О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Обществознание » 8 класс » Общество и человек » Типология обществ


Типология обществ

 

Тип урока: технология индивидуализированного обучения. 

Вид урока: изучение нового материала.

Форма урока: практическая самостоятельная работа.

Основные приемы и методы: подводящий диалог, продуктивное чтение, письменная практическая  работа.

 

Цели урока:

  •  Усвоить основные понятия темы: «типология обществ», «общественно — экономическая формация», «аграрное общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное общество».
  • Установить взаимосвязь понятий.
  • Достичь уровня общего усвоения материала, также уровня остаточных знаний не ниже 90 % от общего рабочего охвата класса.
  • Закрепить навык пошагового анализа материала.
  • Закрепить навык анализа логико — смыслового построения материала урока.
  • Закрепить навык самооценки знаний.
  • Акцентировать внимание на процессах, сопровождающих смену обществ.

Обязательный минимум содержания: типология обществ, общественно — экономическая формация, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

 

Оборудование: раздаточный материал на каждого ученика в виде разноуровневого дидактического задания по теме (карточек), учебник, карта достижений, презентация /составитель Аминов А. М./ дополненная слайдами.

 

Структурные элементы учебного занятия

Этапы

Время

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Доска

и оборудование

1. Организация начала занятия

 

1 мин.

Организует урок через целеполагание, описывает ход, мотивирует результат деятельности.

Ставят цель. Прогнозируют  результат.

Слайд 2.

«Критерии оценки».

2. Проверка выполнения домашнего задания.

 

2 мин.

Устанавливает правильность, осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявляет пробелы, корректирует знания через устный «блиц» — опрос.

Отвечают на устные «блиц» — вопросы. Анализ пробелов в выполнении домашнего задания.

Слайд 1.

«Тема занятия».

3. Подготовка к основ­ному этапу занятия.

 

2 мин.

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели УПД, актуализирует опорные знания и умения через проекцию алгоритма действий.

Усваивают алгоритм действий.

 

4. Усвоение новых зна­ний и способов действий.

24 мин.

Обеспечивает восприятие, осмысле­ние и первичное запоминание зна­ний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Самостоятельно изучают тему по материалу учебника: Кравченко А.И. «Обществознание», 8 класс, § 3, изучают содержание презентации. Поэтапно выполненяют разноуровневые заданий. Поэтапно оценивают результат в виде «+» на карте достижений.

Карточки заданий №№ 1,2,3.

Карта достижений.

 Слайд № 3 — 12 «Типология обществ»

5. Первичная проверка понимания.

 

5 мин.

Устанавливает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; выявляет пробелы, неверные представления, корректирует полученные знания через проблемный диалог.

Решают проблемы устно, с помощью полученных знаний.

 

6. Закрепление знаний и способов действий

 

Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, с помощью устной беседы по опорным понятиям темы.

 

7. Обобщение и систематизация знаний.

 

2 мин.

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме, с помощью анализа схемы.

Анализируют схему, отвечают на вопросы учителя.

Слайд № 13.

Схема смены обществ в истории.

8. Подведение итогов занятия.

 

2 мин.

Анализирует и оценивает успешность достижения цели и намечает перспективу последующей работы.

 

Самостоятельно оценивают, анализируют результаты действий с помощью карты достижений.

 

9. Рефлексия

 

1 мин.

Предлагает анализ результатов в виде сравнения желаемой оценки и полученного результата.

Самостоятельно оценивают, анализируют результаты действий в форме полученных знаний и навыков.

 

Слайд № 2.

Критерии оценки.

10.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1 мин.

Обеспечивает понимания цели, содержания и способов выполнения д/з. Проверка соответствующих записей.

Оформляют домашнее задание, задают вопросы по форме его выполнения.

 

 

 

Организация начала занятия.

 

Учитель: приветствую Вас на уроке обществознания. Нам предстоит изучение важнейшей из тем, насыщенной понятиями. Изучить тему вам поможет материал учебника (§ 3), презентация по теме — источник вашего познания, тетрадь, карточки с заданиями № 1,2,3 — средство вашего познания.    Цель нашего урока: изучение новых понятий, установление их взаимосвязи.

Пусть каждый из вас определит, желаемый результат — оценку, как уровень развития  навыков по предмету, обратив внимание на следующие критерии (слайд № 2).

Проверить результат каждого этапа, справиться с затруднениями нам помогут консультанты, которые выполнят задания на ином уровне, отметят свой результат к карте достижений.

Скорость, внимание, активность — залог вашего успеха. Желаю получения новых, интересных знаний.

Проверка выполнения домашнего задания.

 

Учитель: общество в самом широком смысле — это …

Ученик: обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Учитель: формы объединения людей различны и многообразны, например как этап в развитии человечества общества могут быть …

Ученик: аграрное, индустриальное, постиндустриальное, первобытное, феодальное, и др.

Учитель: по территориальному признаку можно выделить …

Ученик: государство, страну, мировое сообщество.

Учитель: объединение людей по интересам и целям можно назвать обществом …

Ученик: книголюбов, спортивным обществом … .

Учитель: объединение, согласно происхождению, положению можно назвать …

Ученик: крестьянским обществом, дворянским обществом, обществом потомственных интеллигентов.

Подготовка к основ­ному этапу занятия.

 

Учитель: спектр признаков велик, самый общий спектр формирует определенную типологию, о чем вы узнаете, изучив содержание темы согласно следующему алгоритму:

- оформите название темы в тетради (слайд № 2),

- сформулируйте задачу урока самостоятельно,

- выполняя задание № 1, подробно рассмотрите базовую характеристику типологий, что является удовлетворительным этапом изучения;

- с помощью задания № 2, дайте определения важнейших из понятий, которыми оперирует наука с целью создания типологии обществ. Это является повышенным уровнем освоения материала и оценивается как «хороший» результат;

- выполняя задание № 3, характеризуя наиболее общую, современную научную типологию, вы сможете получить отличный результат, что соответствует высокому уровню освоения темы.

Поэтапный результат вы заносите в карту достижений, проставляя «+» напротив вашей фамилии.

 

Усвоение новых зна­ний и способов действий.

 

Ученик: приступают к работе с карточками. Поэтапно выставляют «+» в карту достижений. Консультанты выполняют задания в ускоренном режиме, проверяют работы одноклассников, консультируют при возникновении затруднительных ситуаций.

Учитель: оказывает помощь при выполнении задания. Предварительно анализирует результат выполнения заданий. В случае затруднений, акцентирует внимание на себе, объясняет задание устно.

Первичная проверка понимания.

 

Учитель: верным ли будет подобное утверждение — постиндустриальное общество охватывает не все существующие на планете страны, а только самые передовые, такие как Япония, США, Канада, Великобритания и др.

Ученик: верно, т.к. постиндустриальное общество — это высокая доля сферы услуг в экономике, использование инновационных и нано технологий, забота о природе, независимость о природных ресурсов, социальная стратификация согласно профессиональному признаку.

Учитель: Скажите, к какому типу общества можно отнести Россию, и почему?

Ученик: индустриальному, т.к. в России сфера услуг недостаточно развита, сохранено яркое классовое деление общества, слабо используются инновационные технологии, атомная энергия, т.к. индустриальное общество — превращение производящей экономики в обслуживающую, переход от классового деления общества к профессиональному, решающим фактором социального неравенства является образование, знания и навыки, а не собственность.

 

Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: рассмотрите представленную схему перехода от агарного общества к индустриальному, индустриального к постиндустриальному, что представлено процессами…

Ученик: цивилизация, модернизация.

Учитель: исходя из полученных знаний, постарайтесь дать характеристику процессов, что характерно для цивилизации?

Ученик: например, переход к земледелию, формирование государств.

Учитель: модернизации …

Ученик: промышленное производство и др.

 Учитель: предлагаю понять руки тем, кому содержание темы понятно, кто усвоил основные понятия темы, сможет в дальнейшем вспомнить, соотнести то или оное понятие.

