Цели:
Обучающая:
проверить уровень усвоения учащимися личных, неопределенных, возвратного местоимений.
Развивающая: развивать у учащихся навыки самостоятельного нахождения теоретического материала для выполнения заданий
Оборудование: контрольные тесты, сборник Л. И. Мальцевой, НИИ школьных технологий, Москва, 2012 год, карточки с вопросами
Проект урока
№ |
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Время
|
I.
|
Орг. момент и целеполагание
|
Определяет цели урока, настраивает на позитивный лад
|
Ставят для себя цель ответить на вопросы, достичь высокой оценки
|
1 мин.
|
II.
|
Самостоятельная работа с тестами
|
Объясняет порядок выполнения заданий
|
Отвечают на вопросы
|
25 мин.
|
III.
|
Самостоятельная работа с теорией учебника
|
Определяет задачи
|
Заполняют карточки теоретическими сведениями о разрядах местоимений
|
6 мин.
|
IV
|
Самостоятельная работа по сборнику «Русский язык»,
Тематические тесты
|
Направляет работу, помогает вновь прибывшим ученикам
|
Выполняют самостоятельную работу,
из сборника стр.23
|
10 мин.
|
V.
|
Рефлексия
|
Подводит итог работе, анализирует таблицу
|
Сравнивают полученный результат с предполагаемым
|
2 мин.
|
VI.
|
Индивидуальное домашнее задание
Самостоятельно изучить оставшиеся разряды местоимений
|
|
Желающие записывают задание
|
1 мин.
|
Стенограмма:
I. Орг.момент и целеполагание.
У.: Ребята! Мы с вами продолжаем работу по разделу «Морфология». Сегодня вы должны показать, как усвоены вами пройденные разряды местоимений. Тест состоит из 15 заданий. К группе «А» относятся вопросы с 1 по 4, группе «В» — с 5 по 9, к группе «С» с 10 по 15. После выполнения теста вам необходимо самостоятельно изучить указательные, притяжательные и определительные местоимения и ответить на ряд вопросов.
II. Самостоятельная работа с тестом.
А.
1) Укажите ряд, в котором только личные местоимения:
а) сам, мы, тобой, наш;
б) его, тобой, мной, тебя;
в) какой-либо, их, со мной.
2) Укажите ряд, в котором все местоимения неопределенные:
а) чей-нибудь, никто, наш;
б) ничей, нечто, всякий;
в) сколько-то, несколько, какой-нибудь.
3) Напиши начальную форму каждого местоимения:
собой, мной, нам, вам.
4) Напиши возвратное местоимение.
В.
5) Укажите ошибку в морфологическом разборе выделенного местоимения:
Не боимся мы его, великана твоего.
а) его — местоимение;
б) начальная форма — он;
в) личное;
г) в предложении употреблено в форме творительного падежа;
д) в предложении является дополнением.
6) Напишите, каким членом предложения является местоимение его в предложении:
Я сразу же узнал его.
7) Найдите ошибку в употреблении местоимения:
а) Подойди к нему.
б) У их все не так.
в) У него все в порядке.
8) Укажите ошибку в написании местоимения:
а) на нем;
б) кое что;
в) никакой.
9) Найдите верное произношение:
а) сколькими;
б) сколькими;
в) скольких
С.
(работа с текстом)
1. Писал Гайдар совсем не так, как обычно пишут все писатели. (2) Сначала он как бы рассказывал себе вслух свою книгу. (3) Однажды мы жили с ним около Рязани, в селе Солотче, на краю Мещерских лесов.
(4) Каждое утро Гайдар выходил в деревенский сад, ходил по заросшим дорожкам и что-то бормотал про себя, фраза за фразой. (5) Так он сначала как бы выговаривал книгу, а потом записывал ее спокойно и быстро. (6) Затем он рисовал на рукописи красноармейскую звезду. (7) Это значило, что книга окончена. (8) Так он написал при мне «Судьбу барабанщика». (9) Иногда я находил у себя под дверью записку Гайдара с одним только словом: «Трепещи!» — и с рисунком звезды вместо подписи. (10) Такие записки Гайдар мне оставлял в знак того, что он окончил какой-нибудь рассказ, придет ко мне и будет его читать. (11) И я действительно трепетал, предчувствуя великолепную прозу.
(По К. Паустовскому)
10) В предложениях 1-3 найдите притяжательное местоимение.
11) Из предложений 4-5 выпишите неопределенное местоимение.
12) В предложениях 9-11 найдите указательное местоимение.
13) Укажите разряд местоимения какой-нибудь из предложения 10.
14) Из предложений 1-3 выпишите возвратное местоимение.
15) Перечислите предложения, в которых есть личное местоимение, изменяющееся по родам и числам.
III. Самостоятельная работа.
Ответы на вопросы после изучения теории по учебнику.
а) На принадлежность указывают … местоимения.
б) По родам, числам и падежам изменяются …
в) Какие местоимения, кроме притяжательных, могут обозначать принадлежность …
г) Что можно сказать о местоимении таков …
д) Определительные местоимения указывают …
IV. Самостоятельная работа по сборнику «Русский язык», 6 класс, по программе Т.А. Ладыженской,
стр. 23
V. Рефлексия.
VI. Индивидуальное домашнее задание.
Самостоятельно изучить оставшиеся разряды местоимений,
Найти местоимения разных разрядов из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Настявина Гульнур Рашитовна
МБОУ «Татарская гимназия №2 при КФУ», г. Казань
nastyavina@yandex.ru