Этапы урока
|
Время
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Доска
и оборудование
|
Организационный
момент.
|
1 мин.
|
Вступительное слово.
Приветствие.
|
Постановка цели. Прогноз результата.
|
|
Актуализация
|
Устная
работа.
|
5 мин.
|
Закрепление изученной темы урока.
Постановка цели урока.
|
Ответ на вопросы с целью закрепления темы прошлого урока
|
|
Целеполагание.
|
1 мин.
|
Формулирование основной задачи урока.
|
Оформление темы урока, на учебной доске.
|
Изучение нового материала.
|
Работа с
разноуровневыми
заданиями.
|
30 мин.
|
работа с компьютером в обучающем режиме, подготовка ответов на вопросы (устно)
|
Самостоятельное изучение темы по материалу учебника: Львовой «Русский язык»,
5 класс, § 76
|
работает 5 класс за компьютером, готовит ответы на вопросы самостоятельно
|
|
|
|
|
Выполняя разноуровневые задания на компьютере, заполняют карту успеха.
|
|
|
Устная работа
|
5 мин.
|
Устное закрепление изученного
|
Ответы на вопросы учителя
|
|
Рефлексия.
|
.
2 мин.
|
Подведение итога, анализ карты достижений
|
Сравнение прогнозируемых результатов с полученными, согласно карте достижений.
|
|
Домашнее задание
|
1 мин.
|
Запись домашнего задания под диктовку
|
Запись домашнего задания в дневник
|
|
Организационный момент. 1 мин.
Учитель: Здравствуйте, садитесь!
Устная работа. Целеполагание. 6 мин.
Учитель: Сейчас мы с вами ответим на несколько вопросов по теме: «Глагол». Итак, 1-ый вопрос: Что такое глагол?
Ученик: Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Учитель: Вопрос № 2.Назовите морфологические признаки глагола.
Ученик: У глагола есть постоянные признаки (вид, переходность, возвратность, спряжение) и непостоянные признаки (наклонение, число, время, лицо, род)
Учитель: Вопрос № 3. Что обозначают глаголы?
Ученик: Глаголы обозначают:
1. трудовые процессы;
2. движение;
3. состояние человека;
4. состояние природы;
5. процессы речи и мысли;
6. проявление цвета
Учитель: Вопрос № 4. В каких типах речи широко употребляются глаголы?
Ученик: Глаголы широко употребляются в любых типах речи: в описании, повествовании, рассуждении.
Учитель: Все верно. Сегодня мы продолжим работу по теме «Глагол»
Учитель: Откройте свои тетради и запишите тему урока: «Безличные глаголы»
Ученик: Записывают
Учитель: Посмотрите на карту успеха, перед вами стоит задача «Заработать оценку «5». Чтобы заработать эту оценку, сначала нужно заработать оценку «3», т.е. выполнить 8 заданий, затем сделать второй шаг заработать оценку «4» выполнить еще 5 заданий, 3 шаг заработать оценку «5» — выполнив еще 4 задания, итого получится 17 заданий. Работу будете сначала выполнять на компьютерах по 15 мин., потом готовить ответы на вопросы для устной работы.
Изучение новой темы. Работа с разноуровневыми заданиями. 30 мин. (15 мин. на компьютере, 15 мин. подготовка ответов на вопросы)
Ученик: 5 класс приступают к работе за компьютером.
Учитель: оказывает помощь при выполнении задания. Предварительно анализирует результат выполнения заданий. В случае затруднений, акцентирует внимание на себе, объясняет задание устно.
Устная работа. 5 мин.
Учитель: От чего зависит выбор формы представления информации?
Ученик: Во многих случаях в результате обработки имеющейся (входной) информации мы получаем новую (выходную) информацию. Во многих упражнениях бывает заранее известно правило, по которому следует выполнять задание.
Учитель: Можно ли утверждать, что для успешного написания сочинения, изложения достаточно знать все изученные правила, рассуждать логически не обязательно? Ответ обоснуйте. Приведите пример.
Ученик: Нет. При написании сочинения, изложения необходимо логически мыслить, проявлять свою фантазию. Разные ответы.
Учитель: Вспомните герои, каких русских народных сказок совершают выбор, определяющий их судьбу. Приведите примеры
Ученик: Разные ответы (сказка «Царевна- лягушка» Иван выбрал лягушку, определил свою судьбу, «Иван царевич и серый волк», Иван Царевич пошел туда, не знаю куда, искать то, не знаю что).
