И. В. Душина, В. А, Коринская, В. А. Щенев «География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом — Земля».
Цели урока:
образовательная - закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, дать характеристику климата, почв, растительности, животного мира, определить влияние человека на природу.
развивающая - продолжить формирование познавательной активности обучающихся, умения самостоятельно добывать знания, формировать умение устанавливать причинно следственные связи, формировать умения работать с картами, сопоставлять их.
воспитательная - воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учебе, формирование интереса к географии.
Оборудование: карта «Природные зоны мира», атласы, учебники, интернет.
Организационный момент.
- Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всем своем величии и красоте, волшебный мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом.
Сегодня вы совершите удивительное путешествие, познакомитесь с природой Африки поближе.
- Обратите внимание на карту «Природные зоны Африки», найдите ее в атласах. Что содержит в себе эта карта? О чем она может нам рассказать? (О природных зонах).
Вспомни: что такое природная зона? От каких причин зависит образование природных зон?
Данная тема изучается в течение двух уроков.
«Таблица достижений успехов обучающихся» на доске. После верного заполнения таблицы (учитель должен проверить у всех обучающихся, по мере заполнения) обучающийся получает оценку «3», если обучающийся выполняет второе задание (правильно сформулирует выводы о природных зонах Африки) — получит «4», наконец при выполнении третьего задания (дома написать мини-сочинения на одну из предложенных тем) обучающийся получает пятерку.
Обучающиеся самостоятельно по учебнику изучают тему «Природные зоны Африки» § 18-19 и заполняют таблицу.
Учитель оказывает индивидуальную помощь. После заполнения таблицы обучающиеся делают выводы, написание мини- сочинения дается как домашнее задание для желающих получить пятерку. На 2 уроке учитель организует дискуссию, в ходе которой обучающиеся устно отвечают на вопросы (в ходе дискуссии идет презентация).
1 урок.
№ |
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
1
|
Организационный момент.
|
1 мин.
|
Настраивает обучающихся на учебный процесс.
|
Самоконтроль — проверка готовности к уроку.
|
2
|
Целеполагание.
|
1 мин.
|
Знакомит с темой и целью урока.
|
Ставят себе цель достичь той отметки, которую желают получить за урок.
|
3
|
Индивидуальная работа обучающихся
|
34 мин.
|
Дает задание оказывает индивидуальную помощь обучающимся.
|
Самостоятельно изучают новую тему. Заполняют таблицу «Природные зоны Африки», указывают в таблице достижений свои успехи.
|
4
|
Рефлексия
|
1 мин.
|
Подводит итог, анализирует таблицу достижений.
|
Сравнивает результаты своей деятельности с предполагаемым результатом.
|
5
|
Индивидуальное домашнее задание.
|
1 мин.
|
Даёт задание, для желающих получить «5»
|
Желающие записывают задание.
|
Карточка — задание.
1. Определите по карте «Природные зоны Африки», где располагается природная зона.
2. Определите по климатической карте Африки климатические условия этой природной зоны? (определите климатический пояс, температуру зимой и летом, количество осадков, и их режим, особенности климата)
3. По почвенной карте определите тип почв.
4. Используя текст учебника и дополнительный материал определите какие растения произрастают в этой природной зоне?
5. Используя текст учебника и дополнительный материал, определите какие виды животных обитают в этой природной зоне?
6. Назовите главные особенности природной зоны.
Образец заполнения таблицы.
Природная зона |
Климатич. пояс
географ. положение
|
Климат
|
Почва
|
Типичные
представители
растительного и живот, мира
|
Влажные
экваториальны
е леса
|
Экваториальный
климат пояс по
обе стороны от
экватора
|
Жаркий
экваториальный
климат, высокая
температура
большая
влажность
|
красно-желтые
ферралитные
|
Шимпанзе,
африканский
Оленек,
карликовые
бегемоты
окапи,
леопард,
масличная
пальма,
семейство
эбеновых
деревьев
|
Саванны
Редколесье
|
Субэкваториальный
климатич.
Пояс
5-20 широты к северу, к югу от экватора
|
Смена сухого и
влажного сезона,
сухая зима, влажное лето
|
красно-желтые
ферралитные почвы и краснобурые почвы
|
Пробковый
дуб, кофе, огромные баобабы, травы достиг до 3 м.
|
Пустыни и
полупустыни
|
Тропический
климатический
пояс. В сев.
части материка -Сахара, в юж. части на побережье Атлантического океана Калахари (мучит, жажда)
|
Дождей почти
нет. Летом -
знойная жара
+70. Ночью
Поверхность быстро остывает, высокие колебания температуры.
|
Пустынные
тропические
почвы лишённые
перегноя
|
Раститель-
ность почти
отсутсвует
|
Задание 2. Вывод о природных зонах Африки.
1. Влажные экваториальные леса — это вечное, царствующее лето. Множество растительности, богатый животный мир.
2. Саванны Африки оживают летом, после выпадения большого количества осадков. Африканская саванна густо заселена животными. Это самая благоприятная природная зона для выращивания культурных растений.
3. Скудная растительность характерна для пустынь и полупустынь. Хотя много животных обитают в пустынях Африки.
Задание 3. Домашнее задание. Написать мини-сочинение на одну из тем:
«Один день в гилее»
«Один день в саванне».
«Один день в тропической пустыне»
2 урок
7 класс
География
Тема: Африка
И.В. Душина, В.А, Коринская, В.А. Щенев «География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом — Земля».
Тема урока: Природные зоны Африки.
Цели урока:
- продолжить формирование представлений и знаний о природе Африки
- познакомиться с особенностями растительного и животного мира природных зон Африки;
- продолжить формирование чувства любви к природе, окружающему миру.
Оборудование: карта «Природные зоны мира», атласы, учебники, интернет.
№
|
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
1
|
Организационный момент.
|
1 мин.
|
Настраивает обучающихся на учебный процесс.
|
Самоконтроль — проверка готовности к уроку.
|
2
|
Целеполагание.
|
1 мин.
|
Знакомит с целью урока.
|
Ставят себе цель достичь той отметки, которую желают получить за урок.
|
|
Беседа по вопросам
|
34 мин.
|
Организует дискуссию, задает наводящие вопросы, показывая презентацию.
|
Отвечают на вопросы, анализируют.
|
|
Рефлексия
|
2 мин.
|
Подводит итог, анализирует таблицу достижений.
|
Сравнивает результаты своей деятельности с предполагаемым результатом.
|
Индивидуальный лист с заданиями для обучающихся.
Задание 1.
Природная зона |
Климатич. пояс
географ. положение
|
Климат
|
Почва
|
Типичные
представители
растительного и живот, мира
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2. Вывод о природных зонах Африки.
1 ___________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________
Задание 3. Домашнее задание. Написать мини-сочинение на одну из тем:
«Один день в экваториальном лесу»
«Один день в саванне».
«Один день в тропической пустыне»
Скачать презентации к уроку prirod_zona.zip [5.97 Mb]
Карпова Марина Юрьевна
МБОУ Лицей № 52 г. Уфа Республика Башкортостан
poct_15@mail.ru