Тип урока: технология индивидуализированного обучения.
Вид урока: изучение нового материала.
Форма урока: практическая самостоятельная работа.
Основные приемы и методы: подводящий диалог, продуктивное чтение, письменная практическая работа, обобщающая беседа.
Цели урока:
Образовательные:
- Установить события, факты, явления, детерминирующие формирование познания и знания.
- Выявить и закрепить основные разновидности сознания.
- Рассмотреть понятие идеология и массовое сознание.
- Закрепить основные термины урока (сознание знание идеология познание).
Развивающие:
- Продолжать осваивать технологию индивидуализированного обучения
- Развивать навыки установления причинно-следственных связей, работа по подготовке к ЕГЭ задания В, С.
- Воспитательные:
- Создать условия для индивидуализированной продуктивной работы каждого ученика.
- Мотивировать учебную деятельность поэтапным достижением результата.
- Выработать собственную позицию ученика по отношению к познавательной деятельности, а также индивидуальному и массовому сознанию.
Оборудование:
1. Обществознание : профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М. : Просвещение, 2007. 416 с
2. Единый государственный экзамен. Обществознание: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. Учебное пособие 10-11 класс/ Борисов С.В — Челябинск: Взгляд, 2008.
1 урок
Структурные элементы учебного занятия
Этапы |
Время
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Доска
и оборудование
|
1. Организация
начала занятия
|
1 мин.
|
Организует урок через целеполагание, описывает ход урока, мотивирует результат деятельности.
|
Ставят цель. Прогнозируют результат.
|
Карточка № 2 «Критерии оценки знаний»
|
2. Усвоение новых знаний и способов действий.
|
20 мин.
|
Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
|
Самостоятельно изучают текст. Поэтапно выполняют разноуровневые задания. Поэтапно оценивают результат в виде «+» на карте достижений.
|
Карточка заданий №1.
Карта достижений.
|
3. Обобщение и систематизация знаний.
|
20 мин.
|
Формирует целостную систему ведущих знаний по теме, с помощью анализа схемы.
|
Анализируют схему, отвечают на вопросы учителя.
|
.
|
4. Подведение итогов занятия.
|
2 мин.
|
Анализирует и оценивает успешность достижения цели и намечает перспективу последующей работы.
|
Самостоятельно оценивают, анализируют результаты действий с помощью карты достижений.
|
|
5. Рефлексия
|
1 мин.
|
Предлагает анализ результатов в виде сравнения желаемой оценки и полученного результата.
|
Самостоятельно оценивают, анализируют результаты действий в форме полученных знаний и навыков.
|
Карточка № 2.
«Критерии оценки знаний»
|
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
|
1 мин.
|
Обеспечивает понимания цели, содержания и способов выполнения д/з. Проверка соответствующих записей.
|
Оформляют домашнее задание, задают вопросы по форме его выполнения.
|
|
2 урок
Этапы
|
Время
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Доска
и оборудование
|
1. Организация
начала занятия
|
1 мин.
|
Организует урок через целеполагание, описывает ход урока, мотивирует результат деятельности.
|
Ставят цель. Прогнозируют результат.
|
Карточка № 2 «Критерии оценки знаний»
|
2. Семинар
|
42 мин.
|
Организует работу
|
Отвечают устно
|
|
|
|
|
|
|
3. Подведение итогов занятия.
|
2 мин.
|
Анализирует и оценивает успешность достижения цели и намечает перспективу последующей работы.
|
Самостоятельно оценивают, анализируют результаты действий с помощью карты достижений.
|
|
8. Рефлексия
|
1 мин.
|
Предлагает анализ результатов в виде сравнения желаемой оценки и полученного результата.
|
Самостоятельно оценивают, анализируют результаты действий в форме полученных знаний и навыков.
|
Карточка № 2.
«Критерии оценки знаний»
|
3. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
|
1 мин.
|
Обеспечивает понимания цели, содержания и способов выполнения д/з. Проверка соответствующих записей.
|
Оформляют домашнее задание, задают вопросы по форме его выполнения.
|
|
Задания уровня А 1.
Что авторы понимают под термином сознание и самосознание?
Какие основные виды сознания выделяют авторы? В чем их принципиальное различие?
В чем отличие Идеологии от обыденного сознания?
Задания Уровня В
Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения?
Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?
Задания Уровня С
На какую особенность сознания указывал И. Кант, говоря, что представление о яблоке не имеет ни веса, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Понятие землетрясения не сможет разрушить город, а талер в кармане и талер в голове — не одно и то же? Сформулируйте эту особенность своими словами.
Прокомментируйте следующий фрагмент: «Социальная психология — это сфера эмоций, переживаний и настроений, которые вызваны не сугубо личными обстоятельствами, а обстоятельствами, порожденными ходом общественного развития, историческими событиями, задевающими жизненные интересы больших групп населения». Приведите примеры таких эмоций, настроений и переживаний.
Задание С* Прочитайте отрывок из книги психолога Г. Лебона «Психология народов и масс».
Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе? 2) Какие причины специфического поведения личности в толпе называет автор текста? 3) Как вы понимаете сущность этих причин? 4) Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать
Каримов Рустам Айратович
МОУ «Татарская гимназия № 2 им. Ш. Марджани»
r.carimow2010@yandex.ru