Цели урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с рассказом К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Расширять знания детей о творчестве писателя.
Учить понимать замысел автора, видеть прекрасное вокруг, замечать, понимать окружающий мир.
Развивающие:
Развивать навыки беглого чтения, учить читать по ролям, через интонацию отношения к героям.
Развивать память, мышление, воображение.
Воспитательные:
Повышать положительную мотивацию и интерес к изучаемому предмету.
Продолжительность: 2 урока по 45 минут.
Методы обучения:
Словесные:
- Рассказ (рассказ о писателе)
- Беседа — (вопросы, ответы, рассуждение в диалоге с учителем, беседа по содержанию рассказа)
- Работа с печатным словом (книгой)
Авторы учебника: «Родная речь» для 4 класса Л.Ф.Климановой (М.: Просвещение).
Оборудование: портрет писателя, Э.Григ «Заход солнца», индивидуальные карточки ТИО.
Ход урока 1
Этапы занятия
|
Время
|
Методы и приёмы
|
1. Организационный момент
|
3 мин
|
|
2. Проверка домашнего задания
|
8 мин
|
тио
|
3. Жизнь и творчество К.Г.Паустовского
|
9 мин
|
Беседа
|
4. Работа над рассказом
|
23 мин
|
Слушание, лексическая работа
|
5. Итог урока
|
2 мин
|
Рефлексия
|
ХОД УРОКА 2
|
|
|
1.Организационный момент
|
2 мин
|
|
2. Речевая разминка
|
8 мин
|
|
3.Работа над содержанием рассказа
|
15 мин
|
Практическая работа
|
4. Проверочная работа
|
17 мин
|
Самостоятельная работа по карточкам ТИО
|
5.Итог урока
|
3 мин
|
Рефлексия
|
I. Организационный момент
У. читает
Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей…
Торопитесь всё отдать при жизни
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Тёплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой родине припасть.
То, что прозвучало в этих строках, касается всех нас. Автор этих стихов даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящено два урока чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.
II. Проверка домашнего задания
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
Сейчас вы должны выполнить тест на понимание содержания рассказа Б.С.Житкова «Как я ловил человечков»
- Это произведение:
А) рассказ
Б) повесть
В) сказка
2. Автор этого произведения:
А) К.Паустовский
Б) Б.Житков
В) П.Бажов
3. Имя главного героя:
А) Вова
Б) Витя
В) Боря
4.У кого жил мальчик:
А) у сестры
Б) у бабушки
В) у тёти
5. Где, по мнению мальчика, жили человечки?
А) в ночнике
Б) на пароходике
В) на полке
6. Что сделал мальчик?
А) заболел
Б) разобрал дорогую вещь
В) поймал человечков
7. Как поступил мальчик:
А) хорошо, потому что был настойчив в достижении цели и узнал то, что хотел
Б) плохо, потому что обманывал и испортил дорогую памятную вещь.
Ключи к тесту:
1А; 2Б;3В;4Б;5Б — по одному баллу за правильный ответ
6Б-2 балла за правильный ответ
7Б-3 балла за правильный ответ
9-10 баллов — «5»
7-8 баллов — «4»
4-6 баллов — «3»
III. Жизнь и творчество К. Г. Паустовского.
Откройте учебник на странице 47.Прочитайте имя автора и название произведения. (На доске появляется портрет К.Г.Паустовского)
Константин Георгиевич Паустовский родился 19 (31) мая 1892 г. в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, «был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский, учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учёбу репетиторством.
Первый небольшой рассказ Паустовского «На воде» (1912г.), написанный в последний год учёбы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни». ПО окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевёлся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учёбу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915г. с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.
После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь.
В 1923г. Паустовский вернулся в Москву и начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928г. вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли». В том же году написан роман «Блистающие облака».
К.Г. Паустовский писал не только о природе. Он встречался со многими известными людьми: писателями, поэтами, художниками, музыкантами. Часто Паустовский описывал случаи из их жизни.
Умер Паустовский в Москве 14 июля 1968г.
IV. Работа над рассказом К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
1.- Сегодня мы познакомимся с одним из лучших, на мой взгляд, рассказов Константина Георгиевича Паустовского. Называется он «Корзина с еловыми шишками».
События в рассказе происходят в северной стране — Норвегии, с её сумрачным величием хвойных лесов и суровой красотой фьордов, узких морских заливов с крутыми и высокими берегами, которые вы видите на рисунке в учебнике. События, описанные Паустовским, имели место около ста лет назад, когда ещё не было не только нас с вами, но и ваших мам и бабушек.
Я открою вам ещё один секрет: этот седой старик, которого вы видите на картинке, всемирно известный композитор Эдвард Григ. Родился Григ 15 июня 1843г. в городе Бергене. И хотя он впоследствии много путешествовал, выступал с концертами в разных странах, каждый раз он стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. И в этот раз (учитель берёт книгу и начинает читать) «композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах Бергена…»
2. Словарно- лексическая работа.
- Прежде чем познакомиться с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов. (Слова записаны на доске)
- Объяснение значения слов:
АККОРД — сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство.
СИМФОНИЧЕСКИЙ — от слова «симфония» — большое музыкальное произведение для оркестра.
БОТФОРТЫ — высокие кавалерийские сапоги.
ПАРЧА — плотная узорчатая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.
