Цели:
- Формировать умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности.
- Предупредить возможные речевые и грамматические ошибки в употреблении местоимений.
- Учить оценивать речь с точки зрения её правильности, находить речевые и грамматические недочёты, исправлять их, редактировать тексты.
- Развивать речь и мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и навыки.
- Воспитывать сознательное отношение к русскому языку как к духовной ценности, средству общения.
Оборудование: раздаточный материал на каждого ученика в виде разноуровневого дидактического задания по теме (карточек), учебник, карта достижений, компьютер.
Проект урока
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Доска
и оборудование
|
Организационный
момент.
|
1 мин.
|
Вступительное слово.
Приветствие.
|
Постановка цели. Прогноз результата.
|
|
Актуализация
|
Устная
работа.
|
5 мин.
|
Закрепление прошлой темы урока.
Постановка цели урока.
Озвучивание алгоритма действий.
|
Ответ на вопросы с целью закрепления темы прошлого урока
|
|
Целеполагание.
|
1 мин.
|
Формулирование основной задачи урока.
|
Оформление темы урока, на учебной доске.
|
Изучение нового материала.
|
Работа с
разноуровневыми
заданиями.
|
30 мин.
|
6 класс работа с компьютером в обучающем режиме, подготовка ответов на вопросы (устно)
|
Самостоятельное изучение темы по материалу учебника: М.Разумовской «Русский язык», 6 класс
|
работает 6 класс за компью-тером, готовят ответы на вопросы самостоятельно.
|
|
|
|
|
Выполняя разноуровневые задания на компьютере, заполняют карту успеха.
|
|
|
Устная работа
|
5 мин.
|
Устное закрепление изученного
|
Ответы на вопросы учителя
|
|
Рефлексия.
|
2 мин.
|
Подведение итога, анализ карты достижений
|
Сравнение прогнозируемых результатов с полученными, согласно карте достижений.
|
|
Домашнее задание
|
1 мин.
|
Диктовка домашнего задания
|
Запись домашнего задания в дневник
|
|
Организационный момент. 1 мин.
Учитель: Здравствуйте, садитесь!
Устная работа. Целеполагание. 6 мин.
Учитель: Сейчас мы с вами ответим на несколько вопросов по теме прошлого урока, «Неопределённые местоимения». Итак, 1-ый вопрос: Какие слова мы называем местоимениями?
Ученик: Местоимения — это такие слова, которые обозначают лицо (я, ты; мы, вы; он (она, оно, они), а также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно (тот, это, всякий, столько).
Учитель: Вопрос № 2. Какие местоимения мы называем неопределёнными?
Ученик: Неопределённые местоимения указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество предметов.
Учитель: Вопрос № 3. Какую форму падежа имеют местоимения НЕКТО и НЕЧТО?
Ученик: Местоимение НЕКТО имеет форму только именительного падежа, а НЕЧТО — только форму именительного и винительного.
Учитель: № 4. На какие разряды делятся местоимения по значению?
Ученик: По значению и грамматическим особенностям выделяются такие разряды местоимений: притяжательные, указательные, определительные, вопросительно — относительные, отрицательные, неопределённые и возвратное местоимение СЕБЯ.
Учитель: Вопрос № 5. Что вы можете сказать о личных местоимениях?
Ученик: Местоимения Я, ТЫ не имеют форм множественного числа. Слова МЫ, ВЫ обозначают не множество Я, не множество ТЫ, а группу лиц, куда входит Я или ТЫ.
Учитель: Все верно. Сегодня мы продолжим работу по теме «Местоимение».
Учитель: Откройте свои тетради и запишите тему урока «Употребление местоимений в речи».
Ученик: Записывают
Учитель: Посмотрите на карту успеха, перед вами стоит задача «Заработать оценку «5». Чтобы заработать эту оценку, сначала нужно заработать оценку «3», т.е. выполнить 8 заданий, затем сделать второй шаг заработать оценку «4» выполнить еще 5 заданий, 3 шаг заработать оценку «5» — выполнив еще 4 задания, итого получится 17 заданий. Работу будете выполнять на компьютерах по 15 мин.
Изучение новой темы. Работа с разноуровневыми заданиями. 30 мин. (15 мин. на компьютере, 15 мин. подготовка ответов на вопросы)
Ученик: 6 класс приступают к работе за компьютером, начинают готовить ответы на вопросы, через 15 мин.
Учитель: оказывает помощь при выполнении задания. Предварительно анализирует результат выполнения заданий. В случае затруднений, акцентирует внимание на себе, объясняет задание устно.
Устная работа. 5 мин.
Учитель: От чего зависит выбор формы представления информации?
Ученик: Во многих случаях в результате обработки имеющейся (входной) информации мы получаем новую (выходную) информацию. Во многих задачах бывает заранее известно правило, по которому следует осуществлять преобразование входной информации в выходную оно может быть представлено в виде формулы, или подробного плана действий.