Ученик: поднимают руки.

Учитель: спрашивает о возникших затруднениях у тех, кто не поднимал руку.

 

Подведение итогов занятия.

Учитель: предлагаю подвести итог урока. Проанализируем карту достижений. Посмотрим, какой из этапов вызвал особое затруднение. Кто заслужил отличные, хорошие и удовлетворительные результаты?

Ученик: анализируют достижения. Сравнивают с предварительным желаемым результатом.

 

Рефлексия.

 

Учитель: сравните полученный результат с предполагаемым, каких навыков не достаточно для высокого, отличного уровня учебных достижений (слайд 2).

Ученик: анализируют критерии.

 

Информация о домашнем задании,

 инструктаж по его выполнению.

 

Учитель: задает индивидуальное домашнее задание по пройденной теме, дает варианты для групп учащихся: повторить § 3 по опорным понятиям, закончить задания этапов урока; ответить на вопросы практикума к § письменно; составить краткое описание одного из государств мира, как представителя той, или иной типологии.

 

Задание 1.

 

Дайте характеристику каждого типа общества, используя метку в соответствующем поле. Варианты меток: «+», «-»; или баллы от 1 до 3 по степени выраженности той или иной позиции характеристики.

 

Основное

понятие

ОБЩЕСТВО

Признаки

Наличие

письменности

Число

 уровней управления; степень

социального расслоения

Способ

производства

Форма

собственности,

способ

производства

Типология

согласно

признакам

Дописьмен-
ные

Письмен-
ные

Простые

Сложные

Охотников и собирателей

Огород-
ничества

Ското-
водов

Земледель-
цев

Индустриаль-
ное

Перво-
бытное

Рабовла-
дельческое

Фео-
дальное

Капита-
листическое

Характеристика

согласно

типологии:

Присваивающее хозяйство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Натуральное

 хозяйство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производящее хозяйство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обслуживающее хозяйство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ремесленное

производство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделение

труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленное, массовое

производство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Натуральный

обмен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рынок.

Товарно –

денежные

отношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественная собственность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частная

собственность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная

собственность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знания,

информация — основная форма капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкуренция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное устройство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Традиции,

обычаи, ритуал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Религия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Равенство — равноправие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свобода

личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуализм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сословное

расслоение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классовое

расслоение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональное расслоение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная

мобильность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урбанизация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зависимость от природы,

приспособление к ней

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Покорение и использование природы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование, просвещение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ускорение

исторического процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модернизация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глобализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

Сформулируйте понятие самостоятельно, используя определения оставляющих понятий:

  1. Типология обществ — …, т.к. тип — объединение понятий согласно сходным признакам, общество — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
  2. Общественно экономическая формация — …, т.к. формация — этап исторического развития общества, общественные отношения — взаимодействие членов общества, или отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности; экономические отношения — взаимодействие членов общества, основу которых составляют форма собственности на экономические ресурсы и способы производства экономических благ.
  3. Глобальные проблемы человечества - …, глобализация — тенденция к единообразию народов и наций, превращение человечества в единую социальную, политическую и экономическую систему.

 

Задание 3.

Дайте характеристику наиболее общим типам общества, формирующим синтетическую модель, используя позиции характеристики предыдущих типологий (задание 1).

 

Тип общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характерные черты

Социальная организация

Экономические взаимоотношения

Политическая организация

Духовное

развитие

 

Отношение

к природе

 

 

 

 

Традиционное

общество

 

 

 

 

 

Индустриальное

общество

 

 

 

 

 

Постиндустриальное общество

 

 

 

 

 

 

Скачать презентацию к уроку часть 1 topologoa.part1.rar [2.38 Mb]

Скачать презентацию к уроку часть 2 topologoa.part2.rar [2.38 Mb]
Скачать презентацию к уроку часть 3 topologoa.part3.rar [683.29 Kb]

МОУ Лицей № 68, г. Уфа

Шестакова Мария Александровна

stmetodist2006@rambler.ru

Другие новости по теме: