О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Литература » 10 класс » И. С. Тургенев «Отцы и дети» » Отцы и дети в романе «Отцы и дети» (два урока, 90 минут)


Цели: раскрыть конфликт «отцов и детей» в романе; проанализировать изменения в мировоззрении «детей и отцов»; раскрыть мастерство Тургенева-психолога; воспитывать чуткость к слову, уважительное отношение к чужому мнению.

Оборудование: карточки с заданиями, интернет, тексты.

 

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.

Орг.момент и целеполагание

2

Знакомит с темой, целями урока

Ставят перед собой цель выполнить все задания, достичь высокой отметки

II.

Самостоятельная работа по вопросам

43

Организует самостоятельную работу, направляет, оказывает индивидуальную помощь

Самостоятельно отвечают на вопросы

III.

Беседа.

40

Организует беседу-диспут

Обмениваются мнениями, участвуют в беседе

IV.

Рефлексия

3

Подводит итог беседе, анализирует таблицу достижений

Сравнивают полученный результат с предполагаемым

V.

Индивид. дом.задание

2

Сделайте выборку цитат, которые, по-вашему, достойны стать крылатыми.

Желающие записывают.

 

Стенограмма.

 

I.  Орг. момент и целеполагание:

 

У.: «Отцы и дети» — роман на все времена. В нем остро стоит конфликт между прошлым и настоящим, устоявшимся и новым, между опытом поколений и новшествами современности. Мы с вами раскроем истоки конфликта «отцов» и «детей», проанализируем изменения,  происходящие в душе и в поведении героев, раскроем психологизм романа. Поставьте перед собой цель, на полях поставьте оценку. Работать будем по разноуровневым карточкам. «А» — «удовлетворительно», «А+В» — «хорошо», «А+В+С» — «отлично».

 

II. Самостоятельная работа по карточкам.

Уровень А.

1. Когда начинается действие романа «Отцы и дети»?

2. Людей каких двух эпох противопоставил автор?

3. Какие смыслы вложил автор в название «Отцы и дети»?

4. По небольшой характеристике назовите героя романа.

 

А) ______________ — студент, учится на лекаря. Революционер-демократ, разночинец. Умирает от заражения крови в конце романа.

Б) ______________— помещик, либерал, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве.

В) _______________— отставной офицер, аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке.

Г) _______________ — недавний дипломированный специалист Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.

Д)  ______________— отставной армейский хирург. Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, любит сына.

Е) ____________ — именно ей принадлежит деревушка и 22 души крепостных крестьян. Набожная последовательница православия. Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.

Ж)____________ — богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью.

З) ____________ — сестра Анны Сергеевны, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. В конце романа она выходит замуж за Аркадия.

И) ___________— мать ребёнка Николая Петровича. Живёт с ним в одном доме. В конце произведения выходит замуж за Николая Петровича.

5. Вспомним о княгине Р.и Анне Одинцовой. Какова их роль в жизни других людей?

Уровень В.

6. Обратите внимание на эпиграф. Почему, на ваш взгляд, эпиграф обращен к этому человеку? (гугл в помощь)

7. В 10 главе происходит конфликт между Базаровым и Кирсановыми. О чем они спорят? (ответ: аристократия, нигилизм, народ, искусство и природа). Как смотрят на предмет спора «отцы» и «дети»?

8. В спорах Базаров оказывается победителем, но есть ли у него слабые доводы?

9. Какой  тип речи преобладает в романе? Почему?

10. Почему историю Павла Петровича рассказывает не автор, а Аркадий?

11. Почему Базаров не может найти общий язык ни с аристократом Кирсановым, ни с родным отцом?

12. В романе мы видим «единомышленников» Базарова. Назовите их. Как относится к ним автор?

13. Какие чувства вызывает у вас Одинцова? Какие эпитеты подходят к её образу?

14. Почему отношения между двумя сильными личностями не состоялись?

15. На ком лежит «вина» за несложившиеся отношения? Почему?

16. Сравните Базарова и Кирсанова после неудачной любви?

