Цели:
-коррекционно-образовательные: продолжить работу по тексту; закрепить умение находить в тексте глаголы, правильно писать окончания прилагательных и глаголов.
-коррекционно-развивающие: развивать умение работать индивидуально.
-коррекционно-воспитывающие: развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность, дисциплинированность.
Оборудование урока: карточки для самостоятельной работы, карта успеха.
Проект урока
№ п/п
|
Вид деятельности
|
Время
|
1
|
Организационный момент. О целях и задачах урока.
|
2 мин
|
2
|
Просмотр презентации
|
3 мин
|
3
|
Самостоятельная работа
Закрепление материала: теория стр. 199, 204 (8 кл.),
стр.144, 145 (7 кл.); выполнение заданий по карточкам (приложение 1)
|
36 мин
|
4
|
Рефлексия. Подведение итогов работы. Домашнее задание.
|
4 мин
|
Пояснения к ходу урока
(Данный урок проводится после изучения темы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам», поэтому некоторые задания даны на закрепление этой темы, а также ранее изученных.)
Сегодня на уроке мы будем с вами работать с текстами, выполнять разные задания. Работа в основном самостоятельная по карточкам, если возникнут затруднения, обращайтесь к вашим учебникам.
А сейчас посмотрите на карту успеха, что вы должны выполнить сегодня на уроке, чтобы получить хорошую оценку. Поставьте на полях карточки оценку, которую хотели бы получить на уроке, в конце урока сравним ваши результаты с желаемой оценкой.
Ребята, посмотрите слайды и скажите, какой темой они объединены (показ презентации, чтение стихотворения):
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ____ (зима)
Конечно же, зимней темой. Какие великолепные пейзажи, причудливые картины вы видели! Все это поможет вам настроиться на выполнение заданий. Успехов вам!
Каждое выполненное задание проверяется, неточности исправляются. Учащийся ставит + в карте успеха и работает дальше. Задания в карточках постепенно усложняются.
Просмотр отдельных слайдов презентации. Подведение итогов урока.
Ребята, с какими текстами вы сегодня работали? Помогла ли вам презентация? Какой текст вам особенно понравился? Почему? Замечали ли вы необычайную красоту нашей зимы? Когда пойдете домой, постарайтесь увидеть что-то необыкновенное, запечатлеть на свои телефоны. Это и будет вашим домашним заданием.
Выставление оценок за урок.
Примечание
Тексты к уроку подобраны из следующих учебных пособий:
Приложение 1
Задание 1.
Вставьте пропущенные окончания.
Хорошо зимой в лесу. Над землей кружат снежинки. Бел.. снегом засыпал.. зима ели и сосны. Деревья убрались инеем, точно пухов.. платком. Снег накрыл поляны бел.. одеялом. Под ним до весны спит трава. Речка скована льдом.
Задание 2. Перечислите дела зимы, используя одни глаголы.
Сколько дел у зимы!
Нужно укрыть землю снежной периной, чтобы уберечь растения от мороза. Не забыть построить ледяные мосты на реках и озерах.
Важно разобраться с лесным зверьем: одних поторопить со сменой шубки, других убаюкать в зимних постелях.
А потом можно приниматься за наряды: развесить серебряный иней на ветках, подарить пням мохнатые шапки, выпустить хоровод снежинок. Пусть пляшут под музыку вьюги.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 3.
Из слов каждой строчки составьте и запишите предложения. Выделенные слова разберите по составу.
Пришла, зима, уже, настоящая
Голым, гуляет, по, холодный, ветер, ветвям
Верхушки, он, деревьев, качает
Звери, птицы, и притихли, в, лесу.
Задание 4. Прочитайте текст. Почему слово Январь автор написал с большой буквы? Подчеркните глаголы, которые рисуют Январь как живое существо.
Январь расхаживал по полю в лохматом снежном тулупе. Он завидовал своим братьям-месяцам, которые умели радовать людей.
Сердитый Январь так хлопнул шапкой о землю, что вьюга завыла.
— Ох, спаси нас, Январь, от жестокого ветра, — заплакали озимые.
Январь снял необъятный тулуп и покрыл поле. (По Ю.Ковалю)
Задание 5. Прочитайте, изменив число у глаголов. Запишите получившийся текст об одной тропинке.
Бегут тропинки через овраги, перепрыгивают через сваленные деревья. Прыгают по острым кочкам, скользят по тонкому льду, пропадают в январских сугробах.
Бегут тропинки, играют в лесу с яркими цветами, осторожно обходят муравьиные кучи.
Бегут тропинки. Найдут задремавшего зайца — подтолкнут его. А лису обхитрят — уведут от гнезда в траве. (По В.Тельпугову)
Задание 6. Прочитайте текст, ответьте письменно на вопросы.
Январь.
Январь — месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. К утру станет видно, что пришла настоящая зима.
Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжелые головы, застыли скорбные белые деревья.
Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные, невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на елки и сосны — странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие.
На пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. Сделай шаг в сторону, и обернется зверек простым сучком, запорошенным снегом. Этот зверек — оборотень.
Белые медведи и белые совы. Зайцы, куропатки и белочки. Они сидят, лежат, висят. Лес зимой полон диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их — поторопись. А то дунет ветер — поминай как звали!
Вопросы. 1) Что можно увидеть в зимнем лесу?
2) Каких зверей и птиц напоминают снежные фигуры?
3) Кто создает такие фигуры?
Задание 7.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 8. Прочитай текст, вставь пропущенные буквы.
Февральское солнышко обрадовал.. синичку, и она звонко запел.. . Говорил ей воробей, что будут еще вьюги. Не послушал..сь синичка стар..го воробья и полетел.. в лес за новостями.
В февральск..м лесу было очень красиво. ( … )
Но вдруг все вокруг з..шипело, лес загудел. Бедную синичку обожгл.. метель. Ее с..рдечко сжал..сь от страха.
Пожалел синичку дятел и пустил в дупло.
Задание 9. Дополни текст описанием зимнего леса. Используй для этого глаголы: сверкать, белеть, зеленеть, порхать.
____________________________________________________________________
Задание 10. Составь несколько предложений (5-6) на тему «Деревья зимой», запишите полученный текст.
МОУ «Рябининская средняя общеобразовательная школа»
Невольских Надежда Аркадьевна