ФЕТРОВАЯ ШЛЯПА — фетр — плотный вяленый материал из высококачественных сортов шерсти.
3..Чтение текста .
Чтение 1-йчасти рассказа. Эту часть рассказа читает подготовленный ученик
Чтение 2-й и 3-й части рассказа. Читает учитель под музыку.
- Ваши впечатления от прочитанного?
V. Итог урока
- Что узнали о великом норвежском композиторе?
- Как вы думаете, для чего должен жить человек?
Домашнее задание: перечитать текст, вспомнить произведения К.Г.Паустовского.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Каждый ученик получает карточку с текстом
В гости к лету
Мы идём лесной тропинкой,
А куда- не знаем сами.
За малиной?
За малиной!
За грибами?
За грибами!
Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.
Может, мы идём за солнцем?
Что же!
Может, и за солнцем!
Может, белка попадётся,
Может, ёжик ждёт нас где-то…
Мы идём гурьбой весёлой
Ясным утром
В гости к лету!
- Прочитайте медленно.
-Прочитайте с ускорением, выразительно.
Беседа после чтения.
- Ребята, а вы любите гулять в лесу, в саду или в парке?
- Чем вас привлекают эти прогулки?
- О чём в думаете или мечтаете?
III. Продолжение работы над рассказом
Выборочное чтение
1. Как познакомились герои произведения? Перечитайте их диалог.
2.О чём думал Григ, когда сочинял музыку для девочки?
3.Какое впечатление производила музыка на слушателей?
4.Найди описание дома композитора.
5.Найди описание осени, зимы, белых ночей.
6.По какой причине Дагни уехала из дома? Где она оказалась?
7.Что удивило и потрясло Дагни на концерте?
8.Как она догадалась, что знаменитая пьеса Грига посвящена ей? Только ли потому, что было названое имя?
9.Смогла ли героиня понять, что хотел сказать ей Григ? О чём она сожалела?
Выделение частей, составление плана.
- Поделим рассказ на части и составим план к нему.
Даётся время на подготовку. Работа в парах.
- Проверим. Что у вас получилось
(Дети говорят, с каких слов начинается и какими заканчивается каждая часть, как они её озаглавили. Части полностью не читаются.)
Примерный план
- «Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через 10».
- «Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык…»
- «Жили они в комнатушке под крышей театра…»
- «Спасибо за то, что открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек…»
После подготовки 1-я часть читается по ролям. При этом короткие авторские фразы, разбивающие реплики героев, читать не обязательно («сказал Григ», «решил Григ»)
2-ю часть учащиеся перечитывают, отыскивая самые важные слова, затем выделяют из них две главные мысли и рассуждают на эту тему, преломляя её к окружающей жизни. Жизнь удивительна и прекрасна. Счастлив потому, что отдал всё.
- Встречались ли вам люди, которые охотно давали, дарили — не обязательно вещи, но хорошее настроение, улыбку, душу, что-то ещё? Расскажите о них.
3-ю часть учащиеся перечитывают дома, ища ответ на итоговый вопрос учителя.
4-я часть содержит описание романтической музыки и философскую концовку. Дети читают молча текст, выделяя описание музыки.
-Так за что же Дагни благодарна Григу? За щедрость. За то, что открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек.
- Проверочная работа на понимание содержания рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
IV. Проверочная работа по рассказу К. Г .Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Первый уровень
- Эдвард Григ — это: — норвежский композитор; - русский композитор; - немецкий композитор.
- Героиню рассказа звали: — Магда; — Ванда; — Дагни.
- Дагни была дочь: — дровосека; — артиста; — лесника.
- Какую интересную вещь пообещал подарить Эдвард Григ девочке? _______________________________________________________________________________
Второй уровень
- Почему корзина с шишками была тяжёлая? ------------------------------------------------------------
- Отца Дагни Педерсен звали: — Харламп; — Хагеруп; — Халиф.
- О чём мог петь рояль композитора? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Григ, сочиняя музыку, подозревал, что его подслушивают: 1)----------------------- 2)----------------------------------------------------, 3)-----------------------------------------, 4)--------------------------, 5)------------------------------------------, 6)---------------------------------.
- Тётушка Дагни работала: — портнихой; — артисткой; — продавцом.
10. На концерт Дагни, Магда и Нильс пошли в: — мае; — июне; — июле.
Третий уровень
11. Какую музыку слушала Дагни? __________________________________________________.
12.Какое впечатление произвела музыка на Дагни? ______________________________________________________________________________________Ключи (ответы)
1.норвежский
2.Дагни
3.лесника
4.музыку
5.в еловых шишках много смолы
6. Хагеруп
7. рояль мог петь обо всём
8. загулявшие матросы, прачка, сверчок, синицы, снег, Золушка
9.портнихой
10.июнь
11.симфоническую
12. восхищение, уважение, гордость
1 уровень — «3», 1 и 2 уровень — «4», 1,2,3 уровни — «5»
Домашнее задание: найдите в тексте, выписать в тетрадь эпитеты и олицетворения.
Итог урока
- Почему Эдвард Григ решил сделать подарок Дагни Педерсен?
- Что сделало Эдварда Грига бессмертным?
- Как вы думайте, для чего должен жить человек?
учитель начальных классов
МОУ «Редикорская ООШ»
Порошина Надежда Николаевна