Рефлексия. 3 мин.
Учитель: Подведем итог урока, посмотрим, кто справился с заданиями 1 уровня, 2 уровня, а кто достиг финала, справившись со всеми 3 уровнями.
Ученик: анализируют достижения. Сравнивают с предварительным желаемым результатом.
Учитель: задает домашнее задание.
Приложение 1 (для самостоятельной работы на компьютере)
5 класс.
- Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? … (глагол)
- Какая группа слов (после имён существительных) занимает второе место? … (глагол).
- Как называется начальная форма глагола? ... (инфинитив).
- Какого вида бывают глаголы? … (несовершенного и совершенного)
- Как называются глаголы, которые имеют или могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога? … (переходные).
- Какие три наклонения есть в русском языке? … (условное, повелительное, изъявительное).
- 7. Расставьте запятые в нужном порядке.
Дом освещает (1) больных исцеляет(2) чистоту соблюдает(3) людей соединяет(4)и обувает.
(1, 2, 3)
8. Найдите в тексте пословицы:
а) Курить — здоровью вредить.
б) Снег тает, на реках начинается ледоход.
в) Поспешишь — людей насмешишь.
г) Много воды впитается в землю.
д) Семь раз отмерь — один раз отрежь.
е) Вода пришла на землю в виде снега.
ж) Воды начнут собираться всё больше и больше.
(а, в, д)
9. Какие условия печки в сказке «Гуси-лебеди» должна была выполнить героиня? (Съешь моего ржаного пирожка).
10. Отгадайте загадки:
А) Летит — молчит, лежит — молчит, когда умрёт — тогда заревёт.
Б) Блестит, сверкает, по полю гуляет, все цветы срезает.
В) Роет, копает, землю взрыхляет.
(А — снег, Б — коса, В — плуг)
11. Прочитаем выразительно стихотворение Плещеева «Весна».
- Понравилось оно вам? Чем?
- О чём стихотворение? (О весне, о надежде и ожидании счастья).
- Какими изобразительно-выразительными средствами передаёт поэт своё радостное настроение? (Восклицательные предложения, эпитеты: небесная; метафоры: небесная лазурь, пора метелей злых и бурь; олицетворения: бегут ручьи, лес оденется, унесла зима, злых бурь.)
- Есть ли в этом стихотворении безличные глаголы? (Повеяло).
12. Спиши пословицы и поговорки с безличными глаголами.
Ни ко двору приходится. Кому вынется, тому сбудется. Видно, так на роду написано. Так суждено. Попался, как ворона в суп. Как на льду обломился. Кинулся, да и перекинулся.
13. 1. Замени словосочетания одним безличным глаголом,
Образец: Начинается рассвет — светает.
Наступают холода -......................................, плохо себя чувствую — ..............................., спускаются сумерки — ....................................., начинается рассвет — ...............................,
дороги размывает — .............................., становится тепло — .............................................,
белеет вдали — ....................................... .
2. Выпиши только предложения с безличными глаголами. Какими членами предложения являются эти глаголы, подчеркни.
Во дворе метет. Во дворе метет метель. Все тропинки занесло. Все тропинки занес ветер. Ранним утром свежеет. Ранним утром воздух становится свеж. Не спится. Ночные звуки не дают мне спать.
3. Попробуйте составить опорную схему, таблицу, рисунок, облегчающие понимание термина «безличные глаголы», или сочините четверостишие о весне, где будут безличные глаголы. Работаем в парах. Проверяем.
Опорная схема.
Личные. Безличные.
Он болен. Ему нездоровится.
Читаем стихи (все желающие).
Вывод. Какие глаголы называются безличными?
В русском языке есть глаголы, которые называются БЕЗЛИЧНЫМИ. Они обозначают такие действия, которые совершаются без действующего лица, сами собой.
Домашнее задание. Сочинить четверостишие о весне или мини-текст (с безличными глаголами).
Рефлексия (опрос-итог)
- Что на уроке было главным?
- Что было интересным?
- Что нового сегодня узнали?
- Чему научились?
- Всем спасибо!
6. Оценки за урок: карточки успеха.
Гарус Валентина Николаевна
МОУ «Кушмангортская ООШ»
valentina_garus@mail.ru