Цели: раскрыть конфликт «отцов и детей» в романе; проанализировать изменения в мировоззрении «детей и отцов»; раскрыть мастерство Тургенева-психолога; воспитывать чуткость к слову, уважительное отношение к чужому мнению.
Оборудование: карточки с заданиями, интернет, тексты.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
I.
|
Орг.момент и целеполагание
|
2
|
Знакомит с темой, целями урока
|
Ставят перед собой цель выполнить все задания, достичь высокой отметки
|
II.
|
Самостоятельная работа по вопросам
|
43
|
Организует самостоятельную работу, направляет, оказывает индивидуальную помощь
|
Самостоятельно отвечают на вопросы
|
III.
|
Беседа.
|
40
|
Организует беседу-диспут
|
Обмениваются мнениями, участвуют в беседе
|
IV.
|
Рефлексия
|
3
|
Подводит итог беседе, анализирует таблицу достижений
|
Сравнивают полученный результат с предполагаемым
|
V.
|
Индивид. дом.задание
|
2
|
Сделайте выборку цитат, которые, по-вашему, достойны стать крылатыми.
|
Желающие записывают.
|
Стенограмма.
I. Орг. момент и целеполагание:
У.: «Отцы и дети» — роман на все времена. В нем остро стоит конфликт между прошлым и настоящим, устоявшимся и новым, между опытом поколений и новшествами современности. Мы с вами раскроем истоки конфликта «отцов» и «детей», проанализируем изменения, происходящие в душе и в поведении героев, раскроем психологизм романа. Поставьте перед собой цель, на полях поставьте оценку. Работать будем по разноуровневым карточкам. «А» — «удовлетворительно», «А+В» — «хорошо», «А+В+С» — «отлично».
II. Самостоятельная работа по карточкам.
Уровень А.
1. Когда начинается действие романа «Отцы и дети»?
2. Людей каких двух эпох противопоставил автор?
3. Какие смыслы вложил автор в название «Отцы и дети»?
4. По небольшой характеристике назовите героя романа.
А) ______________ — студент, учится на лекаря. Революционер-демократ, разночинец. Умирает от заражения крови в конце романа.
Б) ______________— помещик, либерал, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве.
В) _______________— отставной офицер, аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке.
Г) _______________ — недавний дипломированный специалист Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.
Д) ______________— отставной армейский хирург. Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, любит сына.
Е) ____________ — именно ей принадлежит деревушка и 22 души крепостных крестьян. Набожная последовательница православия. Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.
Ж)____________ — богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью.
З) ____________ — сестра Анны Сергеевны, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. В конце романа она выходит замуж за Аркадия.
И) ___________— мать ребёнка Николая Петровича. Живёт с ним в одном доме. В конце произведения выходит замуж за Николая Петровича.
5. Вспомним о княгине Р.и Анне Одинцовой. Какова их роль в жизни других людей?
Уровень В.
6. Обратите внимание на эпиграф. Почему, на ваш взгляд, эпиграф обращен к этому человеку? (гугл в помощь)
7. В 10 главе происходит конфликт между Базаровым и Кирсановыми. О чем они спорят? (ответ: аристократия, нигилизм, народ, искусство и природа). Как смотрят на предмет спора «отцы» и «дети»?
8. В спорах Базаров оказывается победителем, но есть ли у него слабые доводы?
9. Какой тип речи преобладает в романе? Почему?
10. Почему историю Павла Петровича рассказывает не автор, а Аркадий?
11. Почему Базаров не может найти общий язык ни с аристократом Кирсановым, ни с родным отцом?
12. В романе мы видим «единомышленников» Базарова. Назовите их. Как относится к ним автор?
13. Какие чувства вызывает у вас Одинцова? Какие эпитеты подходят к её образу?
14. Почему отношения между двумя сильными личностями не состоялись?
15. На ком лежит «вина» за несложившиеся отношения? Почему?
16. Сравните Базарова и Кирсанова после неудачной любви?
17. Встречали ли вы в своей жизни «базаровых»? И нравятся ли вам такие люди?
Уровень С.
18. Напишите эссе на одну из цитат из романа.
Кто злится на свою боль, тот непременно ее победит.
Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.
III. Беседа по вопросам, диспут, столкновение мнений.
IV. Рефлексия.
У.: Мы еще в начале пути познания внутреннего мира героев, их души. Посмотрим на карту успеха.
V. Инд. дом. задание: сделайте выборку цитат, которые по-вашему достойны стать крылатыми.
МБОУ «Гимназия №2 при КФУ», г. Казань
Зарипова Резеда Рассамовна
rezeda_zaripova2@mail.ru
Приложение 1
Уровень А.
1. Когда начинается действие романа «Отцы и дети»?
2. Людей каких двух эпох противопоставил автор?
3. Какие смыслы вложил автор в название «Отцы и дети»?
4. По небольшой характеристике назовите героя романа (приложение 2).
5. Вспомним о княгине Р.и Анне Одинцовой. Какова их роль в жизни других людей?
Уровень В.
6. Обратите внимание на эпиграф. Почему, на ваш взгляд, эпиграф обращен к этому человеку? (гугл в помощь)
7. В 10 главе происходит конфликт между Базаровым и Кирсановыми. О чем они спорят? Как смотрят на предмет спора «отцы» и «дети»?
8. В спорах Базаров оказывается победителем, но есть ли у него слабые доводы?
9. Какой тип речи преобладает в романе? Почему?
10. Почему историю Павла Петровича рассказывает не автор, а Аркадий?
11. Почему Базаров не может найти общий язык ни с аристократом Кирсановым, ни с родным отцом?
12. В романе мы видим «единомышленников» Базарова. Назовите их. Как относится к ним автор?
13. Какие чувства вызывает у вас Одинцова? Какие эпитеты подходят к её образу?
14. Почему отношения между двумя сильными личностями не состоялись?
15. На ком лежит «вина» за несложившиеся отношения? Почему?
16. Сравните Базарова и Кирсанова после неудачной любви?
17. Встречали ли вы в своей жизни «базаровых»? И нравятся ли вам такие люди?
Уровень С.
18. Напишите эссе на одну из цитат из романа.
Кто злится на свою боль, тот непременно ее победит.
Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.
Приложение 2
Вопрос 4.
А) ______________ — студент, учится на лекаря. Революционер-демократ, разночинец. Умирает от заражения крови в конце романа.
Б) ______________— помещик, либерал, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве.
В) _______________— отставной офицер, аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке.
Г) _______________ — недавний дипломированный специалист Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.
Д) ______________— отставной армейский хирург. Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, любит сына.
Е) ____________ — именно ей принадлежит деревушка и 22 души крепостных крестьян. Набожная последовательница православия. Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.
Ж)____________ — богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью.
З) ____________ — сестра Анны Сергеевны, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. В конце романа она выходит замуж за Аркадия.
И) ___________— мать ребёнка Николая Петровича. Живёт с ним в одном доме. В конце произведения выходит замуж за Николая Петровича.
_____________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Вопрос 4.
А) ______________ — студент, учится на лекаря. Революционер-демократ, разночинец. Умирает от заражения крови в конце романа.
Б) ______________— помещик, либерал, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве.
В) _______________— отставной офицер, аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке.
Г) _______________ — недавний дипломированный специалист Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.
Д) ______________— отставной армейский хирург. Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, любит сына.
Е) ____________ — именно ей принадлежит деревушка и 22 души крепостных крестьян. Набожная последовательница православия. Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.
Ж)____________ — богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью.
З) ____________ — сестра Анны Сергеевны, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. В конце романа она выходит замуж за Аркадия.
И) ___________— мать ребёнка Николая Петровича. Живёт с ним в одном доме. В конце произведения выходит замуж за Николая Петровича.