Тип урока: технология индивидуализированного обучения.
Вид урока: изучение нового материала.
Форма урока: практическая самостоятельная работа.
Основные приемы и методы: подводящий диалог, продуктивное чтение, письменная практическая работа.
Цели урока:
- Усвоить основные понятия темы: «типология обществ», «общественно — экономическая формация», «аграрное общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное общество».
- Установить взаимосвязь понятий.
- Достичь уровня общего усвоения материала, также уровня остаточных знаний не ниже 90 % от общего рабочего охвата класса.
- Закрепить навык пошагового анализа материала.
- Закрепить навык анализа логико — смыслового построения материала урока.
- Закрепить навык самооценки знаний.
- Акцентировать внимание на процессах, сопровождающих смену обществ.
Обязательный минимум содержания: типология обществ, общественно — экономическая формация, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.
Оборудование: раздаточный материал на каждого ученика в виде разноуровневого дидактического задания по теме (карточек), учебник, карта достижений, презентация /составитель Аминов А. М./ дополненная слайдами.
Структурные элементы учебного занятия
Этапы
|
Время
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Доска
и оборудование
|
1. Организация начала занятия
|
1 мин.
|
Организует урок через целеполагание, описывает ход, мотивирует результат деятельности.
|
Ставят цель. Прогнозируют результат.
|
Слайд 2.
«Критерии оценки».
|
2. Проверка выполнения домашнего задания.
|
2 мин.
|
Устанавливает правильность, осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявляет пробелы, корректирует знания через устный «блиц» — опрос.
|
Отвечают на устные «блиц» — вопросы. Анализ пробелов в выполнении домашнего задания.
|
Слайд 1.
«Тема занятия».
|
3. Подготовка к основному этапу занятия.
|
2 мин.
|
Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели УПД, актуализирует опорные знания и умения через проекцию алгоритма действий.
|
Усваивают алгоритм действий.
|
|
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
|
24 мин.
|
Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
|
Самостоятельно изучают тему по материалу учебника: Кравченко А.И. «Обществознание», 8 класс, § 3, изучают содержание презентации. Поэтапно выполненяют разноуровневые заданий. Поэтапно оценивают результат в виде «+» на карте достижений.
|
Карточки заданий №№ 1,2,3.
Карта достижений.
Слайд № 3 — 12 «Типология обществ»
|
5. Первичная проверка понимания.
|
5 мин.
|
Устанавливает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; выявляет пробелы, неверные представления, корректирует полученные знания через проблемный диалог.
|
Решают проблемы устно, с помощью полученных знаний.
|
|
6. Закрепление знаний и способов действий
|
Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, с помощью устной беседы по опорным понятиям темы.
|
|
7. Обобщение и систематизация знаний.
|
2 мин.
|
Формирует целостную систему ведущих знаний по теме, с помощью анализа схемы.
|
Анализируют схему, отвечают на вопросы учителя.
|
Слайд № 13.
Схема смены обществ в истории.
|
8. Подведение итогов занятия.
|
2 мин.
|
Анализирует и оценивает успешность достижения цели и намечает перспективу последующей работы.
|
Самостоятельно оценивают, анализируют результаты действий с помощью карты достижений.
|
|
9. Рефлексия
|
1 мин.
|
Предлагает анализ результатов в виде сравнения желаемой оценки и полученного результата.
|
Самостоятельно оценивают, анализируют результаты действий в форме полученных знаний и навыков.
|
Слайд № 2.
Критерии оценки.
|
10.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
|
1 мин.
|
Обеспечивает понимания цели, содержания и способов выполнения д/з. Проверка соответствующих записей.
|
Оформляют домашнее задание, задают вопросы по форме его выполнения.
|
|
Организация начала занятия.
Учитель: приветствую Вас на уроке обществознания. Нам предстоит изучение важнейшей из тем, насыщенной понятиями. Изучить тему вам поможет материал учебника (§ 3), презентация по теме — источник вашего познания, тетрадь, карточки с заданиями № 1,2,3 — средство вашего познания. Цель нашего урока: изучение новых понятий, установление их взаимосвязи.
Пусть каждый из вас определит, желаемый результат — оценку, как уровень развития навыков по предмету, обратив внимание на следующие критерии (слайд № 2).
Проверить результат каждого этапа, справиться с затруднениями нам помогут консультанты, которые выполнят задания на ином уровне, отметят свой результат к карте достижений.
Скорость, внимание, активность — залог вашего успеха. Желаю получения новых, интересных знаний.
Проверка выполнения домашнего задания.
Учитель: общество в самом широком смысле — это …
Ученик: обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Учитель: формы объединения людей различны и многообразны, например как этап в развитии человечества общества могут быть …
Ученик: аграрное, индустриальное, постиндустриальное, первобытное, феодальное, и др.
Учитель: по территориальному признаку можно выделить …
Ученик: государство, страну, мировое сообщество.
Учитель: объединение людей по интересам и целям можно назвать обществом …
Ученик: книголюбов, спортивным обществом … .
Учитель: объединение, согласно происхождению, положению можно назвать …
Ученик: крестьянским обществом, дворянским обществом, обществом потомственных интеллигентов.
Подготовка к основному этапу занятия.
Учитель: спектр признаков велик, самый общий спектр формирует определенную типологию, о чем вы узнаете, изучив содержание темы согласно следующему алгоритму:
- оформите название темы в тетради (слайд № 2),
- сформулируйте задачу урока самостоятельно,
- выполняя задание № 1, подробно рассмотрите базовую характеристику типологий, что является удовлетворительным этапом изучения;
- с помощью задания № 2, дайте определения важнейших из понятий, которыми оперирует наука с целью создания типологии обществ. Это является повышенным уровнем освоения материала и оценивается как «хороший» результат;
- выполняя задание № 3, характеризуя наиболее общую, современную научную типологию, вы сможете получить отличный результат, что соответствует высокому уровню освоения темы.
Поэтапный результат вы заносите в карту достижений, проставляя «+» напротив вашей фамилии.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Ученик: приступают к работе с карточками. Поэтапно выставляют «+» в карту достижений. Консультанты выполняют задания в ускоренном режиме, проверяют работы одноклассников, консультируют при возникновении затруднительных ситуаций.
Учитель: оказывает помощь при выполнении задания. Предварительно анализирует результат выполнения заданий. В случае затруднений, акцентирует внимание на себе, объясняет задание устно.
Первичная проверка понимания.
Учитель: верным ли будет подобное утверждение — постиндустриальное общество охватывает не все существующие на планете страны, а только самые передовые, такие как Япония, США, Канада, Великобритания и др.
Ученик: верно, т.к. постиндустриальное общество — это высокая доля сферы услуг в экономике, использование инновационных и нано технологий, забота о природе, независимость о природных ресурсов, социальная стратификация согласно профессиональному признаку.
Учитель: Скажите, к какому типу общества можно отнести Россию, и почему?
Ученик: индустриальному, т.к. в России сфера услуг недостаточно развита, сохранено яркое классовое деление общества, слабо используются инновационные технологии, атомная энергия, т.к. индустриальное общество — превращение производящей экономики в обслуживающую, переход от классового деления общества к профессиональному, решающим фактором социального неравенства является образование, знания и навыки, а не собственность.
Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: рассмотрите представленную схему перехода от агарного общества к индустриальному, индустриального к постиндустриальному, что представлено процессами…
Ученик: цивилизация, модернизация.
Учитель: исходя из полученных знаний, постарайтесь дать характеристику процессов, что характерно для цивилизации?
Ученик: например, переход к земледелию, формирование государств.
Учитель: модернизации …
Ученик: промышленное производство и др.
Учитель: предлагаю понять руки тем, кому содержание темы понятно, кто усвоил основные понятия темы, сможет в дальнейшем вспомнить, соотнести то или оное понятие.
Ученик: поднимают руки.
Учитель: спрашивает о возникших затруднениях у тех, кто не поднимал руку.
Подведение итогов занятия.
Учитель: предлагаю подвести итог урока. Проанализируем карту достижений. Посмотрим, какой из этапов вызвал особое затруднение. Кто заслужил отличные, хорошие и удовлетворительные результаты?
Ученик: анализируют достижения. Сравнивают с предварительным желаемым результатом.
Рефлексия.
Учитель: сравните полученный результат с предполагаемым, каких навыков не достаточно для высокого, отличного уровня учебных достижений (слайд 2).
Ученик: анализируют критерии.
Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению.
Учитель: задает индивидуальное домашнее задание по пройденной теме, дает варианты для групп учащихся: повторить § 3 по опорным понятиям, закончить задания этапов урока; ответить на вопросы практикума к § письменно; составить краткое описание одного из государств мира, как представителя той, или иной типологии.
Задание 1.
Дайте характеристику каждого типа общества, используя метку в соответствующем поле. Варианты меток: «+», «-»; или баллы от 1 до 3 по степени выраженности той или иной позиции характеристики.
Основное
понятие
|
ОБЩЕСТВО
|
Признаки
|
Наличие
письменности
|
Число
уровней управления; степень
социального расслоения
|
Способ
производства
|
Форма
собственности,
способ
производства
|
Типология
согласно
признакам
|
Дописьмен-
ные
|
Письмен-
ные
|
Простые
|
Сложные
|
Охотников и собирателей
|
Огород-
ничества
|
Ското-
водов
|
Земледель-
цев
|
Индустриаль-
ное
|
Перво-
бытное
|
Рабовла-
дельческое
|
Фео-
дальное
|
Капита-
листическое
|
Характеристика
согласно
типологии:
|
Присваивающее хозяйство
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Натуральное
хозяйство
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Производящее хозяйство
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обслуживающее хозяйство
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ремесленное
производство
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разделение
труда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Промышленное, массовое
производство
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Натуральный
обмен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рынок.
Товарно –
денежные
отношения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общественная собственность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Частная
собственность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная
собственность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знания,
информация — основная форма капитала.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конкуренция.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственное устройство
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Традиции,
обычаи, ритуал
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Религия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Закон
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Равенство — равноправие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Свобода
личности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуализм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коллективизм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сословное
расслоение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Классовое
расслоение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Профессиональное расслоение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социальная
мобильность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Урбанизация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зависимость от природы,
приспособление к ней
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Покорение и использование природы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Письменность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образование, просвещение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ускорение
исторического процесса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модернизация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Глобализация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2.
Сформулируйте понятие самостоятельно, используя определения оставляющих понятий:
- Типология обществ — …, т.к. тип — объединение понятий согласно сходным признакам, общество — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
- Общественно – экономическая формация — …, т.к. формация — этап исторического развития общества, общественные отношения — взаимодействие членов общества, или отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности; экономические отношения — взаимодействие членов общества, основу которых составляют форма собственности на экономические ресурсы и способы производства экономических благ.
- Глобальные проблемы человечества - …, глобализация — тенденция к единообразию народов и наций, превращение человечества в единую социальную, политическую и экономическую систему.
Задание 3.
Дайте характеристику наиболее общим типам общества, формирующим синтетическую модель, используя позиции характеристики предыдущих типологий (задание 1).
Тип общества
|
Характерные черты
|
Социальная организация
|
Экономические взаимоотношения
|
Политическая организация
|
Духовное
развитие
|
Отношение
к природе
|
Традиционное
общество
|
|
|
|
|
|
Индустриальное
общество
|
|
|
|
|
|
Постиндустриальное общество
|
|
|
|
|
|
Скачать презентацию к уроку часть 1 topologoa.part1.rar [2.38 Mb]
Скачать презентацию к уроку часть 2 topologoa.part2.rar [2.38 Mb]
Скачать презентацию к уроку часть 3 topologoa.part3.rar [683.29 Kb]
МОУ Лицей № 68, г. Уфа
Шестакова Мария Александровна
stmetodist2006@rambler.ru