17. Встречали ли вы в своей жизни «базаровых»? И нравятся ли вам такие люди?

 

Уровень С.

18. Напишите эссе на одну из цитат из романа.

Кто злится на свою боль, тот непременно ее победит.

Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.

 

III. Беседа по вопросам, диспут, столкновение мнений.

 

IV. Рефлексия.

У.: Мы еще в начале пути познания внутреннего мира героев, их души. Посмотрим на карту успеха.

V. Инд. дом. задание: сделайте выборку цитат, которые по-вашему достойны стать крылатыми.

 

МБОУ «Гимназия №2 при КФУ», г. Казань

Зарипова Резеда Рассамовна

rezeda_zaripova2@mail.ru

Приложение 1

Уровень А.

1. Когда начинается действие романа «Отцы и дети»?

2. Людей каких двух эпох противопоставил автор?

3. Какие смыслы вложил автор в название «Отцы и дети»?

4. По небольшой характеристике назовите героя романа (приложение 2).

5. Вспомним о княгине Р.и Анне Одинцовой. Какова их роль в жизни других людей?

 

Уровень В.

6. Обратите внимание на эпиграф. Почему, на ваш взгляд, эпиграф обращен к этому человеку? (гугл в помощь)

7. В 10 главе происходит конфликт между Базаровым и Кирсановыми. О чем они спорят? Как смотрят на предмет спора «отцы» и «дети»?

8. В спорах Базаров оказывается победителем, но есть ли у него слабые доводы?

9. Какой  тип речи преобладает в романе? Почему?

10. Почему историю Павла Петровича рассказывает не автор, а Аркадий?

11. Почему Базаров не может найти общий язык ни с аристократом Кирсановым, ни с родным отцом?

12. В романе мы видим «единомышленников» Базарова. Назовите их. Как относится к ним автор?

13. Какие чувства вызывает у вас Одинцова? Какие эпитеты подходят к её образу?

14. Почему отношения между двумя сильными личностями не состоялись?

15. На ком лежит «вина» за несложившиеся отношения? Почему?

16. Сравните Базарова и Кирсанова после неудачной любви?

17. Встречали ли вы в своей жизни «базаровых»? И нравятся ли вам такие люди?

 

Уровень С.

18. Напишите эссе на одну из цитат из романа.

Кто злится на свою боль, тот непременно ее победит.

Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.

 

Приложение 2

Вопрос 4.

А) ______________ — студент, учится на лекаря. Революционер-демократ, разночинец. Умирает от заражения крови в конце романа.

 

Б) ______________— помещик, либерал, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве.

 

В) _______________— отставной офицер, аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке.

 

Г) _______________ — недавний дипломированный специалист Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.

 

Д)  ______________— отставной армейский хирург. Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, любит сына.

 

Е) ____________ — именно ей принадлежит деревушка и 22 души крепостных крестьян. Набожная последовательница православия. Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.

 

Ж)____________ — богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью.

 

З) ____________ — сестра Анны Сергеевны, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. В конце романа она выходит замуж за Аркадия.

 

И) ___________— мать ребёнка Николая Петровича. Живёт с ним в одном доме. В конце произведения выходит замуж за Николая Петровича.

_____________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Вопрос 4.

А) ______________ — студент, учится на лекаря. Революционер-демократ, разночинец. Умирает от заражения крови в конце романа.

 

Б) ______________— помещик, либерал, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве.

 

В) _______________— отставной офицер, аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке.

 

Г) _______________ — недавний дипломированный специалист Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.

 

Д)  ______________— отставной армейский хирург. Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, любит сына.

 

Е) ____________ — именно ей принадлежит деревушка и 22 души крепостных крестьян. Набожная последовательница православия. Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.

 

Ж)____________ — богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью.

 

З) ____________ — сестра Анны Сергеевны, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. В конце романа она выходит замуж за Аркадия.

 

И) ___________— мать ребёнка Николая Петровича. Живёт с ним в одном доме. В конце произведения выходит замуж за Николая Петровича.

Другие новости по теме: