В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. «География России 8-9 кл.»
Цели урока:
1. Образовательные:
- сформировать представление о закономерностях размещения почвенных зон на территории России;
- сформировать умение объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью;
2. Развивающие:
- развивать умения овладевать основными мыслительными операциями — анализ, синтез, сравнение;
- продолжить формирование умения работы с географическими картами (способ наложения карт);
- развивать логическое мышление, речь и память учащихся.
3. Воспитательные:
- осуществлять экологическое воспитание учащихся на примере бережного отношения к природе (к почвам);
- воспитывать чувство патриотизма и гордости богатствами природных ресурсов России (чернозем).
Оборудование: климатическая карта России, почвенная карта России, карта «Природные зоны России», атласы, раздаточный материал для индивидуальной работы обучающихся.
№
|
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
1
|
Организационный момент.
|
1 мин.
|
Настраивает обучающихся на учебный процесс.
|
Самоконтроль — проверка готовности к уроку.
|
2
|
Целеполагание.
|
1 мин.
|
Знакомит с темой и целью урока.
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок.
|
3
|
Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом.
|
25 мин.
|
Раздаёт листы с заданиями, оказывает индивидуальную помощь обучающимся и выполняет контроль за точностью выполнения заданий.
|
Самостоятельно изучают новую тему. Выполняют задания, указывают в таблице достижений свои успехи.
|
4
|
Беседа по вопросам
|
10 мин.
|
Организует дискуссию, задает наводящие вопросы.
|
Отвечают на вопросы, анализируют.
|
5
|
Рефлексия
|
2 мин.
|
Подводит итог, анализирует таблицу достижений.
|
Сравнивает результаты своей деятельности с предполагаемым результатом.
|
6
|
Индивидуальное домашнее задание.
|
1 мин.
|
Даёт задание
|
Желающие записывают задание.
|
«Таблица достижений успехов обучающихся» на доске. После выполнения 1 задания обучающийся получает оценку «3», если обучающийся, при выполнении 2 задания заполнит в таблице две колонки, он получит «4», наконец если обучающийся заполнит таблицу полностью, все три колонки, он получает пятерку.
В Задании 1 даны вопросы на повторение ранее изученной темы. Обучающиеся самостоятельно, или при помощи учебника §26 отвечают на вопросы.
В Задании 2 дается таблица, частично заполненная. Обучающиеся самостоятельно при помощи карт в атласе и учебнику изучают тему «Закономерности распространения почв», заполняя недостающие колонки таблицы.
Учитель оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания. Затем организует дискуссию, в ходе которой обучающиеся устно отвечают на вопросы.
Оценка
_________
ФИ__________________________________________________
Индивидуальный лист с заданиями для обучающихся.
Задание 1.
Пользуясь учебником ответьте на вопросы:
- Что называют почвой?______________________________________________________
- Кто основатель науки о почвах? _____________________________________________
- Назовите основное свойство почвы? __________________________________________
- Какая структура почвы считается лучшей? _____________________________________
- Почему почвы России разнообразны? _________________________________________
__________________________________________________________________________
Пользуясь картами атласа, учебником заполните таблицу.
Задание 2.
Типы и свойства почв различных природных зон
Природная зона |
Типы почв
|
Свойства почвы
|
Условия почвообразования
|
1. Арктическая пустыня
|
|
|
|
2. Тундра
|
|
маломощные, имеют глеевой слой
|
|
3. Лесная зона
|
а) тайга
|
подзолистые
|
|
|
б) смешанные леса
|
|
более плодородные
|
|
в)широколиственные леса
|
|
|
4. Степи
|
|
|
|
5. Полупустыни
|
бурые,
серо-бурые
|
|
|
Домашнее задание: докажите на примере любых почв, что почвы являются «зеркалом» ландшафта.
Карпова Марина Юрьевна
МОУ Лицей № 52 г. Уфа Республика Башкортостан
poct_15@mail.ru