О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » 4 класс » Математика » Величины » Оценка суммы


Учебник: Петерсон Л.Г., математика. 4 класс. Часть 1. УМК «Планета знаний»

Цели урока:

- сформировать представления об оценке суммы, уметь оценивать сумму;

- повторить и закрепить понятие двойного неравенства, зависимости между компонентами и результатами арифметических действий;

- познакомить с алгоритмом определения оценки суммы;

- учить осознанно, применять алгоритм определения оценки суммы, математически грамотно читать неравенства;

- систематизировать знания по теме «Оценка суммы»; 

- развивать навыки самостоятельной работы.

№№
п/п

Вид работы

Время
мин

Деятельность учителя

Деятельность
ученика

1

Объяснение темы

5

Введение в проблему,
объявление темы, настрой на работу,

Определяют цель, выбирают оценку

2

Изучение нового материала

25

Помогает ученикам, направляет

Самостоятельно изучают тему

3

Семинар

7

Проводит семинар по вопросам

Отвечают на вопросы, делают выводы

4

Рефлексия

3

Проверяет целеполагание, дает домашнее задание

Соотносят поставленную цель с результатом работы

Ход урока
У. Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас с вами очень интересная тема. Мы узнаем что в жизни довольно часто приходится иметь дело с числами, точное значение которых не известно. Например, невозможно узнать точное расстояние между двумя любыми населенными пунктами, скажем, между Москвой и Санкт-Петербурго, или между двумя деревнями, потому что все они имеют свои размеры.
- послушайте следующую историю: «Мама оставила Павлику записку и попросила купить хлеб, молоко, печенье и кефир. Кот Васька опрокинул вазу на столе, и некоторые цифры на записке стерлись». Проблема: «Помогите определить с помощью оставшихся цифр, хватит ли Павлику на покупку 100 рублей»?
15 + 2…+4…+2…
Можно указать границы этой суммы, между которой она находится. Назовем эти границы нижней и верхней, то есть сегодня на уроке мы будем учиться находить «верхнюю и нижнюю границы», или короче «Оценку суммы»
Перед вами на столах два листочка: на одном листочке теоретический материал, с которым вы будете работать, а на другом листочке вопросы трех уровней: блок А — вопросы на знание материала, на оценку «3», блок Б — вопросы на размышление с неоднозначным ответом, на оценку «4» блок В — творческая работа, на оценку «5». Подпишите свои работы и в уголке поставьте отметку, которую хотели бы получить за урок. Итак, приступили к работе. У вас в распоряжении 20 минут. Будьте внимательными, успехов вам.
Семинар:
Что называют «Оценкой суммы»? (спросить 3-4 человека)
Как найти нижнюю границу суммы? (спросить 3-4 человека)
Как найти верхнюю границу суммы? (спросить 3-4 человека)
Перечислите алгоритм определения «Оценки суммы»
Релаксация: Давайте подведем итоги нашего урока. Посмотрите на таблицу. У всех совпали ваши отметки с полученными за урок?
Молодцы. Вы очень хорошо поработали. Спасибо за урок.
                                                
Нахождение верхней и нижней границ суммы, то есть «Оценки суммы»

Алгоритм оценки суммы а + b (Пример: 36 + 78)

Заменить слагаемые а+ b меньшими
близкими к ним круглыми числами:
м + м (нижняя граница)

36 заменим на наименьшее круглое число: 30;
Число 78 на 70. Получится: 30 + 70 <36 + 78

Заменить слагаемые а+ b большими
близкими к ним круглыми числами:
b + b (верхняя граница)

36 заменим на наибольшее круглое число: 40;
Число 78 на 80. Получится: 36 + 78<40 + 80

Найти значения нижней и верхней границ и записать двойное неравенство

 30 + 70 <36 + 78< 40 + 80
 100 <36 + 78< 120
Ответ: сумма чисел36 + 78 находится
между «нижней границей» числа 100
 и «верхней границей» числа 120.

Блок А.
Найдите верхнюю и нижнюю границы суммы, то есть «Оценку суммы»

Мама оставила Павлику записку и попросила купить хлеб, молоко, печенье и кефир. Кот Васька опрокинул вазу на столе, и некоторые цифры на записке стерлись». Проблема: «Помогите определить с помощью оставшихся цифр, хватит ли Павлику на покупку 100 рублей»?
15 + 2…+4…+2…
1. Замените задачу двойным неравенством: а<х<б, где а — нижняя граница, х — это наши стертые числа и б — верхняя граница. Получится неравенство: а<15 + 2…+4…+2…<б

2.Замените каждое слагаемое нижней границы наименьшими круглыми числами: 10.20,40,20, а верхнюю границу большими круглыми числами: 20,30,50,30. Подставьте в неравенство: 10+20+40+20 <15 + 2…+4…+2…<20+30+50+30.
3.Подсчитайте суммы границ: _____ <15 + 2…+4…+2…< _____
4.Значит наши стертые цифры находятся между числами ____ и _____
Какой же вывод можно сделать: достаточно буде Павлику 100 рублей или может не хватить?
Ответ:___________________________________
Сколько денег ему нужно взять, чтобы точно хватило?___________________________

Блок Б.
Найдите границы, в которых заключены следующие суммы:

А). _______+ ______ < 238 + 457 < ______+_______

 _______ < 238 + 457 < _________

Б) _______+ ______ < 561 + 829 < ______+_______

 _______ < 561 + 829 < _________

В) _______+ ______ < 3123 + 5317 < ______+_______

 _______ < 3123 + 5317 < _________

Г) _______+ ______ < 8254 + 7318 < ______+_______

 _______ < 8254 + 7318 < _________

Блок В.
Сделай оценку следующих сумм:

784 + 519 632 + 947 7384 + 4608 56625 + 72493

Матвеева Светлана Глебовна
МБОУ Лицей № 52. г. Уфа
poct_15@mail.ru

Другие новости по теме: