О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » 4 класс » Окружающий мир » Пётр I. Реформы в Российском государстве » Пётр I. Реформы в Российском государстве


Окружающий мир: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. — 2 часть

Цель урока: познакомить учащихся с личностью Пётр I — царя-реформатора, историей создания русского флота.

Задачи урока:
- помочь учащимся в осмыслении значение петровских преобразований для истории России, обобщить знания о Петре I и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны;
- учить сопоставлять изменения в русском государстве (создание армии и флота, строительство Санкт-Петербурга, создание мануфактур) с реформами Петра I, рассказывать об исторических событиях;
- формировать умение находить необходимую информацию в учебнике, выделять существенную информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя).

План урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация урока. Целеполагание

3 мин

Знакомит с темой урока и задачами.

Ставят перед собой задачу.

2

Самостоятельная работа

20 мин

Консультирует учащихся, оказывает индивидуальную помощь

Самостоятельная работа с текстом учебника и заданиями на карточках для учащихся (приложение1).

3.

Семинар

15 мин

Слушает ответы учащихся

Отвечают на поставленные вопросы.

4

Рефлексия

2 мин

Подводит итоги урока, задает домашнее задание, ставит задачу к следующему уроку.

Записывают домашнее задание.

Ход урока
1этап: целеполагание.
- «Петр — великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» — сказал о Петре I В. Татищев. Как вы думаете, о каком человеке так можно сказать? (ответы учащихся)
- Нам сложно сейчас дать ответ на этот вопрос. Давайте познакомимся с реформами Петра I, прочитав текст учебника.
- Сегодня на уроке прочитайте текст учебника и выполните задания на карточках.

2 этап: самостоятельная работа с тексом учебника и карточками для ученика.

Карточка для ученика:
Пётр I. Реформы в Российском государстве.
Инструкция.
Подумай, на какую оценку ты готов сегодня работать. Запиши ___________.
В конце урока убедись, что цель урока достигнута.
1. Изучи текст учебника на стр. 60-61, 62*. Ответь на вопросы, запиши ответы.
2. Если ты выбрал уровень «А» — прочитай текст, ответь на вопросы, подготовься к ответам в конце урока.
Если ты ответил на вопросы уровня «В» — возьми карточку для самопроверки.
Если ты выбрал уровень «С» — покажи учителю для проверки.

Уровень А
1. Какие ремёсла освоил царь Пётр I? ________________________________________________

2. Из кого состояли потешные войска молодого царевича? _______________________________

3. С чего началась история русского флота?____________________________________________

4. Из кого состояла регулярная армия при Петре I? _____________________________________
5. Из кого набирали рекрутов? Какой был срок службы? __________________________________

6. Кто мог стать офицером? Где они учились? __________________________________________

7. Для чего царь Пётр проводил перепись населения? ____________________________________
__________________________________________________________________________________
Уровень В
1. При Петре I появились крупные предприятия и мануфактуры. Почему? __________________

2. На что шли новые налоги? ________________________________________________________
3. Какие даты можно составить из этих цифр: 1 7 6 2 8? _________________________________

4. Какие изменения произошли в царствование Петра I? _________________________________

Уровень С
Составь план текста. (Выбирай для названия пунктов плана словосочетания из текста).

2. Подумай: «Пётр I — великий государственный деятель. Создатель могущественной империи» — писал В.Татищев. Согласен ли ты с ним?
Уровень В
Карточка для самопроверки

При Петре I появились крупные предприятия и мануфактуры. Почему?

Армии и флоту требовалось оружие, сукно для мундиров, полотно для корабельных парусов.

На что шли новые налоги?

На строительство флота и на укрепление армии.

Какие даты можно составить из этих цифр: 1 7 6 9 2 1 8?

1682 – русским царём стал Петр I
1721 — Петр I принял титул императора. Россия стала называться Российской империей.
1697 – Великое посольство из России в Голландию.

Какие изменения произошли в царствование Петра I?

новая регулярная армия, рекрутская повинность для крестьян, офицеры из дворян, военные училища, флот (Россия стала морской державой), новые налоги, появились крупные предприятия и мануфактуры, империя, перепись населения.

- Если ты ответил без ошибок — ставь себе 4.
- Если сделал одну ошибку, ответь на вопрос: — Что такое «Великое посольство»? Зачем оно отправилось в Голландию?

3 этап: Семинар
 Что обозначают эти даты 1682 и 1721 год?

1. Какие ремёсла освоил царь Пётр I?
2. Из кого состояли потешные войска молодого царевича?
3. С чего началась история русского флота?
4. Из кого состояла регулярная армия при Петре I?
5. Из кого набирали рекрутов? Какой был срок службы?
6. Кто мог стать офицером? Где они учились?
7. Для чего царь Пётр проводил перепись населения?
8. Какие изменения произошли в царствование Петра? (флот и армия, рекруты, военные училища, предприятия и мануфактуры, новые налоги, империя)

9. На что были в первую очередь направлены его преобразования?

10 Что такое «Великое посольство»? Зачем оно отправилось в Голландию?

11. «Пётр I  — великий государственный деятель. Создатель могущественной империи» — писал В.Татищев. Согласен ли ты с ним?
12*. Стало ли легче жить русскому народу при Петре 1? Почему?
 4 этап Рефлексия:
- О Петре 1 говорят, что он — одна из самых заметных фигур в мировой истории. Его реформы изменили Россию и это надо сохранить в памяти. Ваша задача дома: прочитать текст и пересказать. Чтобы было легче пересказывать, нужен план. Можно его составить самим, можно воспользоваться моим вариантом. Желающие могут взять план у меня.
А на следующем уроке мы попробуем понять, почему о Петре говорят, что он «Разрушитель русских национальных устоев, его реформы блестящая ошибка». Желающие могут подготовить доклад «Новшества, которые ввел Петр».
Итоги урока:
- Что вы узнали сегодня на уроке?
- Смогли ли Вы достичь своей цели? Расскажите.

Оценки за урок.

План текста.
1. Петр I  — необычный царь.
2. Потешные войска и потешный флот молодого царевича
3. Новая регулярная армия.
4. Обеспечение армии и флота (предприятия, налоги, перепись населения)
5. Российская империя.

Александрова Ольга Владимировна
olga.alexand-1973@yandex.ru

Другие новости по теме: