Цели урока:
- На основе повторения и обобщения ранее изученного материала углубить знания обучающихся.
- Развитие умения обучающихся систематизировать и анализировать имеющиеся знания.
Задачи:
- Формирование умения различать части речи по признакам, на основе которых слова объединяются в части речи.
- Развивать умение анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал.
- Развивать орфографическую зоркость, навык грамотного письма.
Проект урока.
№ п/п
|
Вид работы
|
Время
мин
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Оргмомент.
|
|
Объявление темы
|
Определяют цель
|
2
|
Минутка чистописания.
Словарная работа.
Рефлексия.
|
3
3
1
|
Работа на доске и в тетради.
|
Работают в тетради.
|
3
|
Самостоятельная работа по карточкам.
|
25
|
Помогает и проверяет выполнение работы.
|
Работают по карточкам.
|
4
|
Рефлексия.
Проверка усвоения.
|
7
|
Проверяет усвоение материала учащимися.
Рефлексия.
|
Соотносят поставленную цель с результатами работы
|
5
|
Подведение итогов работы.
|
1
|
Работа по вопросам учителя.
|
Отвечают на поставленные вопросы.
|
Оборудование. Карточки.
Ход урока.
1. Оргмомент.
- Сегодня у нас гости.
- Поделитесь с ними своим хорошим настроением. (Повернулись к гостям, улыбнулись им)
- Садитесь.
Откройте рабочие тетради. (Учитель говорит, дети показывают)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу...
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу…
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь!)
-Запишите число.
2. Мин. чистописания.
- Для чего она нужна? (что бы вырабатывать каллиграфически правильный почерк.
Запишите первые буквы слов.
— Без какого светила на нашей планете не было бы жизни? (солнце)
— Какая птичка прилетает к нам позже всех? (ласточка) Почему?
— Что появляется на небе перед дождём? (облако)
— Вставьте слово. Когда семья…, то и душа на месте. (вместе)
-Как мы пишем в тетради? (аккуратно)
-Допишите это слово в соединении до конца строки. (слово)
3. Рефлексия.
- Кто какую оценку хочет заработать сегодня на уроке?
Поставьте её в уголке тетради.
Прослушайте грамматическую сказку о словах.
Было это давным-давно. В словах была неразбериха — никакого порядка! Попытались как-то слова построиться. Становились так и этак — все плохо получается. «Без командира нам не обойтись!» — решили они и позвали Морфологию.
- Кто из вас обозначает предмет? — спросила Морфология у слов.
- Я обозначаю предмет, и отвечаю на вопросы кто? что?
- А мы обозначаем действие предмета и отвечаем на вопросы что делать? что сделать.
- А я обозначаю признак предмета и отвечаю на вопрос, — Какой? Какая? Какое?
Угадайте, какое название дала Морфология этим группам слов!
Дети, как называется первая группа слов? (кто угадывает первым, тому ряду дается название этой части речи и карточки с заданиями по этой части речи)
(имя существительное)
Как называется вторая группа слов?
( глагол)
Как называется третья группа слов?
(имя прилагательное)
Теперь каждый ряд имеет свое название, в конце урока вы должны будете рассказать мне все, что знаете о вашей части речи в виде сказки или маленького рассказа.
- Как называется наука, которая помогла разделить слова на группы, кто запомнил? (Повесить слово на доску слово Морфология)
Давайте запишем это слово в тетрадь.
Морфология-это слово состоит из двух частей — морфо — в переводе с греческого «форма», а логос — «учение».
4. Самостоятельная работа
- Что мы будем делать сегодня на уроке?
(вспоминать, все, что знаем о частях речи)
Да, мы вспомним главные части речи — имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Я вам раздала карточки, в которых вы будете работать. Каждое правильно выполненное задание даёт вам право поставить плюсик напротив своей фамилии в таблице на доске.
Приступаем к работе.
Карточки.
№1
1. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что делает?
Воробей чирикает.
Ворона каркает.
Корова мычит.
Сорока стрекочет.
2. Сосчитай, сколько здесь предложений. Напиши первых два предложения. Подчеркни в них двумя чертами слова, отвечающие на вопрос что делает?
Врач лечит. Художник рисует. Учитель учит. Строитель строит. А солдат защищает Родину.
________________________________________________________________________________________
3. Прочитай, запиши подходящий вопрос к словам:
Ласков Васька и хитёр: спинку (______________________)выгибает,
хвостиком (__________________________) виляет,
глазки (______________________)закрывает.
