О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 6 класс » Местоимение » Употребление местоимений в речи


Цели:

  • Формировать умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности.
  • Предупредить возможные речевые и грамматические ошибки в употреблении местоимений.
  • Учить оценивать речь с точки зрения её правильности, находить речевые и грамматические недочёты, исправлять их, редактировать тексты.
  • Развивать речь и мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и навыки.
  • Воспитывать сознательное отношение к русскому языку как к духовной ценности, средству общения.

Оборудование: раздаточный материал на каждого ученика в виде разноуровневого дидактического задания по теме (карточек), учебник, карта достижений, компьютер.
Проект урока

Этапы урока

Время

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

Доска
и оборудование

Организационный
 момент.

1 мин.

Вступительное слово.
Приветствие.

Постановка цели. Прогноз  результата.

 

Актуализация

Устная
работа.

5 мин.

Закрепление прошлой темы урока.

Постановка цели  урока.
Озвучивание алгоритма действий.

Ответ на вопросы с целью закрепления темы прошлого урока

 

Целеполагание.

1 мин.

Формулирование основной задачи урока.

Оформление темы урока, на учебной доске.

Изучение нового материала. 

Работа с
 разноуровневыми
заданиями.

30 мин.

 

 

6 класс работа с компьютером в обучающем режиме, подготовка ответов на вопросы (устно)

Самостоятельное изучение темы по материалу учебника: М.Разумовской «Русский язык», 6 класс

работает 6 класс за компью-тером, готовят ответы на вопросы самостоятельно.

 

 

 

 

Выполняя разноуровневые задания на компьютере, заполняют карту успеха.

 

 

Устная работа

5  мин.

Устное закрепление изученного

Ответы на вопросы учителя

 

Рефлексия.

 

2 мин.

Подведение итога, анализ карты достижений

Сравнение прогнозируемых результатов с полученными, согласно карте достижений.

 

Домашнее задание

1 мин.

Диктовка домашнего задания

Запись домашнего задания в дневник

 

Организационный момент. 1 мин.
Учитель: Здравствуйте, садитесь!
Устная работа. Целеполагание. 6 мин.
Учитель: Сейчас мы с вами ответим на несколько вопросов по теме прошлого урока, «Неопределённые местоимения». Итак, 1-ый вопрос:  Какие слова мы называем местоимениями?
Ученик:  Местоимения — это такие слова, которые обозначают лицо (я, ты; мы, вы; он (она, оно, они), а также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно (тот, это, всякий, столько).
 Учитель:  Вопрос № 2. Какие местоимения мы называем неопределёнными?
Ученик: Неопределённые местоимения указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество предметов.
Учитель: Вопрос № 3. Какую  форму  падежа имеют местоимения НЕКТО и НЕЧТО?
Ученик: Местоимение НЕКТО имеет форму только именительного падежа, а НЕЧТО — только форму именительного и винительного.
Учитель: № 4. На какие разряды делятся местоимения по значению?
Ученик: По значению и грамматическим особенностям выделяются такие разряды местоимений: притяжательные, указательные, определительные, вопросительно — относительные, отрицательные,  неопределённые и возвратное местоимение  СЕБЯ.
Учитель: Вопрос  № 5. Что вы можете сказать о личных местоимениях?
Ученик: Местоимения Я, ТЫ не имеют форм множественного числа. Слова МЫ, ВЫ обозначают  не множество Я,  не множество ТЫ, а группу лиц, куда входит Я или ТЫ.
 Учитель: Все верно. Сегодня мы продолжим работу по теме «Местоимение».
Учитель: Откройте свои тетради и запишите тему урока  «Употребление  местоимений в речи».
Ученик: Записывают
Учитель: Посмотрите на карту успеха, перед вами стоит задача «Заработать оценку «5». Чтобы заработать  эту оценку, сначала нужно заработать оценку «3», т.е. выполнить 8 заданий, затем сделать второй шаг заработать оценку «4» выполнить еще 5 заданий, 3 шаг заработать оценку «5» — выполнив еще 4 задания, итого получится 17 заданий. Работу будете выполнять на компьютерах по 15 мин.
Изучение новой темы. Работа с разноуровневыми заданиями. 30 мин. (15 мин. на компьютере, 15 мин. подготовка ответов на вопросы)
Ученик: 6 класс приступают к работе за компьютером, начинают готовить ответы на вопросы, через 15 мин.
Учитель: оказывает помощь при выполнении задания. Предварительно анализирует результат выполнения заданий. В случае затруднений, акцентирует внимание на себе, объясняет задание устно.
Устная работа. 5 мин.
Учитель: От чего зависит выбор формы представления информации?
Ученик: Во многих случаях в результате обработки имеющейся (входной) информации мы получаем новую (выходную) информацию.  Во многих задачах бывает заранее известно правило, по которому следует осуществлять преобразование входной информации в выходную оно может быть представлено в виде формулы, или подробного плана действий.
Учитель:  Можно ли утверждать, что для успешного написания сочинения, изложения достаточно знать все изученные правила, рассуждать логически не обязательно? Ответ обоснуйте. Приведите пример.
Ученик: Нет. При написании сочинения, изложения необходимо логически мыслить, проявлять свою фантазию.  Разные ответы.
Учитель:  Вспомните,  герои каких русских народных сказок совершают выбор, определяющий их судьбу? Приведите примеры
Ученик: Разные ответы (сказка «Царевна- лягушка» Иван выбрал лягушку определил свою судьбу, «Иван царевич и серый волк», Иван Царевич пошел туда не знаю куда, искать то не знаю что).                                                                                                  
Рефлексия. 3 мин.
Учитель:  Подведем итог урока, посмотрим, кто справился с заданиями 1 уровня, 2 уровня, а кто достиг финала, справившись со всеми 3 уровнями.
Ученик: анализируют достижения. Сравнивают с предварительным желаемым результатом.
Учитель: задает домашнее задание.


Приложение 1 (для самостоятельной работы на компьютере)

6 класс

1. Слова, которые обозначают лицо, а  также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно……(местоимения).
2. Какое значение имеет местоимение само по себе… (указательное).
3. Местоимения различаются по значению и по …  (морфологическим признакам).
4. Предлоги с местоимениями пишутся … (раздельно).
5. Личные местоимения в предложении являются или подлежащим или…(дополнением).
6. Местоимения 3-го лица склоняются, изменяются по числам, а в единственном числе — по … (родам)
7. Вставьте подходящее по смыслу пропущенное определительное местоимение:
Грибов было много, и  … довольные вернулись домой.

8. Расставьте запятые:
Лучше всего наблюдать скворца рано утром  до восхода солнца  а для этого надо вставать пораньше.
(Лучше всего наблюдать скворца рано утром,   до восхода солнца, а для этого надо вставать пораньше.)

9.  Какие условия печки в сказке «Гуси-лебеди» должна была выполнить героиня? (Съешь моего ржаного пирожка). Какое местоимение встретилось?  (моего  — личное)

10. Найдите третье «лишнее» с точки зрения произношения.
1) Что, нечто, ничто.                                            (что)
2) Кое — что, что — то, нечто.                              (Нечто)
3) Себя,  я,  мы.                                                    (себя)

11. Работа по тексту романа А.С. Пушкина «Дубровский» (1 и 9 гл.)
Беседа  с учащимися:
а) С каким местоимением обращается ко всем людям Троекуров? (ты). Как это его характеризует? (деспот, самодур).
б) Отличается ли местоимение ты, с которым обращается Троекуров к Дубровскому до ссоры от  ты к Шабашкину и Спицыну? (Дружеское — пренебрежительное).
в) С помощью какого местоимения обращается А.Дубровский к Троекурову? Какой вывод можно сделать, анализируя письмо Дубровского?   (Вы)
г) В чём разница в употреблении   Вы Дубровским и Спицыным с Шабашкиным по отношению к Троекурову?
д) В чём же идея «Дубровского»?  (Главными человеческими ценностями являются честь, справедливость, преданность. Носителями этих качеств являются отец и сын Дубровские. Одновременно автор осуждает деспотизм, произвол, подхалимство. И понять идею нам помогли местоимения ты и Вы.

(Вывод: местоимения ТЫ, ВЫ многое могут сказать о человеке, о его воспитанности, отношению к другим людям. А также являются средством речевой характеристики литературного героя).
12.  Ласково назови героев сказки. Употреби слова с разными суффиксами.
Лисичка — …                                                                  Конёк — ….
Петушок — Золотой …                                                  Мальчик — с -…
Крошечка — …                                                                зайчик — …
Волчок — серый…                                                         козлятушки — …
Мышка -…                                                                     Курочка — …

 

13. Разгадывание кроссворда

кроссворд

  • Какие два местоимения мешают движению на  дорогам?
  • Сколько личных местоимений в слове семья?
  • Первый слог — личное местоимение. Второй — звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.
  • Первый слог — личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.
  • Первый слог — личное местоимение, второй и третий — то же, что ненастье. Вместе означают — мелкая клевета или клеветник.

(Ответы:  1- яма, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда. Местоимение).
– Давайте повторим, какова же роль местоимений в нашей речи? 
Итак, местоимения

  • помогают избежать ненужных повторов в повествовании;
  • служат для связи предложений в тексте;
  • могут выступать в роли ЛЮБЫХ  членов предложения;
  • относительные местоимения служат средством связи частей СПП;
  • от лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования.

Итоги урока. Рефлексия.
- С какой темой мы сегодня познакомились?
- Чему мы с вами научились?
- Что понравилось, запомнилось на уроке?
- Какие трудности возникли? Что получилось? Что не получилось?
6. Оценки за урок: карточки успеха.
7.  Домашнее  задание. Выписать 10 предложений с местоимениями из повести «Дубровский». 

 

Гарус Валентина Николаевна
МОУ «Кушмангортская ООШ»
valentina_garus@mail.ru

Другие новости по теме: