В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. «География России 8-9 кл.»
Цели урока:
1. Образовательные:
- сформировать представление о закономерностях размещения почвенных зон на территории России;
- сформировать умение объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью;
2. Развивающие:
- развивать умения овладевать основными мыслительными операциями — анализ, синтез, сравнение;
- продолжить формирование умения работы с географическими картами (способ наложения карт);
- развивать логическое мышление, речь и память учащихся.
3. Воспитательные:
- осуществлять экологическое воспитание учащихся на примере бережного отношения к природе (к почвам);
- воспитывать чувство патриотизма и гордости богатствами природных ресурсов России (чернозем).
Оборудование: климатическая карта России, почвенная карта России, карта «Природные зоны России», атласы, раздаточный материал для индивидуальной работы обучающихся.
| № | Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | 
| 1 | Организационный  момент. | 1 мин. | Настраивает обучающихся на учебный процесс. | Самоконтроль — проверка готовности к уроку. | 
| 2 | Целеполагание. | 1 мин. | Знакомит с темой и целью урока. | Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок. | 
| 3 | Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом. | 25 мин. | Раздаёт листы с заданиями, оказывает индивидуальную помощь обучающимся  и выполняет контроль за точностью выполнения заданий. | Самостоятельно изучают новую тему. Выполняют задания, указывают в таблице достижений свои успехи. | 
| 4 | Беседа по вопросам | 10 мин. | Организует дискуссию, задает наводящие вопросы. | Отвечают на вопросы, анализируют. | 
| 5 | Рефлексия | 2 мин. | Подводит итог, анализирует таблицу достижений. | Сравнивает результаты своей деятельности с предполагаемым результатом. | 
| 6 | Индивидуальное домашнее задание. | 1 мин. | Даёт задание | Желающие записывают задание. | 
«Таблица достижений успехов обучающихся»  на доске. После выполнения 1 задания обучающийся получает  оценку «3», если обучающийся, при выполнении 2 задания заполнит в таблице две колонки, он получит «4», наконец если обучающийся заполнит таблицу полностью, все три колонки, он получает пятерку.
В Задании 1 даны вопросы на повторение ранее изученной темы. Обучающиеся самостоятельно, или при помощи учебника §26 отвечают на вопросы.
В Задании 2 дается таблица, частично заполненная. Обучающиеся самостоятельно при помощи карт в атласе и учебнику изучают тему «Закономерности распространения почв», заполняя недостающие колонки таблицы.  
Учитель оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания. Затем организует дискуссию, в ходе которой обучающиеся устно отвечают на вопросы.
Оценка
_________  
ФИ__________________________________________________
Индивидуальный лист с заданиями для обучающихся.
Задание 1.
Пользуясь учебником ответьте на вопросы:
- Что называют почвой?______________________________________________________ 
- Кто основатель науки о почвах?  _____________________________________________ 
- Назовите основное свойство почвы? __________________________________________
- Какая структура почвы считается лучшей? _____________________________________
- Почему почвы России разнообразны? _________________________________________
__________________________________________________________________________
Пользуясь картами атласа, учебником заполните таблицу.
Задание 2. 
Типы и свойства почв различных природных зон 
| Природная зона | Типы почв | Свойства почвы | Условия почвообразования | 
| 1. Арктическая пустыня |   |   |   | 
| 2. Тундра |   | маломощные, имеют глеевой слой |   | 
| 3. Лесная зона | 
| а) тайга | подзолистые |   |   | 
| б) смешанные леса |   |   более плодородные |   | 
| в)широколиственные леса |   |   | 
| 4. Степи |   |   |   | 
| 5. Полупустыни | бурые,серо-бурые
 |   |   | 
Домашнее задание: докажите на примере любых почв, что почвы являются «зеркалом» ландшафта.
 
 Карпова Марина Юрьевна
 МОУ Лицей № 52 г. Уфа Республика Башкортостан 
  poct_15@mail.ru