Автор учебника и УМК: Кравченко А.И.
Тип урока: технология индивидуализированного обучения.
Вид урока: повторительно — обобщающий.
Форма урока: практическая самостоятельная работа.
Основные приемы и методы: подводящий диалог, продуктивное чтение, самостоятельная практическая работа, устная беседа.
Цели урока:
- Повторить, закрепить основные понятия темы.
- Установить взаимосвязь понятий.
- Достичь уровня общего усвоения материала, также уровня остаточных знаний не ниже 90 % от общего рабочего охвата класса.
- Закрепить навык пошагового анализа материала с помощью теста в режиме «далее, если правильно».
- Закрепить навык анализа работы с текстом, недостающими понятиями.
- Закрепить навык диалога, проблемного диалога.
- Закрепить навык самооценки знаний.
- Акцентировать внимание на диалектической взаимозависимости человека, общества и природы.
Обязательный минимум содержания: «человек», «общество», «сферы общества», «страна», «государство», «аграрное, индустриальное, постиндустриальное общества», «современное общество», «поколение», «культурное наследие», «природа», «экологический кризис».
Оборудование: раздаточный материал на каждого ученика в виде инструктивных карточек, компьютеры для индивидуального пользования, программа — тестер SunRav, учебник / А.И. Кравченко, Е.А.Певцова, Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010./, ученические принадлежности, карта достижений.
Структурные элементы учебного занятия
Этапы |
Время
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Доска
и оборудование
|
1. Организация начала занятия
|
1 мин.
|
Организует урок через целеполагание, описывает ход урока, мотивирует результат деятельности.
|
|
|
2. Подготовка к основному этапу занятия.
|
2 мин.
|
Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели УПД, актуализирует опорные знания и умения через проекцию алгоритма действий.
|
Ставят цель. Прогнозируют результат. Усваивают алгоритм действий.
|
Тетрадь, инструктивная карточка.
|
3. Повторение, закрепление пройденного, усвоение новых способов действий /1,2 этап/
|
20 мин.
|
Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
|
Самостоятельно повторяют материал темы по материалу учебника: Кравченко А.И. «Обществознание», 6 класс. Поэтапно выполняют разноуровневые задания. Поэтапно оценивают результат в виде «+» на карте достижений.
|
Инструктивная карточка (стр 2), компьютер индивидуального пользования, программа — тестер SunRav, карта достижений.
|
4. Обобщение и систематизация знаний: устная беседе /3 этап/
|
7 мин.
|
Устанавливает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; выявляет пробелы, неверные представления, корректирует полученные знания через проблемный диалог. Формирует целостную систему ведущих знаний по теме.
|
Отвечают на вопросы учителя. Решают проблемы устно, с помощью полученных знаний анализируют ответы одноклассников.
|
Карта достижений.
|
5. Подведение итогов занятия.
|
2 мин.
|
Анализирует и оценивает успешность достижения цели и намечает перспективу последующей работы.
|
Самостоятельно оценивают, анализируют результаты действий с помощью карты достижений.
|
|
8. Рефлексия
|
1 мин.
|
Предлагает анализ результатов в виде сравнения желаемой оценки и полученного результата.
|
Самостоятельно оценивают, анализируют результаты действий в форме полученных знаний и навыков.
|
|
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
|
1 мин.
|
Обеспечивает понимания цели, содержания и способов выполнения д/з. Проверка соответствующих записей.
|
Оформляют домашнее задание, задают вопросы по форме его выполнения.
|
Тетрадь, инструктивная карточка.
|
Организация начала занятия.
Учитель: приветствую 6 а класс на уроке обществознания, представленном с элементами технологии индивидуализированного обучения. Нам предстоит повторение, закрепление знаний по теме «Общество и человек». Соответственно, цель нашего урока: повторение, закрепление важнейших из понятий темы, установление их взаимосвязи. В нашем распоряжении учебник, компьютеры для индивидуального пользования, инструктивные карточки.
Проверить результат первого этапа, справиться с затруднениями классу помогут консультанты, которые выполнят задание на ином уровне, отметят свой результат в карте достижений.
Скорость, внимание, активность — залог вашего успеха. Желаю получения новых, интересных знаний!
Подготовка к основному этапу занятия.
Учитель: «я — человек», «все мы люди», эти фразы произносит каждый из нас в течении жизни вкладывая что — то очень важное, настоящее, и возможно, что — то свое … Например, что?
Ученик: «я — хороший», «все мы хорошие», «мы друг друга понимаем, должны понимать».
Учитель: да, иными словами «я не одинок», «я рожден среди таких же как я», «я жив тогда, когда живы другие, такие же как я», т.е. особенной, жизненно важной потребностью человека является потребность быть не одиноким, жить в обществе, общаться, а значит жить о законам общества в котором он живет. Некоторые из законов зарождения, развития, существования общества нам известны, задачей урока можно считать повторение, закрепление пройденного, основных понятий темы «Общество и человек». Оформите тему урока, задачу самостоятельно в ваших тетрадях.
Ученик: оформляют тему урока, задачу урока в тетрадях.
Учитель: индивидуальным решением поставленной задачи должна быть оценка. Предлагаю каждому из учащихся определить желаемый результат — оценку, как уровень развития навыков по предмету, обратив внимание на критерии оценки знаний (инструктивная карточка).
Ученик: выставляют желаемый результат — оценку на полях в тетрадях, используя критерий в карточках.
Учитель: решить поставленную задачу вы сможете согласно следующему алгоритму:
- задание № 1, работа с текстом (документ Word на рабочем столе компьютера). Выполнив данное задание, можно получить удовлетворительный результат, согласно карте достижений.
- задание № 2, тест (программа SunRav в активном режиме на рабочем столе компьютера). Выполнив данное задание, можно получить хороший результат, согласно карте достижений.
- задание № 3, устная беседа по вопросам темы. По завершению 2 этапа, вы покидаете рабочее место, занимаете место в отдельной зоне для устной работы. Работу каждого на данном этапе мы оцениваем совместно.
Поэтапный результат вы заносите в карту достижений, проставляя «+» напротив вашей фамилии.
Группа консультантов помогает в работе на первом этапе, последующие проходит совместно с одноклассниками.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Ученик: приступают к работе. Поэтапно выставляют «+» в карту достижений. Консультанты проверяют задания первого этапа, консультируют при возникновении затруднительных ситуаций.
Учитель: оказывает помощь при выполнении задания. Предварительно анализирует результат выполнения заданий. В случае затруднений, акцентирует внимание на себе, объясняет задание устно.
Первичная проверка понимания.
Учитель: родившись человеком, каждый из нас обладает неповторимыми индивидуальными особенностями, соответственно мы …
Ученик: индивидуальности.
Учитель: посредственность и талант, трудолюбие, упорство и лень, даже гениальность — это одни из тех индивидуальных черт, которые дает человеку природа, но общество ставит его перед выбором, проявить, взрастить, развить индивидуальные, отличительные признаки, или уменьшить, погубить. Так из талантливого ребенка, может вырасти талантливая, а возможно гениальная личность, а может и нет. Из гениального ребенка, возможно, вырастит гений, а возможно нет. На каждого человека, обладающего индивидуальностью воздействует общество. Это диалектический процесс. Что может означать, потребность быть личностью?
Ученики: (зачитывая текст задания № 3, предлагают различные версии, но приходят к выводу, что) личность формируется в процессе самоутверждения человека в обществе, с помощью проявления таких индивидуальных черт как трудолюбие, упорная работа над собой. Личность — это высшая степень развития индивидуальности. Общество, социальная среда воздействует на человека позволяя раскрыть или подавляя индивидуальные способности, но оно в любом случае задает уровень возможных достижений, обуславливает необходимость, оценивает.
Обобщение и систематизация знаний
Форма: устная беседа /3 этап/
Учитель: объясните, как вы понимаете выражение: «общество похоже на единый организм».
Ученик: все сферы жизнедеятельности общества взаимосвязаны, голодное общество не может быть духовно развитым, оно подвержено войнам и революциям, а значит политическая и социальная структуры подвержены деформации.
Учитель: какие ступени в развитии человеческого общества выделяет наука?
Ученик: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество земледельцев и скотоводов, индустриальное общество, постиндустриальное общество.
Учитель: можно ли объединить общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество единым понятием?
Ученик: аграрное общество.
Учитель: почему темпы изменений в жизни современного общества возрастают?
Ученик: потому, что каждое последующее поколение использует культурное наследие предыдущих поколений.
Учитель: можно ли назвать взаимодействие человеческого общества и природы конфликтом?
Ученик: да, потому что возрастающие потребности человека приводят к истощению природных ресурсов, что привело к экологическому кризису.
Подведение итогов занятия.
Учитель: предлагаю подвести итог урока. Проанализируем карту достижений. Посмотрим, какой из этапов вызвал особое затруднение. Кто заслужил отличные, хорошие и удовлетворительные результаты?
Ученик: анализируют достижения. Сравнивают с предварительным желаемым результатом.
Рефлексия.
Учитель: сравните полученный результат с предполагаемым, каких навыков не достаточно для высокого, отличного уровня учебных достижений.
Ученик: анализируют критерии.
Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению.
Учитель: задает индивидуальное домашнее задание по пройденной теме, дает варианты для групп учащихся: повторить тему; «Общество и человек» по опорным понятиям, закончить задания этапов урока; ответить на вопросы практикума к § 1 — 6 письменно.
Приложение.
Инструктивная карточка
- Тема урока: «Общество и человек».
- Задача урока: повторить, закрепить основные понятия темы, установить взаимосвязь понятий.
- При самоОЦЕНКЕ знаний используйте требования:
«Удовлетворительно»
|
«Хорошо»
|
«Отлично»
|
Усвоение темы на уровне
- понимания, запоминания общего объема информации.
|
Усвоение темы на уровне
- анализа, обобщения материала темы
- умения выделять важнейшие понятия, систематизировать изученное.
|
Усвоение темы на уровне
- анализа, систематизации и обобщения материала
- Умения самостоятельно соотносить изученные понятия с имеющимися знаниями по предмету и другим предметам.
|
- С целью выполнения ЗАДАНИЯ № 1, используйте инструктивную карточку (стр. 2).
- С целью выполнения ЗАДАНИЯ № 2, откройте файл «ТЕСТ Общ 6 кл» на рабочем столе компьютера, нажмите F 4.
- По окончании теста, пройдите устный опрос.
- По окончании устного опроса — 3 этапа, помогите товарищу!
Задание № 1.
Вставьте в текст пропущенные слова (№_) из предложенного списка.
Человек, как существо биологическое, является частью (1). С животным миром человека объединяет строение организма, физиологические потребности, инстинкты. Как существо (2) человек обладает речью, потребностью в общении, мышлением, способностью творить, трудиться. Объединение людей способствовало выживанию первобытных сообществ в природных условиях, но на протяжении истории (3) человека возрастали, что приводило к истощению (4). Коллективное взаимодействие постепенно усложнялось, структурировалось, эволюционировало в его политическую организацию, или — (5). Любое общество, большое или малое, объеденное по интересам или происхождению, этап в историческом развитии народа, страны, человечества — это целостный, единый социальный организм, который условно можно представить в виде сфер общественной жизнедеятельности, например: производство, обмен, распределение и потребление экономических благ относят к (6) сфере, организацию власти и управления в обществе относят к (7) сфере, сферу общественного взаимодействия социальный групп (наций, народов, классов, сословий) называют (8), культурное, религиозное, информационное взаимодействие членов общества называют (9) сферой. Человечество можно представить как сумму (10), взаимосвязанных между собой (11).
ПОЛИТИЧЕСКОЙ, ПРИРОДЫ, СОЦИАЛЬНОЕ, ПОТРЕБНОСТИ, СОЦИАЛЬНОЙ, ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ДУХОВНОЙ, ГОСУДАРСТВО, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ, ПОКОЛЕНИЙ.
Тест
1. Верно ли утверждение о том, что понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе:
1) да;
2) нет.
2. К значениям понятия «общество» не относится:
1) объединение людей по интересам;
2) объединение людей по происхождению;
3) конкретный этап в историческом развитии народа, страны, человечества;
4) подвид млекопитающих, объединенных единым признаком.
3. К видам активности, характерным только для человека, относится:
1) организация питания;
2) обучение потомства;
3) изменение условий своего существования;
4) коллективное взаимодействие посредством общения.
4. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в:
1) коллективной трудовой деятельности;
2) физической активности;
3) самосохранении.
5. Биологическое и социальное свойства человека находятся во взаимосвязи и определяют своеобразие его личности:
1) да;
2) нет.
6. К биологическим свойствам человека не относится:
1) строение организма;
2) потребность в безопасности;
3) потребность в общении.
7. Приведите в соответствие:
а) страна;
б) государство;
в) общество;
1) политическая организация общества;
2) территория, которая имеет определенные границы;
3) социальная организация общества.
8. К духовной сфере общества относятся:
1) наука, образование, религия;
2) государство, органы; государственной власти и управления;
3) производство товаров и услуг.
9. Одной из сфер общественной жизни относится:
1) историческая;
2) экономическая;
3) сословная.
10. Первой ступенью в человеческой истории ученые называют:
1) общество охотников и избирателей;
2) общество огородничества;
3) общество земледельцев и скотоводов.
11. Социальная организация государства, нации, народности:
1) страна;
2) государство;
3) общество.
12. Совокупность современных обществ, существующих в мире:
1) государство;
2) страна;
3) мировое сообщество.
13. К какой из сфер жизни общества относятся выборы президента государства:
1) политической;
2) экономической;
3) социальной.
14. К отличительным признакам расы людей не относятся:
1) цвет кожи;
2) форма черепа;
3) форма объединения людей, внутренняя иерархия.
15. Приведите в соответствие:
а) аграрное общество;
б) индустриальное общество;
в) постиндустриальное общество;
1) общество, в котором главную роль играют знания и информация;
2) ступень в развитии общества, в котором преобладает промышленность;
3) ступень в развития общества, в котором преобладает сельское хозяйство.
16. Определите признак, свойственный традиционному, аграрному обществу:
1) промышленная революция;
2) массовое товарное производство;
3) религиозное представление об окружающем мире.
17. Верно ли утверждение о том, что современное общество это индустриальное и постиндустриальное общество в котором большую роль играют наука, знания и техника:
1) да;
2) нет.
18. Группа людей, родившихся в определенный период, сформировавшихся в одних и тех же исторических условиях:
1) поколение;
2) потомки;
3) предки.
19. В чем выражается культурная память поколений:
1) сохранении окружающей среды;
2) научно — техническом прогрессе;
3) приумножении культурного наследия.
20. Часть культуры, созданной прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем, передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое:
1) материальная культура;
2) духовная культура;
3) культурное наследие.
21. Выбери наиболее правильное утверждение: культура — это преобразующая деятельность, направленная как на внешнюю среду, так и на самого человека:
1) да;
2) нет.
22. Естественную среду обитания человека называют:
1) природой;
2) биосферой;
3) обществом.
23. Выберите верное утверждение:
1) человек, природа и общество взаимосвязаны;
2) человек, природа и общества — различные субстанции.
24. Наука об окружающей человека среде:
1) экология;
2) история;
3) экономика.
25. К проблемам современного общества не относятся:
1) техногенные катастрофы;
2) экологические, природные катаклизмы;
3) организация массового производства.
Шестакова М.А.,
учитель истории и обществознания
МОУ Лицей № 68, г. Уфа
stmetodist2006@rambler.ru