Тип урока: технология индивидуализированного обучения.
Вид урока: повторительно — обобщающий.
Форма урока: практическая самостоятельная работа.
Основные приемы и методы: подводящий диалог, продуктивное чтение, письменная практическая работа.
Цели урока:
Образовательные:
- Установить события, факты, явления, свидетельствующие о переходе истории человечества к новому этапу ее развития.
- Установить причины формирования средневековой европейской картины мира как синтеза традиций античной цивилизации, канонов христианства, традиций и обычаев языческих верований, жизнеустройства варваров.
- Усвоить основные положения религии христиан.
- Повторить основные факты и события рубежа этапов от древности к Средневековью.
- Закрепить основные законы жизнеустройства племенного сообщества варваров.
Развивающие:
- Ознакомить обучающихся с технологией индивидуализированного обучения.
- Ознакомить обучающихся с навыком продуктивного чтения.
- Ознакомить с навыком установления причинно — следственных связей (первичный этап — работа с ячейками).
- Ознакомить с навыком работы с текстом, методом вкрапления понятий.
Воспитательные:
- Создать условия для индивидуализированной продуктивной работы каждого ученика.
- Мотивировать учебную деятельность поэтапным достижением результата (принцип минимакса).
- Выработать толерантную позицию в оценке процесса гибели древних цивилизаций, под натиском самобытной культуры варварских племенных сообществ.
- Дать положительную оценку распространению христианской религии.
Технологическая карта урока.
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Доска
и оборудование
|
Организационный момент.
|
1 мин.
|
Приветствие.
Целеполагание.
Организация урока.
|
Постановка цели урока.
Прогноз результата.
|
Оформление темы, задачи, плана урока на интерактивной доске.
Слайды №№ 1 — 4. Показ карточек с заданиями.
|
Актуализация
знаний.
|
Устная
работа.
|
3 мин.
|
Подводящий диалог.
Оформление задачи урока.
|
Устные ответы на вопросы, диалог.
Знакомство с формой и методами работы.
Письменное оформление темы и задачи урока.
|
Слайды №№ 5, 6.
|
Изучение
новой темы.
|
Самостоятельная
работа
с разноуровневыми заданиями.
|
25 мин.
|
Индивидуальная консультационная помощь.
Контроль наличия затруднительных ситуаций.
|
Самостоятельное изучение темы по материалу учебника.
Выполнение разноуровневых заданий. Оформление карты достижений.
|
Слайды №№ 7 — 9. Карточки с заданиями №№ 1 — 3.
Карта достижений.
|
Рефлексия.
|
10 мин.
|
Обобщающий диалог.
Пошаговый анализ результата работы по классу в целом, индивидуально.
Сопоставление самооценки и результата. Подведение итога, анализ карты достижений.
|
Устное закрепление изученного.
Построение алгоритма изученного.
Сопоставление самооценки и результата. Подведение итога, анализ карты достижений.
|
|
Домашнее
задание.
|
1 мин.
|
Оформление домашнего задания.
|
Получение домашнего задания.
|
|
Организационный момент.
Учитель: я приветствую Вас и наших гостей на уроке истории. Нам предстоит изучение Всеобщей истории, т.е. истории стран мира в течение первой четверти учебного года. На первом из уроков вам понадобятся: учебник — источник вашего познания, тетрадь, карточки заданий № 1,2,3 — как средство вашего познания. Цель нашего урока: изучение исторических фактов, событий, явлений, процессов, установление их взаимосвязи, закрепление изученного, получение отличных результатов. Мы стремимся к отличным результатам, но каждый из нас оценивает собственные возможности самостоятельно. Предлагаю поставить желаемый результат на полях Ваших тетрадей.
Скорость, внимание, активность — залог вашего успеха. Желаю новых, интересных знаний!
Актуализация знаний.
Учитель: Обратите внимание на тему урока, в которой использовано слово «рубеж». Как вы думаете, что оно обозначает?
Ученики: «рубеж» — это черта, граница.
Учитель: что, по — вашему, мы будем изучать сегодня?
Ученики: факты и явления, изменившие историю человечества, спровоцировавшие переход к новому этапу развития человечества.
Учитель: сформулируем задачу урока совместно на основе вышесказанного.
Ученик. Задача урока: выяснить, с какими фактами, процессами, явлениями, связан переход человечества к новому этапу его истории.
Учитель: решить поставленную задачу вы сможете самостоятельно, последовательно выполняя задания. Обратим внимание на алгоритм ваших действий:
- ответив на поставленные вопросы в карточке № 1, вы вспомните факты и события рубежа исторических периодов;
- выполнив задание в карточке № 2, вы выясните, как изменилось представление людей о мире в целом;
- выполнив задание в карточке № 3, вы выявите, что повлияло на сложение новой культуры, нового мировосприятия европейского человека в середине первого тысячелетия.
Работая с карточкой, оформите ответы в тетради.
Обратите внимание на карту достижений, которая расположена на доске. Выполняя задания поэтапно, на карточках № 1,2,3 вы проставите «+» напротив вышей фамилии в карте достижений.
Оценку за урок вы получите согласно количеству «+» на карте. Тот, кто справиться с заданиями раньше других, сможет заработать дополнительные баллы, получив дополнительное задание.
Рефлексия.
Учитель: какие древние цивилизации вы помните из курса истории за прошлый год?
Ученик: Древний Египет, Грецию, Рим.
Учитель: что означает понятие «цивилизация» в исторической науке?
Ученик: (в случае затруднения смотрит в словарь основных понятий: с. 287) ступень развития общества, которую отличают развитие городов, расслоение общества, создание государств, наличие письменности, или общность людей, объединенная культурными и религиозными традициями, особенностями ведения хозяйства, отношениями между людьми, управления государством.
Учитель: как можно назвать ступень развития варварских племен?
Ученики: первобытность, племенные отношения.
Учитель: например, как жили в искомый период «германцы»?
Ученики: родовыми общинами в длинных деревянных срубах. Выращивая ячмень способом подсечно — огневого земледелия, они собирали небольшой урожай, часто голодали. Германцы одевались в грубую одежду из выделанной кожи. Нуждаясь в земле и пастбищах, спасаясь от холода и дождей, варвары постоянно воевали. Во главе варварских племен стояли вожди — конунги. Варвары верили во множество разных богов, божеств, объясняя природные стихии.
Учитель: что толкнуло варварские племенные союзы на завоевание укрепленных городов, государств?
Ученики: изменение климата на Европейском континенте.
Учитель: есть одна черта, характерная как для Древних цивилизаций, так и самобытной культуры варварских племен, какая?
Ученики: язычество.
Учитель: верно. На смену языческим верованием пришла религия, утверждающая, что Бог один. Это христианство. Скажите, почему религия христиан получила распространение среди населения Европейского континента?
Ученики: единобожие, человеколюбие, запрет жертвоприношений, мщения, всепрощение, милосердие — каноны религии, которые нашли отклик в сердцах римлян и варваров.
Учитель: к какому решению поставленной задачи мы пришли?
Ученики: новый период истории связан с Великим переселением народов, распространением христианства, формированием средневековой европейской картины мира, гибелью Древних цивилизаций, что кардинально поменяло ход мировой истории.
Учитель: рассмотрим результаты ваших работ согласно карте достижений. Какое из заданий вызвало наибольшее количество затруднений и почему?
Ученики: рассказывают о затруднительных ситуациях.
Учитель: поднимите руки те, чья предполагаемая оценка совпала с полученной за работу на уроке.
Ученики: поднимают руки.
Учитель: поднимите руки те, кто в независимости от оценки вынес важные необходимые знания по содержанию урока.
Ученики: поднимают руки
Домашнее задание.
Учитель: дома вы прочтете § 1, письменно ответите на вопрос № 2 с. 40, те из Вас, кому по силам (по желанию) ответят на вопрос № 3 письменно, на отдельных листочках.
Скачать полную версию урока vseobsha_istoria.zip [20.45 Kb]
МОУ Лицей № 68, г. Уфа
Шестакова Мария Александровна
stmetodist2006@rambler.ru