О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Обществознание » 7 класс » Человек и закон » Защита Отечества


Автор учебника и УМК: Боголюбов Л. Н.
Тип урока: технология индивидуализированного обучения. 
Вид урока: изучение нового материала.
Форма урока: практическая самостоятельная работа.
Основные приемы и методы: подводящий диалог, продуктивное чтение, письменная практическая работа.

Цель урока: получить новые знания, усвоить новые навыки учебного труда, закрепить ранее полученные знания, умения, навыки.

Задачи урока:

  • Закрепить понятия «патриотизм», «моральный долг», «моральный выбор».
  • Усвоить понятия: «регулярная армия», «региональные угрозы», «военная обязанность», «глобальные угрозы», «чувство долга», «военная присяга».
  • Ознакомить обучающихся с со структурой Вооруженных сил России, с особенностями службы в армии с задачами современной российской армии.
  • Достичь уровня общего усвоения материала, также уровня остаточных знаний не ниже 90 % от общего рабочего охвата класса.
  • Закрепить навык пошагового анализа материала.
  • Усвоить навык самостоятельного составления заданий в виде тестов, вопросов.
  • Закрепить навык составления эссе, согласно требованиям.
  • Закрепить навык оценки знаний, самооценки знаний.
  • Содействовать формированию военно — патриотических чувств, любви к Родине — России.
  • Содействовать формированию понимания осознанной необходимости подготовки к выполнению воинского долга.

Обязательный минимум содержания: «долг», «обязанность», «защита Отечества», «регулярная армия», «призыв», «угрозы государственной безопасности», «военная служба», «подготовка к воинской службе».

Оборудование: раздаточный материал на каждого ученика в виде разноуровневых дидактических заданий по теме (карточек), учебник Обществознание 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой — М.: Просвещение 2010./, ученические принадлежности, карта достижений, демонстрационный материал: презентация, видеофрагмент /муз. клип на песню С. Трофимова «Аты — баты»/.

Структурные элементы учебного занятия

Этапы

Время

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

Доска
и оборудование

1. Организация
 начала занятия

1 мин.

Организует урок через целеполагание, описывает ход урока, мотивирует результат деятельности.

Ставят цель. Прогнозируют результат.

Карточка: «Критерии оценки знаний». Слайд № 1 «Тема урока».

2. Подготовка к основ­ному этапу занятия.

2 мин.

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели УПД, актуализирует опорные знания и умения. Проецирует алгоритм действий.

Актуализируют опорные знания, умения. Усваивают алгоритм действий.

Слайд № 3 — 5.

3. Усвоение новых зна­ний и способов действий.

25 мин.

Обеспечивает восприятие, осмысле­ние и первичное запоминание зна­ний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Самостоятельно изучают тему по материалу учебника: «Обществознание», 7 класс, ред. Л.Н. Боголюбова § 8, изучают содержание презентации. Поэтапно составляют, выполняют, проверяют результат, разноуровневые задания, работая в парах. Поэтапно оценивают результат в виде «+» на карте достижений.

Карточка: задания №№ 1,2,3.
Карта достижений.

4. Первичная проверка понимания.

10 мин.

Устанавливает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; выявляет пробелы, неверные представления, корректирует полученные знания через проблемный диалог.

Решают проблемы устно, с помощью полученных знаний. Анализируют, зачитывают составленный текст.

Слайд № 6 — 12.

5. Обобщение и систематизация знаний.

2 мин.

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме, с помощью анализа схемы.

Анализируют схему, отвечают на вопросы учителя.

Слайд № 13.

6. Подведение итогов занятия.

2 мин.

Анализирует и оценивает успешность достижения цели и намечает перспективу последующей работы.

Самостоятельно оценивают, анализируют результаты действий с помощью карты достижений.

 

7. Рефлексия

1 мин.

Предлагает анализ результатов в виде сравнения желаемой оценки и полученного результата.

Самостоятельно оценивают, анализируют результаты действий в форме полученных знаний и навыков.

Карточка:
«Критерии оценки знаний»

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1 мин.

Обеспечивает понимания цели, содержания и способов выполнения д/з. Проверка соответствующих записей.

Оформляют домашнее задание, задают вопросы по форме его выполнения.

 

Организация начала занятия.

Учитель:/видеофрагмент/ приветствую Вас на уроке обществознания. Нам предстоит изучение важной темы для каждого из нас, особенно для тех, на кого мы возлагаем надежду мирной жизни — мальчиков, юношей, мужчин /Слайд 1/. Оформите тему урока. Используя материал учебника (§ 8), инструктивную карточку (файл Word) с заданиями № 1 — 3, демонстрационный материал, вы получите новые, необходимые знания, что является основной целью нашего урока.
Пусть каждый из вас определит желаемый результат — оценку обратив внимание на критерии оценки знаний (карточка).
Скорость, внимание, активность — залог вашего успеха. Желаю получения новых, интересных знаний!

Подготовка к основному этапу занятия.

Учитель: на прошлом занятии мы усвоили, что закон устанавливает порядок в обществе. Основным законом государства является…
Ученик: Конституция РФ /Слайд 2/.
Учитель: принятая…
Ученик: 12 декабря 1993 года
Учитель: согласно Конституции за каждым из граждан государства закреплены права и обязанности, одна из которых — защищать Отечество, нести военную службу. Но мы говорим, что это не только обязанность, но наш патриотический, моральный долг. Итак, защита Отечества — /Слайд 3,4/
Ученик: это защита независимости страны, ее территории, населения, материальных и духовных ценностей.
Учитель: а участие в защите Отечества — моральный, патриотический долг каждого гражданина РФ. Соответственно, задача урока — рассмотреть как граждане РФ реализуют свой патриотический долг, исполняют свою обязанность по защите Отечества /Слайд 5/.
Учитель: решить поставленную задачу вы сможете согласно следующему алгоритму,
который является новым для вас. Класс разбит на пары (см. карточка) для работы на уроке. Напарникам предстоит
1. сформировать задания, в соответствии с требованиями (карточка),
2. проверить правильность их выполнения,
3. оценить результат;
т.е., каждый из Вас составит пакет заданий, согласно инструкции в карточке, передаст напарнику с целью его выполнения, проверит правильность выполнения, и поэтапно занесет результат в карту достижений, проставляя «+» напротив фамилии напарника.
Справиться с возникшими проблемами, пояснить задание, содержание темы, вам помогу я и мой помощник — консультант.

Усвоение новых зна­ний и способов действий.

Ученик: приступают к работе с карточками. Поэтапно выставляют «+» в карту достижений.
Учитель: оказывает помощь при выполнении задания. Предварительно анализирует результат выполнения заданий. В случае затруднений, акцентирует внимание на себе, объясняет задание устно.
Первичная проверка понимания.

Учитель: следует различать, что защита государства может осуществляться силами ополчения и силами регулярной армии. В чем их отличие? 
Ученик: ополчение — это объединение простых граждан государства, чаще стихийно образованное, с целью защиты Отечества от врага, а регулярная армия — это специально обученное войско /Слайд 6/.
Учитель: из кого состоит регулярная армия?
Ученики: из воинов — профессионалов (служащих по контракту) и воинов — призывников (военнослужащих).
Учитель: как и когда юноши реализуют свою обязанность по защите Отечества?
Ученики: /рассказывают о призывном возрасте, сроках службы, системе учета, присяге/. /Слайд 7/.
Учитель: от каких угроз необходима защита с помощью регулярной армии?
Ученики: внешних и внутренних, локальных, региональных, глобальных /приводят примеры/ /Слайд 8 — 12/.  
Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: какие обязанности выполняет военнослужащий?
Ученик: /согласно материалу учебника, с. 93/ он верен присяге, беззаветно служит своему народу; дорожит честью и боевой славой защитников своего народа; совершенствует воинское мастерство; является дисциплинированным и хранит государственную тайну /Слайд 13/.
Учитель: верно, какие же качества должен воспитывать в себе будущий защитник Отечества?
Ученик: ответственность, дисциплинированность, силу воли, мужество и др.
Учитель: /дополняя/ патриотизм — (от греческого patris — родина, отечество) — это любовь к своей Родине, народу, его к стране, языку, культуре! Но, под патриотизмом понимается любовь к Родине, преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.
 
Подведение итогов занятия.
Учитель: предлагаю подвести итог урока. Проанализируем карту достижений. Посмотрим, какой из этапов вызвал особое затруднение. Кто заслужил отличные, хорошие и удовлетворительные результаты?
Ученик: анализируют достижения. Сравнивают с предварительным желаемым результатом.
Рефлексия.

Учитель: сравните полученный результат с предполагаемым, каких навыков не достаточно для высокого, отличного уровня учебных достижений (карточка).
Ученик: анализируют критерии.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель: задает индивидуальное домашнее задание по пройденной теме, дает варианты для групп учащихся: повторить § 8 по опорным понятиям, закончить задания этапов урока; ответить на вопросы практикума к § письменно.

Карточка.
Задание 1. Составление ТЕСТА
Шаг 1. Составьте тест самостоятельно, согласно следующим требованиям:

  • Используя содержание пунктов «Зачем нужна регулярная армия», «Военная служба» составьте 6 вопросов (по 3 вопроса к каждому из пунктов);
  • Для каждого из вопросов продумайте 4 ответа, один из которых является правильным. Учтите, что все ответы к вопросу должны находиться в логической связке;
  • 1 из 3 вопросов по пункту должен носить «каверзный» характер, т.е. быть остроумным, интересным, предполагать размышление при выборе ответа. Иные 2 вопроса могут носить точный, фактический характер.

Шаг 2. Передайте составленный вами тест Вашему однокласснику, согласно результатам жеребьевки, дождитесь его выполнения. Проверьте тест. Проставьте результат выполнения теста в карту достижений.

Задание 2. Составление ВОПРОСОВ
Шаг 1. Составьте вопросы самостоятельно, согласно следующим требованиям:

  • Используя содержание § 8, составьте 5 вопросов, предполагая, что ответами на вопросы могут быть слова «ДА», «НЕТ».

Шаг 2. Передайте составленный вами тест Вашему однокласснику, согласно результатам жеребьевки, дождитесь выполнения задания. Проверьте ответы. Проставьте результат выполнения задания в карту достижений.

Задание 3. Составление эссе.
Шаг 1.

  • Из предложенных ниже тем выберите тему эссе для Вашего одноклассника.

Шаг 2.

  • Продумайте возможные варианты эссе, но учтите, что точка зрения Вашего одноклассника может не совпадать с Вашей.

Шаг 3. Проверьте эссе Вашего одноклассника, согласно следующим критериям:

  • Полнота, обстоятельность раскрытия темы.
  • Самостоятельность суждения автора по данной теме.
  • Правильная структура эссе.

СТРУКТУРА ЭССЕ.

  • Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме коротких тезиса. Тезис — кратко сформулированная основная мысль, положение
  • Тезис обязан быть подкреплен подтверждениями — поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы — это факты, явления публичной жизни, действия, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные подтверждения, ссылки на мировоззрение ученых и др.
  • Мысли автора должны иметь законченный вид, т.е. эссе должно быть завершено выводом.

ТЕМЫ ЭССЕ.

  • Воинский долг — моральный долг каждого.
  • Служение Отечеству — это почетно.
  • Какая она — современная армия?
  • «Родина там, где чувствуешь себя свободно». Абу-аль-Фарадж
  • «Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество». Державин Г.Р.
  • «Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека». Наполеон Бонапарт

Критерии оценки знаний.

 «Удовлетворительно» 

 «Хорошо» 

 «Отлично» 

Усвоение темы на уровне

  • понимания, запоминания общего объема информации.

Усвоение темы на уровне

  • анализа, обобщения материала темы
  • умении выделять важнейшие понятия, систематизировать изученное.

Усвоение темы на уровне

  • анализа, систематизации и обобщения материала
  • Умении самостоятельно соотносить изученные понятия с имеющимися знаниями по предмету и другим предметам.

Скачать презентацию и дополнительные материалы к уроку zahitnik.zip [5.55 Mb]

Другие новости по теме: