УМК: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «В океане света» Часть 1, « Школа 2100»
Тип урока: технология индивидуализированного обучения.
Форма урока: самостоятельная работа.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение» 4 класс (1 часть);
карточки для самостоятельной работы с разноуровневыми вопросами
Цели урока:
1) познакомить с произведением «Дедушка Мазай и зайцы», формировать умение анализировать стихотворение, понимать настроение лирического героя и поэта, навыки выразительного чтения стихотворения.
2) развивать навыки чтения, умение анализировать образные средства языка, внимание к авторскому слову, к точному употреблению слов в поэтической речи, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, творческое воображение
3) воспитывать чувство сострадания, заботливое отношение ко всему живому. Раскрыть нравственный смысл произведения: Любить природу — значит любить Родину. Охранять природу — значит охранять Родину.
Проект урока
Этап урока |
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Проверка домашнего задания
|
8 минут
|
Задает вопросы по первой части стихотворения
|
Отвечают на вопросы.
|
Организационный момент, Целеполагание.
|
2 минуты
|
Знакомит с темой урока и целью.
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить на уроке.
|
Чтение стихотворения
( 2 часть).
Работа с разноуровневыми вопросами к тексту.
|
20 минут
|
Контролирует чтение детьми сказки.
Дает задание, контролирует осознанность прочитанного текста
|
Читают несколько раз стихотворние.
Самостоятельно работают с текстом, отвечают на вопросы.
|
Семинар.
|
13 минут
|
Слушает ответы детей.
|
Отвечают на вопросы. Обсуждают.
|
Рефлексия
|
1 минуты
|
Подводит итог, анализирует таблицу.
|
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом
|
Индивидуальное домашнее задание.
|
1 минута
|
Предлагает несколько вариантов заданий.
|
Желающие записывают задание
|
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- О чём идёт речь в первой части?
- Что больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?
- Прочитайте описание летнего дождя.
- Как автор подчёркивает силу дождя?
- Как поэт и Мазай оказались в сарае?
- Что вы узнали о Мазае?
- Каким вы увидели главного героя в этой части?
- Над чем поэт «от души хохотал»?
III. Сообщение темы и цели урока.
Очень интересна история написания этого стихотворения. Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотится. В этих походах его спутником был дед Мазай. Он и рассказал об одном интересном случаи.
- Так как стихотворение написано очень давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения.
- Посмотрите в сносках объяснения некоторых слов. ( аршин, сажень, зипун.)
- А вот и еще несколько слов, которые могут быть для вас непонятны:
Доска:
- Силки(силок) — петли для ловли птиц и мелких животных.
- Багры (багор) — шесты с металлическим крючком.
- Тягота — тяжесть, груз.
- Потеха — забава, веселье.
- Лопочут — говорят быстро, много, неясно.
- “Лопочут ушами” (в стихотворении) — шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство.
- Ухнул (от слова “ух!”) — издал резкий, громкий звук.
Чтение 2 части стихотворения. Работа по карточкам.
Блок А
- О чем это стихотворение ?
- С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает?
- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?
- Что увидел дед?
- Как он поступил?
- Как дед Мазай обращается с зайцами?
- О какой черте характера Мазая говорит автор?
Блок Б
- Найдите в тексте слова, которые указывают на то, как дед относится к животным?
- Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев.
- Какими душевными качествами обладает Мазай?
- В каких словах мы слышим большой упрек мужикам?
- Как односельчане отнеслись к поступку деда Мазая?
- Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев увидевших берег.
Блок В
- Только ли ради потехи « прокатил он деревней зайчишек ?
- Прочитайте совет деда Мазая зайцам. Запишите это предложение.
- Понравился ли вам дед Мазай?
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
-Хотели бы вы, что бы у вас был такой дедушка?
VI . Рефлексия.
- Прочитайте пословицу к нашему уроку. Подходят ли она к стихотворению? Можем ли мы утверждать, что «Охранять природу — значит охранять Родину.»
Игра — тест.
- Найдите ошибки в следующих строчках:
В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы граблями (силками) ее не давили;
Только уселась команда босая (косая),
Весь городочек (островочек) пропал под водой;
«То-то! — сказал я. — Не спорьте со мной!
Слушайтесь, мальчики (зайчики), деда Мазая!»;
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится лосиха (зайчиха);
Смотрят, на задние лапы встают,
Весла (лодку) качают, грести не дают…
Мы за деревней в кустах (в реке) очутились.
Тут мои кролики (зайчики) точно сбесились…
Мухамметова Нина Егоровна
учитель начальных классов 1-й квалификационной категории
МБОУ «СОШ» № 58 г. Казань
sch_58@mail.ru