Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, УМК «Планета знаний»
Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с картой России.
- Научить работать с контурными картами.
- Воспитывать любовь к России, дать почувствовать учащимся их принадлежность к великой и прекрасной Родине
- Развивать познавательную активность и наблюдательность учащихся, умение анализировать, сравнивать и сопоставлять свою работу с образцом.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, карта России.
Проект урока
№
п/п
|
Вид работы
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.
|
Оргмомент. Целеполагание
|
5 мин
|
Предлагает открыть учебники, определить тему и цель урока, корректирует ответы
учащихся
|
Находят необходимую информацию в учебнике, самостоятельно формируют учебную цель
|
2.
|
Актуализация ранее полученых знаний
|
5мин.
|
Предлагает вспомнить пройденный материал, дополнить предложения в карточках
|
Читают задания, выполняют их самостоятельно, работа консультантов.
|
3.
|
Выполнение практической работы
|
20 мин
|
Помогает, направляет, проверяет
|
Работают с картами выполняют задания ученика на стр.123-125
|
4.
|
Беседа
|
7 мин.
|
Организует беседу по вопросам
|
Участвуют в беседе, устно отвечают на вопросы
|
5.
|
Рефлексия.
|
2 мин.
|
Возвращает к поставленной цели. Предлагает ответить на вопросы: чему научились? достигли ли цели?
|
Устанавливают соответствие полученного результата поставленной цели
|
6.
|
Домашнее задание
|
1 мин.
|
Дает задание
|
Записывают задание
|
|
|
|
|
|
Стенограмма урока
1. Откройте учебники на развороте стр. 96-97. Давайте вспомним, над какой темой мы с вами сейчас работаем.
Мы уже познакомились с темами «Планета Земля», «Разнообразие природных условий на Земле» и осталось познакомиться с последней частью нашей большой темы –это какая тема?
- Природа нашей Родины.
И первая урок по этой теме называется…./Наша Родина на карте России/
Как велика моя Россия!
Как велики ее просторы!
Озера, реки и поля,
Леса и степь, и горы..
Раскинулась моя страна
От севера до юга,
Когда в одном краю весна,
В другом — снега и вьюга.
Откройте учебник на стр.123.
Что предстоит нам сделать сегодня?
Прочитайте выделенные шрифтом слова.
Итак, у нас с вами практическая работа. Чтобы справиться с ней, нам понадобиться вспомнить кое-какие термины.
Дежурные, раздайте, пожалуйста, карточки.
Как только вы заполните в карточках пропуски, подходите ко мне, сдаете работу.
Если ответы верные, выставляете магниты на карту успеха и приступаете к выполнению практической работы, если нет, открываете учебники, находите ответы в нем, а затем работаете по учебнику в рабочей тетради на стр.48-49.
Здесь расположена контурная карта России. Контурная карта, посмотрите на нее, не раскрашена, на ней ничего не написано, ничего не обозначено. Как вы думаете в чем будет заключаться наша работа? Нанести на карту некоторые названия рек, озер, морей, городов и раскрасить нашу карту по образцу на стр. 124-125 учебника.
Приступайте к заполнению карточек.
Учащиеся заполняют карточки, сдают их учителю, учитель проверяет, просит обратить внимание учеников на квадраты, образованные параллелями и меридианами при заполнении контурных карт.
2. Самостоятельная работа учащихся.
3. Физкультминутка.
4. Беседа.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Вопросы для беседы:
1. Понравилось вам работать с контурной картой?
2. А как вы думаете, для чего нам нужны контурные карты?
3. Мы с вами нанесли на карту несколько городов, горы, океаны. А как вы думаете, что еще можно нанести на карту?
4. На каком материке расположена Россия?
5. Между какими параллелями?
6. Между какими меридианами?
7. В каком полушарии? Восточном или западном?
В северном или южном?
Рефлексия. Домашнее задание
Как вы думаете, справились мы сегодня с поставленной нами задачей? Научились работать с контурной картой? Довольны вы своими результатами?
Кто недоволен, может дома доделать работу и получить ту оценку, которую он бы хотел получить.
Дидактические материалы
Карточка № 1.На карте полушарий, как и на других картах и глобусе направление север — юг показывают линии, которые называются _________________________________, а направление восток-запад ____________________________.
Самая северная точка на земном шаре называется ___________________________________, а самая южная _______________________________________.
Линия, которая условно делит земной шар на северное и восточное полушарие, называется _________________________________.
Карточка №2.
Практическая работа:
- Рассмотри условные знаки на карте России.
- Найди на карте параллели и меридианы. Обведи 70 параллель и 20 меридиан красным карандашом.
- Найди и покажи сухопутные границы России.
- Обозначь на контурной карте океаны, которые омывают берега нашей страны на севере и востоке .
- Найди реки Волгу, Обь, Лену, озеро Байкал. Обозначь их на контурной карте.
- Найди на карте России города: Москва, Уфа, Казань, Санкт-Петербург, Владивосток. Обозначь их на контурной карте.
Карточка 3.
1. Найди Восточно — Европейскую и Западно — Сибирскую равнины, Сред-
не-Сибирское плоскогорье. Обозначь их на контурной карте. Раскрась их.
2. Найди на карте Уральские и Кавказские горы. Обозначь их на контурной карте и раскрась.
3. Найди самые высокие вершины Кавказских гор: Казбек и Эльбрус. Обозначь их на контурной карте.
4. Раскрась контурную карту по образцу на стр.124-125 учебника
МОУ Лицей № 52 г. Уфы
Тимашева Нина Борисовна
nbt0705@yandex.ru