О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » 4 класс » Окружающий мир » Начало истории человечества


Раздел: 4 класс » Окружающий мир    

Цели урока: — Дать представление о первобытных людях, их успехах в продвижении цивилизации.

 

- Усвоить понятия первобытный, древний, современный человек.

 

- Развивать кругозор учащихся и устную речь, творческое мышление, воображение, фантазию.

 

- Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

 

 

№№

п/п

Вид работы

Время

мин

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

1

Объяснение темы

2

Объявление темы, настрой на работу,

Определяют цель, выбирают оценку

2

Изучение нового материала

25

Помогает ученикам, направляет

Самостоятельно изучают тему

3

Семинар

15

Проводит семинар по вопросам

Отвечают на вопросы, делают выводы

4

Рефлексия

3

Проверяет целеполагание, дает домашнее задание

Соотносят поставленную цель с результатом работы

 

Блок А.

 

  1. Что изучает история?___________________________________
  2. На сколько эпох разделяют ученые историю человечества?_________________________________________

3. Какая первая эпоха?____________________________________

  1. Как называли людей, которые жили в первую эпоху__ ________________________________________________
  2. Когда появились древнейшие люди?_________ _____________

     6. Кто такие археологи?___________________________________

__________________________________________________________

  1. Какие остатки жизни оставили первые люди? ______________
    _____________________________________________________
  2. Где были обнаружены следы первого человека?____________

_______________________________________________________

 

Блок Б.

  1. Назовите сходства древнейшего человека и обезьяны _____________________________________________________
    _____________________________________________________

8. Назовите сходства древнейшего человека и современного ________________________________________________________ 9.Назовите главное отличие древнего человека от обезьяны________________________________________________________________________________________________________

 

Блок В.

  1. Составить рассказ об одном из занятий первобытного  человека___________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________

 

 

Ход урока

 

У. Здравствуйте. Садитесь. Сегодня мы с вами поговорим о том, как начиналась история человечества.

Цель нашего урока: — Дать представление о первобытных людях, их успехах в продвижении цивилизации.

- Усвоить понятия первобытный, древний, современный человек.

- Развивать кругозор учащихся и устную речь, творческое мышление, воображение, фантазию.

- Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Перед вами на столах листочки: один — с темой сегодняшнего урока, другой — с  вопросами трех уровней: блок А –  вопросы на знание материала, на оценку «3», блок Б — вопросы на размышление с неоднозначным ответом, на оценку «4», блок В — творческая работа, на оценку «5». Подпишите свои работы и в уголке поставьте отметку, которую хотели бы получить за урок. Итак, приступили к работе. У вас в распоряжении 20 минут. Будьте внимательными, успехов вам.

 

Семинар:

1. Что такое история? Что она изучает? (спросить 3-4 человека)

2. На какие эпохи ученые разделяют историю человечества?

3.  Как называется первая эпоха? Как называли людей, живших в эту эпоху?

Загадка появления первых людей на Земле (презентация)

4. Как же появились первые люди на Земле?  Какие версии появления человека существуют? (спросить 3-4 человека)

 

Первый человек

5. Кто из ученых может нам предоставить достоверную информацию о существовании древнего человека? (спросить 3-4 человека)

6. Какие следы пребывания первых людей находят археологи при раскопках?

7. Определите, где археологами были найдены места пребывания первого человека?

8. Как учеными был восстановлен облик древнего человека? (по скелету)

9. Кого ученые считали предками древнего человека? (обезьян)

10. Сравним облик животного и первого человека.  Что общего? В чем заключалось  отличие древнего человека от обезьяны.

11. Сравните облик первобытного человека и современного. Что общего и чем отличается древний человек и современный? (Общий вывод)

12. Когда появились первые люди на Земле?

 

Выделение человека из мира природы

13. Какие природные условия Земли были  благоприятны для  жизни первого человека?

14. Какие природные условия Земли представляли опасность для человека?

15. Что должен был делать первый человек, чтобы выжить?

16. Археологи находили в местах обитания древних людей эти предметы. Для чего они предназначались?

17. Эти предметы называются орудиями труда. Что такое орудия труда?

Докажите, что орудия труда человек специально изготавливал, а не брал из природы в готовом виде. Почему орудия труда объединены в группы именно так?

18. Какое же главное отличие человека от животных?

 

Занятия древних людей

19. Посмотрите на картину и скажите, как добывают пищу древние люди?

Собирательство, охота — описание картины по плану и чтение рассказов детей, ловля рыбы — рассказы детей. Основной вывод

15.  Как вы думаете, должен современный человек знать историю своих предков или нет? Почему?

 

Релаксация: Давайте подведем итоги нашего урока. Посмотрите на таблицу. У всех совпали ваши отметки с полученными за урок?

 

Молодцы. Вы очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

 

Задание на дом: Нарисовать рисунок древнего человека. Подготовиться к пересказу.

 

Тема: Начало истории человечества

 

История — наука о прошлом. Она изучает, как жили различные народы, какие события происходили. Она уходит вглубь веков, в седую древность.

Ученые разделяют  историю человечества на 5 больших эпох. Они называются так: «первобытная история», «история Древнего мира», «история Средних веков», «история Нового времени», «история Новейшего времени».

 

Первой и самой долгой была первобытная история. Людей, которые тогда жили, называют первобытными.

 Существует несколько версий происхождения человечества: 1) человека создал бог по своему образу и подобию; 2) первые люди были пришельцами из космоса; 3) человек вышел из мира животных в результате длительного развития земной природы. В исторической науке существуют доказательства этой версии. Большинство ученых считают, что древнейшие люди появились на земле свыше двух миллионов лет назад.

 

Достоверную информацию о существовании древнего человека могут предоставить археологи, архивариусы и этнографы.

 

Археология — наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей: останки их тел (скелеты), кости животных, которых употребляли в пишу, предметы, с помощью которых добывали еду. Ученые считают, что  «следы» древнейших людей были обнаружены в Африке и Азии. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

 

Ученые предполагают, что предками людей могли быть обезьяны. На ранних стадиях развития первобытный человек еще мало, чем отличался от животных. Его тело было покрыто шерстью. Он не умел говорить, издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали страх и гнев, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности, ел только то, что находил. Главное отличие первобытного человека от животных — он умел делать орудия труда.

 

Древнейший человек и современный человек:

Сходство: ходили прямо, способность передвигаться на ногах

 

Различие:

• По сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче, а руки длиннее

• В отличие от современного человека, древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу.

• По сравнению с древним человеком у современного человека меньше уши.

• Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса.

• Кроме развитой челюсти, еще развит орган обоняния.

• В отличие от древнего человека у современного лоб стал выше, поскольку увеличился объем мозга

 

Природные условия были очень благоприятны для жизни первого человека (теплый климат, богатый животный и растительный мир). Но стихия природы и хищные животные составляли угрозу для жизни человека. Чтобы выжить, человек должен был овладевать богатствами Земли в борьбе с природными опасностями. Археологи находили в местах обитания людей предметы — палки-копалки, дубинки, рубила, скребки. Это орудия труда — предметы, при помощи которых люди добывали себе пищу.

Основными занятиями древних людей были собирательство, охота и рыбная ловля, которые  требовали большой силы и ловкости.

 

Каткова Татьяна Леонидовна. Школа № 68. Уфа

Другие новости по теме: