Цель урока: определить место человека в системе органического мира; научиться приводить доказательства происхождения человека от животных; доказывать свои взгляды на проблему «происхождение человека».
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока и постановка цели урока.
Сегодня вам предстоит самостоятельно изучить тему «Систематическое положение человека», но сначала нужно выполнить задания в режиме контроля по теме предыдущего урока. Результаты своей работы будите заносить в «Карту успеха». Для того, чтобы получить отметку «5» вам необходимо выполнить 6 заданий. Если задание выполнили без затруднений, в «Карту успеха» вы ставите «+++». Испытал трудности, но выполнил самостоятельно — «++»
Использовал помощь учителя — «+». От количества «+» будет зависеть ваша отметка. Работать будете по карточкам, задания 1,2,6 — необходимо выполнить все; задания 3,4,5 по два, т.е выбираем либо 3-1, либо 3-2 и т.д. Оцените свои возможности, и на полях поставьте отметку, которую вы сегодня желаете получить на уроке. Желаю успеха в достижении поставленной цели, приступаем к работе.
Имя ученика |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
итог
|
Маша
Саша
Люба
Таня
Оля
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
|
1. Самостоятельная работа учащихся.
Задание 1.
Напишите ряд ученых, внесших большой вклад в становление наук анатомии, физиологии и гигиены в хронологическом порядке: Гераклит, Аристотель, Гиппократ, К.Гален, Леонардо да Винчи, А.Везалий, К.Гарвей, Р.Декарт, Луи Пастер, И.М.Сеченов, И.И. Мечников, И.П. Павлов.
Вспомните об их научной деятельности и зашифруйте правильные ответы:
- Впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем, открыл два круга кровообращения: большой и малый.
- Основоположник пластической анатомии, классифицировал мышцы по величине и форме.
- Высказал мысль, что организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать эти законы на благо людей.
- Написал первое руководство по анатомии человека, основанное на непосредственном изучении тела человека, и по праву считается основателем современной анатомии.
- О строении человеческого тела судил на основании данных, полученных на животных.
- Ввел представление о «рефлексе».
- Отечественный ученый, внесший большой вклад в развитие науки об иммунитете.
- Одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов.
- Ввел термин «организм».
- Основоположник русской физиологии, автор книги «Рефлексы головного мозга».
- Предложил фистульный метод изучения функций пищеварительных желез, открыл условные рефлексы.
- Разработал метод предупредительных прививок, которые явились эффективным средством борьбы с различными заразными заболеваниями.
Задание 2.
Выполните тест:
1. Наука, задачей которой является описание и обозначение всех существующих и вымерших организмов и их классификация по систематическим группам:
А) ботаника
Б) генетика
В) систематика
Г) анатомия.
2. Человек- это название:
А) отряда
Б) семейства
В) рода
Г) вида.
3. Как называются систематические группы организмов, связанных степенью родства:
А) таксоны
Б) расы
В) люди
Г) животные.
4. Вид Человек разумный относится к Царству:
А) грибов
Б) растений
В) простейших
Г) животных.
5. Для Типа Хордовые на ранних этапах эмбрионального развития характерна:
А) хорда
Б) диафрагма
В) замкнутая кровеносная система
Г) альвеолы.
6. Рудиментом у человека является
А) хвост
Б) многососковость
В) ушные мышцы
Г) все перечисленное верно.
7. Сколько камер имеет сердце человека
А) одну
Б) две
В) три
Г) четыре.
8. Атавизмом у человека является
А) сильно развитый волосяной покров
Б) хвост
В) многососковость
Г) все перечисленное верно.
Задание 3-1.
Составьте схему:
«Место человека в системе органического мира».
Задание 3-2.
Прочитай третий абзац на с.16. Ответь на следующие вопросы:
Чем отличается современный человек от других гоминид?
Какие преимущества получил человек в связи с прямохождением?
Задание 4-1.
Закончи предложения:
Человек относится к подтипу… .
Обезьяны и люди болеют многими одинаковыми… .
Задание 4-2.
Найдите ошибки в тексте:
Как у всех позвоночных у человека формируется наружный осевой скелет. Кровеносная система незамкнутая. Нервная система не дифференцируется на спинной и головной мозг.
Задание 5-1.
Выделите основные черты сходства человека и человекообразных обезьян. Сделайте вывод.
Задание 5-2.
Дайте определения следующим понятиям:
Таксон — …
Атавизм — …
Рудимент — … .
Задание 6.
Заполните таблицу «Различия человека и человекообразных обезьян»:
Часть тела |
Морфологические признаки
|
Человек
|
Человекообразные обезьяны
|
- Головной мозг
- Лицо
- Позвоночник
- Таз
- Передняя конечность
- Стопа
|
|
|
4. Итог урока (выставление оценок).
5. Домашнее задание: §3, раб. тетр. с.7, задание 6.
Андреева Наталья Александровна
МБОУ «СОШ № 58» г. Казани
sch_58@mail.ru