О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Биология » 8 класс » Место человека в системе органического мира » Место человека в системе органического мира


Цель урока: определить место человека в системе органического мира; научиться приводить доказательства происхождения человека от животных; доказывать свои взгляды на проблему «происхождение человека».

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока и постановка цели урока.

Сегодня вам предстоит самостоятельно изучить тему «Систематическое положение человека», но сначала нужно выполнить задания в режиме контроля по теме предыдущего урока. Результаты своей работы будите заносить в «Карту успеха». Для того, чтобы получить отметку «5» вам необходимо выполнить 6 заданий. Если задание выполнили без затруднений, в «Карту успеха» вы ставите «+++». Испытал трудности, но выполнил самостоятельно — «++»
Использовал помощь учителя — «+». От количества «+» будет зависеть ваша отметка. Работать будете по карточкам, задания 1,2,6 — необходимо выполнить все; задания 3,4,5 по два, т.е выбираем либо 3-1, либо 3-2 и т.д. Оцените свои возможности, и на полях поставьте отметку, которую вы сегодня желаете получить на уроке. Желаю успеха в достижении поставленной цели, приступаем к работе.

Имя ученика

1

2

3

4

5

6

итог

Маша
Саша
Люба
Таня
Оля

 

 

 

 

 

 

 

 

«3»

«4»

«5»

 

1. Самостоятельная работа учащихся.

Задание 1.
Напишите ряд ученых, внесших большой вклад в становление наук анатомии, физиологии и гигиены в хронологическом порядке: Гераклит, Аристотель, Гиппократ, К.Гален, Леонардо да Винчи, А.Везалий, К.Гарвей, Р.Декарт, Луи Пастер, И.М.Сеченов, И.И. Мечников, И.П. Павлов.
Вспомните об их научной деятельности и зашифруйте правильные ответы:

  1. Впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем, открыл два круга кровообращения: большой и малый.
  2. Основоположник пластической анатомии, классифицировал мышцы по величине и форме.
  3. Высказал мысль, что организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать эти законы на благо людей.
  4. Написал первое руководство по анатомии человека, основанное на непосредственном изучении тела человека, и по праву считается основателем современной анатомии.
  5. О строении человеческого тела судил на основании данных, полученных на животных.
  6. Ввел представление о «рефлексе».
  7. Отечественный ученый, внесший большой вклад в развитие науки об иммунитете.
  8. Одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов.
  9. Ввел термин «организм».
  10. Основоположник русской физиологии, автор книги «Рефлексы головного мозга».
  11. Предложил фистульный метод изучения функций пищеварительных желез, открыл условные рефлексы.
  12. Разработал метод предупредительных прививок, которые явились эффективным средством борьбы с различными заразными заболеваниями.

Задание 2.
Выполните тест:
1. Наука, задачей которой является описание и обозначение всех существующих и вымерших организмов и их классификация по систематическим группам:
А) ботаника
Б) генетика
В) систематика
Г) анатомия.
2. Человек- это название:
А) отряда
Б) семейства
В) рода
Г) вида.
3. Как называются систематические группы организмов, связанных степенью родства:
А) таксоны
Б) расы
В) люди
Г) животные.
4. Вид Человек разумный относится к Царству:
А) грибов
Б) растений
В) простейших
Г) животных.
5. Для Типа Хордовые на ранних этапах эмбрионального развития характерна:
А) хорда
Б) диафрагма
В) замкнутая кровеносная система
Г) альвеолы.
6. Рудиментом у человека является
А) хвост
Б) многососковость
В) ушные мышцы
Г) все перечисленное верно.
7. Сколько камер имеет сердце человека
А) одну
Б) две
В) три
Г) четыре.
8. Атавизмом у человека является
А) сильно развитый волосяной покров
Б) хвост
В) многососковость
Г) все перечисленное верно.

Задание 3-1.
Составьте схему:
«Место человека в системе органического мира».
Задание 3-2.
Прочитай третий абзац на с.16. Ответь на следующие вопросы:
Чем отличается современный человек от других гоминид?
Какие преимущества получил человек в связи с прямохождением?

Задание 4-1.
Закончи предложения:
Человек относится к подтипу… .
Обезьяны и люди болеют многими одинаковыми… .
Задание 4-2.
Найдите ошибки в тексте:
Как у всех позвоночных у человека формируется наружный осевой скелет. Кровеносная система незамкнутая. Нервная система не дифференцируется на спинной и головной мозг.
Задание 5-1.
Выделите основные черты сходства человека и человекообразных обезьян. Сделайте вывод.
Задание 5-2.
Дайте определения следующим понятиям:
Таксон — …
Атавизм — …
Рудимент — … .

 Задание 6.
Заполните таблицу «Различия человека и человекообразных обезьян»:

Часть тела

Морфологические признаки

Человек

Человекообразные обезьяны

  1. Головной мозг
  2. Лицо
  3. Позвоночник
  4. Таз
  5. Передняя конечность
  6. Стопа

 

 

4. Итог урока (выставление оценок).
5. Домашнее задание: §3, раб. тетр. с.7, задание 6.

Андреева Наталья Александровна
МБОУ «СОШ № 58» г. Казани
sch_58@mail.ru

Другие новости по теме: