Учебник: Петерсон Л.Г., математика. 4 класс. Часть 1. УМК «Планета знаний»
Цели урока:
- сформировать представления об оценке суммы, уметь оценивать сумму;
- повторить и закрепить понятие двойного неравенства, зависимости между компонентами и результатами арифметических действий;
- познакомить с алгоритмом определения оценки суммы;
- учить осознанно, применять алгоритм определения оценки суммы, математически грамотно читать неравенства;
- систематизировать знания по теме «Оценка суммы»;
- развивать навыки самостоятельной работы.
№№
п/п
|
Вид работы
|
Время
мин
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
ученика
|
1
|
Объяснение темы
|
5
|
Введение в проблему,
объявление темы, настрой на работу,
|
Определяют цель, выбирают оценку
|
2
|
Изучение нового материала
|
25
|
Помогает ученикам, направляет
|
Самостоятельно изучают тему
|
3
|
Семинар
|
7
|
Проводит семинар по вопросам
|
Отвечают на вопросы, делают выводы
|
4
|
Рефлексия
|
3
|
Проверяет целеполагание, дает домашнее задание
|
Соотносят поставленную цель с результатом работы
|
Ход урока
У. Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас с вами очень интересная тема. Мы узнаем что в жизни довольно часто приходится иметь дело с числами, точное значение которых не известно. Например, невозможно узнать точное расстояние между двумя любыми населенными пунктами, скажем, между Москвой и Санкт-Петербурго, или между двумя деревнями, потому что все они имеют свои размеры.
- послушайте следующую историю: «Мама оставила Павлику записку и попросила купить хлеб, молоко, печенье и кефир. Кот Васька опрокинул вазу на столе, и некоторые цифры на записке стерлись». Проблема: «Помогите определить с помощью оставшихся цифр, хватит ли Павлику на покупку 100 рублей»?
15 + 2…+4…+2…
Можно указать границы этой суммы, между которой она находится. Назовем эти границы нижней и верхней, то есть сегодня на уроке мы будем учиться находить «верхнюю и нижнюю границы», или короче «Оценку суммы»
Перед вами на столах два листочка: на одном листочке теоретический материал, с которым вы будете работать, а на другом листочке вопросы трех уровней: блок А — вопросы на знание материала, на оценку «3», блок Б — вопросы на размышление с неоднозначным ответом, на оценку «4» блок В — творческая работа, на оценку «5». Подпишите свои работы и в уголке поставьте отметку, которую хотели бы получить за урок. Итак, приступили к работе. У вас в распоряжении 20 минут. Будьте внимательными, успехов вам.
Семинар:
Что называют «Оценкой суммы»? (спросить 3-4 человека)
Как найти нижнюю границу суммы? (спросить 3-4 человека)
Как найти верхнюю границу суммы? (спросить 3-4 человека)
Перечислите алгоритм определения «Оценки суммы»
Релаксация: Давайте подведем итоги нашего урока. Посмотрите на таблицу. У всех совпали ваши отметки с полученными за урок?
Молодцы. Вы очень хорошо поработали. Спасибо за урок.
Нахождение верхней и нижней границ суммы, то есть «Оценки суммы»
Алгоритм оценки суммы а + b (Пример: 36 + 78)
Заменить слагаемые а+ b меньшими
близкими к ним круглыми числами:
м + м (нижняя граница)
|
36 заменим на наименьшее круглое число: 30;
Число 78 на 70. Получится: 30 + 70 <36 + 78
Заменить слагаемые а+ b большими
близкими к ним круглыми числами:
b + b (верхняя граница)
|
36 заменим на наибольшее круглое число: 40;
Число 78 на 80. Получится: 36 + 78<40 + 80
Найти значения нижней и верхней границ и записать двойное неравенство
|
30 + 70 <36 + 78< 40 + 80
100 <36 + 78< 120
Ответ: сумма чисел36 + 78 находится
между «нижней границей» числа 100
и «верхней границей» числа 120.
Блок А.
Найдите верхнюю и нижнюю границы суммы, то есть «Оценку суммы»
Мама оставила Павлику записку и попросила купить хлеб, молоко, печенье и кефир. Кот Васька опрокинул вазу на столе, и некоторые цифры на записке стерлись». Проблема: «Помогите определить с помощью оставшихся цифр, хватит ли Павлику на покупку 100 рублей»?
15 + 2…+4…+2…
1. Замените задачу двойным неравенством: а<х<б, где а — нижняя граница, х — это наши стертые числа и б — верхняя граница. Получится неравенство: а<15 + 2…+4…+2…<б
2.Замените каждое слагаемое нижней границы наименьшими круглыми числами: 10.20,40,20, а верхнюю границу большими круглыми числами: 20,30,50,30. Подставьте в неравенство: 10+20+40+20 <15 + 2…+4…+2…<20+30+50+30.
3.Подсчитайте суммы границ: _____ <15 + 2…+4…+2…< _____
4.Значит наши стертые цифры находятся между числами ____ и _____
Какой же вывод можно сделать: достаточно буде Павлику 100 рублей или может не хватить?
Ответ:___________________________________
Сколько денег ему нужно взять, чтобы точно хватило?___________________________
Блок Б.
Найдите границы, в которых заключены следующие суммы:
А). _______+ ______ < 238 + 457 < ______+_______
_______ < 238 + 457 < _________
Б) _______+ ______ < 561 + 829 < ______+_______
_______ < 561 + 829 < _________
В) _______+ ______ < 3123 + 5317 < ______+_______
_______ < 3123 + 5317 < _________
Г) _______+ ______ < 8254 + 7318 < ______+_______
_______ < 8254 + 7318 < _________
Блок В.
Сделай оценку следующих сумм:
784 + 519 632 + 947 7384 + 4608 56625 + 72493
Матвеева Светлана Глебовна
МБОУ Лицей № 52. г. Уфа
poct_15@mail.ru