуршит ветхий лист. Дуб спит. Шумно кричат грачи у своих гнёзд. Они долго ждали весну.
A) 3 предложения
Б) 4 предложения
В) 5 предложений
4. Прочитай текст. Найдите и подчеркните в нем дополнения.
Папа принес домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду. Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога. Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу.
5. Прочитай текст. Найдите и подчеркните в нем определения.
Мать-и-мачеха — первые весенние цветы.
Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика. Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья с верхней стороны гладкие и холодные, а снизу — мягкие и теплые.
6. Прочитай текст. Найдите и подчеркните в нем обстоятельства.
Мы решили пройтись по лесу пешком. Весна пришла в лес к лесным жителям. Хорошо здесь. На деревьях птицы вьют гнезда для птенцов. Бурый медведь вылез из берлоги. В полдень над лесом собралась гроза.
Блок В.
- Распространи простые предложения. Подчеркни главные и второстепенные члены.
Пришла весна. Бегут ручейки. Солнце согревает. Плывут облака. Щебечут птенцы. Проснулся медведь. Мне нравится весна.
Второстепенными членами называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. Они поясняют подлежащее, сказуемое или другие второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены распространяют предложение, уточняют главные, делают текст лучше, красивее,.
Второстепенные члены предложения делятся на
определения
дополнения
обстоятельства
Дополнение — второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
Дополнение может быть выражено:
а) именем существительным: Врач несѐт ответственность за жизнь (за что?) больного;
б) местоимением: Мне (кому?) очень нравится читать;
в) именем числительным: Оставшееся количество вещества разделим на три;
Определение (лат. — определение) — второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который? скольких?
Обстоятельство — второстепенный член предложения, который указывает на обстановку и характер действия, состояния или признака и отвечает на вопросы о способе, месте, времени, цели, причине, условии действия: как? где? куда? каким образом? почему?
Скачать презентацию к уроку svuz.zip [176.3 Kb]
Матвеева Светлана Глебовна
МОУ Лицей № 52. Уфа
poct_15@mail.ru