Цели:
- Познакомить со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке.
- Формировать умение выделять приставку и суффикс в слове.
- Развивать умение образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.
- Развитие навыка самостоятельной работы.
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому, желание и умение работать на уроке.
Проект урока
№
|
Этапы урока
|
Время
мин.
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
1
|
Оргмомент
|
3
|
Знакомит с инструкцией по выполнению работы
|
Слушают. Ставят себе цель. Выбирают уровень (на полях).
|
2
|
Теоретическая разминка
|
5
|
Проверяет усвоение пройденного материала.
|
Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы теоретической разминки.
|
3
|
Совместная работа
|
4
|
Помогает детям решить проблему урока.
|
Решают проблему урока с помощью правил в учебнике.
|
4
|
Самостоятельная работа учеников по карточкам ТИО
|
26
|
Проверяет работы, помогает ученикам при возникновении трудностей. Уровень «А» — после каждого выполненного задания.
Уровень «Б», «С» — после выполненного уровня «А».
|
Ученики класса работают по карточкам ТИО, отмечают свои достижения в Карте успеха. Выполняют работу над ошибками — по мере возникновения ошибок.
|
5
|
Рефлексия
|
2
|
Подведение итогов урока
|
Выясняют, достигли ли они на уроке поставленной цели.
|
Ход урока.
1.Организационный момент
Учитель:
- В начале урока мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы пришли сегодня в класс…
- Я рада, что у большинства ребят нашего класса хорошее настроение. А теперь приступим к уроку. Сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения Николая Рубцова «Ворона»:
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны,
И от холода нет обороны...
- В чём заключается главная мысль этого стихотворения?...
- Вы видите, что и на нашу кормушку начали слетаться птицы. Они ждут от нас помощи.
- Цель нашего сегодняшнего урока — заготовить корм для птиц на время зимних холодов. А для этого мы должны с вами познакомиться с новым материалом, выполнить все задания и за каждый правильный ответ найти рябинку (уровень «А»), шиповник (уровень «Б»), семечку (уровень «С») — они очень помогут нашим меньшим братьям во время морозов.
2. Работа по карточкам ТИО (работа с картой успеха). Тема урока: Общее понятие о приставке и суффиксе.
Теоретическая разминка.
- Какие части слова вы знаете?
- Что такое корень?
- Как правильно выделить корень в однокоренных словах?
- Как пишется корень в однокоренных словах?
- Что такое окончание?
- Для чего служит окончание?
- Как правильно выделить в слове окончание?
Р…бята ос…нью заготавливают корм для птиц.4
Уровень «А» (3)
Совместная работа.
Подобрать однокоренные слова к слову корм.
Постановка проблемы урока: в слове подкормка выделить знакомые части слова.
Как называются другие части слова?
- Что такое приставка? Где стоит? Для чего служит? — правило с 66.
- Что такое суффикс? Где стоит? Для чего служит? — правило с 67.
- Чем сходны приставки и суффиксы?
Разберите по составу слово — подкормка.
- Упр. 146.
- Упр. 147
Уровень «Б» (4)
- Образовать новые слова с помощью суффикса -к- .
Печь, ночь, дача, река, туча, свеча.
Уровень «С» (5)
- Разобрать по составу:
Помни порядок разбора: окончание, корень, приставка, суффикс.
Заморозки, нагрузка, подземный, лисичка, рыбка, горка, травка.
3. Итог урока:
Учитель:
- Итак, скоро прозвенит звонок. Посмотрите, много ли вы собрали корма для птиц? Вы довольны?
- Как оцените свою работу по Карте успеха?
(оценки за урок)
Вот и всё. Звенит звонок,
И закончился урок!
Воронежская область
Новоусманский район
МОУ «Отрадненская СОШ»
Учитель начальных классов Рудницкая Елена Валентиновна