Учитель: Можно ли утверждать, что для успешного написания сочинения, изложения достаточно знать все изученные правила, рассуждать логически не обязательно? Ответ обоснуйте. Приведите пример.
Ученик: Нет. При написании сочинения, изложения необходимо логически мыслить, проявлять свою фантазию. Разные ответы.
Учитель: Вспомните, герои каких русских народных сказок совершают выбор, определяющий их судьбу? Приведите примеры
Ученик: Разные ответы (сказка «Царевна- лягушка» Иван выбрал лягушку определил свою судьбу, «Иван царевич и серый волк», Иван Царевич пошел туда не знаю куда, искать то не знаю что).
Рефлексия. 3 мин.
Учитель: Подведем итог урока, посмотрим, кто справился с заданиями 1 уровня, 2 уровня, а кто достиг финала, справившись со всеми 3 уровнями.
Ученик: анализируют достижения. Сравнивают с предварительным желаемым результатом.
Учитель: задает домашнее задание.
Приложение 1 (для самостоятельной работы на компьютере)
6 класс
1. Слова, которые обозначают лицо, а также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно……(местоимения).
2. Какое значение имеет местоимение само по себе… (указательное).
3. Местоимения различаются по значению и по … (морфологическим признакам).
4. Предлоги с местоимениями пишутся … (раздельно).
5. Личные местоимения в предложении являются или подлежащим или…(дополнением).
6. Местоимения 3-го лица склоняются, изменяются по числам, а в единственном числе — по … (родам)
7. Вставьте подходящее по смыслу пропущенное определительное местоимение:
Грибов было много, и … довольные вернулись домой.
8. Расставьте запятые:
Лучше всего наблюдать скворца рано утром до восхода солнца а для этого надо вставать пораньше.
(Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца, а для этого надо вставать пораньше.)
9. Какие условия печки в сказке «Гуси-лебеди» должна была выполнить героиня? (Съешь моего ржаного пирожка). Какое местоимение встретилось? (моего — личное)
10. Найдите третье «лишнее» с точки зрения произношения.
1) Что, нечто, ничто. (что)
2) Кое — что, что — то, нечто. (Нечто)
3) Себя, я, мы. (себя)
11. Работа по тексту романа А.С. Пушкина «Дубровский» (1 и 9 гл.)
Беседа с учащимися:
а) С каким местоимением обращается ко всем людям Троекуров? (ты). Как это его характеризует? (деспот, самодур).
б) Отличается ли местоимение ты, с которым обращается Троекуров к Дубровскому до ссоры от ты к Шабашкину и Спицыну? (Дружеское — пренебрежительное).
в) С помощью какого местоимения обращается А.Дубровский к Троекурову? Какой вывод можно сделать, анализируя письмо Дубровского? (Вы)
г) В чём разница в употреблении Вы Дубровским и Спицыным с Шабашкиным по отношению к Троекурову?
д) В чём же идея «Дубровского»? (Главными человеческими ценностями являются честь, справедливость, преданность. Носителями этих качеств являются отец и сын Дубровские. Одновременно автор осуждает деспотизм, произвол, подхалимство. И понять идею нам помогли местоимения ты и Вы.
(Вывод: местоимения ТЫ, ВЫ многое могут сказать о человеке, о его воспитанности, отношению к другим людям. А также являются средством речевой характеристики литературного героя).
12. Ласково назови героев сказки. Употреби слова с разными суффиксами.
Лисичка — … Конёк — ….
Петушок — Золотой … Мальчик — с -…
Крошечка — … зайчик — …
Волчок — серый… козлятушки — …
Мышка -… Курочка — …
13. Разгадывание кроссворда
- Какие два местоимения мешают движению на дорогам?
- Сколько личных местоимений в слове семья?
- Первый слог — личное местоимение. Второй — звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.
- Первый слог — личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.
- Первый слог — личное местоимение, второй и третий — то же, что ненастье. Вместе означают — мелкая клевета или клеветник.
(Ответы: 1- яма, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда. Местоимение).
– Давайте повторим, какова же роль местоимений в нашей речи?
Итак, местоимения
- помогают избежать ненужных повторов в повествовании;
- служат для связи предложений в тексте;
- могут выступать в роли ЛЮБЫХ членов предложения;
- относительные местоимения служат средством связи частей СПП;
- от лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования.
Итоги урока. Рефлексия.
- С какой темой мы сегодня познакомились?
- Чему мы с вами научились?
- Что понравилось, запомнилось на уроке?
- Какие трудности возникли? Что получилось? Что не получилось?
6. Оценки за урок: карточки успеха.
7. Домашнее задание. Выписать 10 предложений с местоимениями из повести «Дубровский».
Гарус Валентина Николаевна
МОУ «Кушмангортская ООШ»
valentina_garus@mail.ru