Днём на солнышке (______________________)лежит,
да всё сказки(_________________________) говорит.
Ночью
(________________)бродит,
на охоту (_______________________)ходит:
мышек (______________________) ловит.
№2
4. Запиши слова в два столбика.
Лечит, читают, поёт, моет, скачут, решают, получают, кормит, дружит, пляшут.
Что делает? Что делают?
______________________________ ______________________________
5. Прочитай. Замени вопрос в скобках словами, которые обозначают действия.
Кошки (что сделали?)__________________.
Птицы (что сделали?) ___________________________.
Лошади (что сделали?)________________________.
Мухи (что сделали?)_______________________.
Лягушата (что делают?)_______________________.
А утята (что делают?) ____________________.
Поросята (что делают?)_________________________.
Слова для справок: квакают, зажужжали ,крякают, заржали, хрюкают, зачирикали, замурлыкали
№3
6.Придумай и запиши 4 слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают?
_______________________________________________________________________________
Существительные
№1
1. Запиши слова в два столбика.
Волк, малина, берёза, осина, муравей, мышь, лось, заяц, рябина,смородина .
Кто? Что?
______________________ ____________________________
______________________ ____________________________
______________________ ____________________________
______________________ ____________________________
______________________ ____________________________
2. Найди в стихотворении слова, к которым можно поставить вопросы кто? или что?. Подчеркни эти слова.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
3. Измени данные слова так, чтобы они обозначали много предметов.
чиж- чижи___
стриж -__________
ёж -_____________
мышь- ___________
уж-______________
морж-___________
ёрш-_____________
этаж- ____________
ландыш- ____________
№2
4. Запиши стихотворение, изменяя слова так, чтобы они обозначали много предметов.
Рано утром на рассвете ___________________________
Умываются (мышонок) ____________________________
И (котёнок), и (утёнок) ____________________________
И (жучок), и (паучок). ____________________________
5. Поставь точки так, чтобы получился рассказ. Подчеркни слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? и что?
Ярко засветило солнце зазвенели ручьи прилетели грачи и скворцы зацвели подснежники вспорхнула первая бабочка.
№3
6. Придумай и запиши 4 слова, которые отвечают на вопросы кто? или что?
________________________________________________________________________________
Прилагательные
№1
1. Запиши слова в три столбика.
Сильный, большая, красивое, злой, синяя, белое, добрый, золотая, красное.
Какой? Какая? Какое?
_________________ _________________ ________________
_________________ _________________ ________________
_________________ _________________ ________________
2.Подчеркни волнистой линией слова, отвечающие на вопросы какая? какой?
У каждого дерева свой вид. Сосна стройная. Берёза кудрявая. Ива развесистая. Дуб могучий. Осень трепетная. Ель величавая.
3. Поставь вопросы какой? какое, какая? какие? к словам.
Самое (__________)прекрасное слово на земле — мама.
У мамы самые (____________) добрые и (____________)ласковые руки, самое (___________) верное и (_________)чуткое сердце — в нём никогда не гаснет любовь.
№2
4. Вставь пропущенные слова. Если ты правильно вставишь в предложения подходящие по смыслу слова, то получишь рассказ о лисе.
У кумушки-лисы зубки ___________, рыльце _____________, шубка ___________. Хорошо кума принаряжена. Шерсть у лисы ___________, ___________ . На груди у лисы жилет. На шее ___________галстучек.
Слова для справок: белый, пушистая, золотистая, острые, тёпленькая, тоненькое.
5. Найди в предложениях слова, которые отвечают на вопросы какая?, какое?, какие?. Выпиши эти слова.
Нашего петуха зовут Бонька. Гребешок у петушка красный, грудь золотая, крылья зелёные, а хвост разноцветный.
________________________________________________________________________________
№3
6. Найди такие пары слов, которые противоположны по своему значению. Напиши эти пары.
Образец: сладкий- горький.
Сладкий, большой, сильный, добрый, мелкий, низкий, глубокий, высокий, горький, маленький, слабый, злой.
_____________________________________________________________________
Придумай и запиши предложение с одним из этих слов.
_____________________________________________________________________
5. Проверка усвоения. Рефлексия.
Каждый ряд рассказывает о своей части речи.
6. Итог урока.
МОУ Лицей №68 Г.Уфа
Павлова Элеонора Васильевна
babel61@mail.ru