О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Литература » 6 класс » Н. С. Лесков «Левша» » Русский национальный характер (по сказу Н. С. Лескова «Левша»)


Автор учебника и УМК: Литература, 6  класс. В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. И. Коровин, М.: «Просвещение», 2012.
Тип урока: технология индивидуализированного обучения.
Вид урока: обучение анализу  художественного текста.
Форма урока: практическая самостоятельная работа.
Цель урока: показать мастерство писателя в обрисовке персонажей рассказа, дать представление о талантливости русского человека, воспитание интереса и уважения к истории России через чтение и анализ художественного произведения.
Оборудование: ПК на каждого обучающегося, проекционное оборудование, программа — тестер SunRav в режиме «обучения», ученические принадлежности, раздаточный материал на каждого ученика в виде разноуровневых дидактических заданий по теме (карточек), карта достижений, маркеры.

Проект урока.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент.

2 мин.

Приветствие.
Целеполагание. Мотивация деятельности.

Ставят перед собой задачу достичь определённого результата.

2.

Актуализация знаний.

2 мин

2 мин

Ведение диалога. Закрепление опорных понятий. Постановка основной задачи урока. Показ фрагмента фильма.
Озвучивание алгоритма действий. Мотивация результата деятельности.

Ведение диалога. Оформление темы, задачи урока.
Запоминание алгоритма действий. Мотивация результата деятельности.

 

2.

Самостоятельная работа по карточкам 1 — 3.

30 мин.

Проверяет работы учащихся, консультирует в случае затруднения.

Выполняют задания по карточкам 1-3.

3.

Рефлексия. Подведение итогов работы. Выставление оценок.

3 мин.

Объявляет и комментирует результаты. Подводит итоги, что удалось выполнить, что не удалось.

Выставляют оценки. Анализируют, какие пробелы в знаниях по данной теме остались, над чем нужно ещё поработать.

4.

Домашнее задание.

1 мин.

Написать сочинение.

Выбор тем сочинений.

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас на нашем уроке литературы по творчеству замечательного русского писателя Н.С. Лескова. Разговор о писателе, его творческой судьбе, о «Сказе о тульском косом левше и о стальной блохе» мы с вами вели уже несколько занятий. Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам посмотреть фрагмент из художественного фильма «Левша» (просмотр отрывка, формулирование темы, обоснование).
- Вы верно подметили, что фильм начат словами из заключительной 20 главы сказа, где всё происходящее названо «делами давно минувших дней», что слова Ф.М. Достоевского наиболее ярко и точно характеризуют главного героя сказа.
Предлагаю вам, поработав самостоятельно, используя маршрутную карту, доказать, что Левша имеет типично русский национальный характер.

II. Самостоятельная работа.
Карточка №1. (на уровень «3»). Выполните тест.

1. Что хотел посетить в Англии Александр Павлович?
А) достопримечательности;
Б) картинную галерею;
В) кунсткамеру.

2. Что испытал Александр Павлович при виде заграничных чудес?
А) чувство зависти;
Б) удивление;
В) обиду за русских мастеров, не имеющих делать подобные вещи.

3. Что умела стальная блоха?
А) прыгать;
Б) шевелить усиками;
В) танцевать.

4. Какую сумму заплатил русский царь за стальную блоху?
А) одну тысячу рублей;
Б) один миллион рублей;
В) десять тысяч рублей.

5. Кому поручил Николай Петрович превзойти англичан?
А) первому министру;
Б) донскому атаману Платову;
В) военному министру.

6. Чем можно объяснить гнев Платова на оружейников?
А) ничего не придумали нового;
Б) сломали блоху;
В) потеряли блоху.

7. Почему левша держал в секрете выполненную работу?
А) не смог ничего придумать;
Б) не хотел раньше времени раскрыть секрет;
В) боялся царского гнева.

8. С какой целью царь Николай Павлович послал левшу в Англию?
А) продолжить учебу и образование;
Б) научиться мастерству у англичан;
В) доказать англичанам, что русские мастера могут превзойти других своим умением.

9. При каком условии левша согласился погостить у англичан?
А) если ему дадут право на жительство в Англии;
Б) если найдут невесту;
В) если разрешат посетить оружейные заводы.

10. Какой секрет хотел передать левша царю при приезде в Россию?
А) не закупать оружие у англичан;
Б) не чистить дула ружей кирпичом;
В) не доверять англичанам секрет изготовления российского оружия.

11. Какой «прием» оказали больному левше на родине?
А) поместили в хорошую больницу;
Б) бросили умирать в больнице для бедных;
В) Срочно оказали медицинскую помощь.

12. Почему погиб талантливый мастер?
А) от бездушия полицейских властей;
Б) от тяжелой неизлечимой болезни;
В) от отсутствия близких людей.

Карточка №2 (на уровень «4»)
1. Найдите и запишите в тетрадь описание внешности главного героя. О чём говорит его портретная характеристика?
2. Проследите по тексту за языковыми особенностями речи левши. Что для нее характерно.
3. Какими чертами характера наделяет Н.С.Лесков своего героя?
4. Как Вы считаете, есть ли у тульского мастера чувство собственного достоинства и как оно проявляется?

Карточка №3 (на уровень «5»)
1. Перечитайте эпизод «Николай Павлович и левша». Как ведет себя левша при встрече с императором?
2. По приказу Николая Павловича левша едет в Англию. Что больше всего удивило его на чужой земле? Почему вдруг Левша стал «беспокойно скучать» и «затосковал»? Что этот факт доказывает?
3. Что восхитило англичан в Левше?
4. В произведении часто говорится о вере в Бога. Верует ли Левша? Ответ обоснуйте цитатами из текста.

III. Рефлексия. Подведение итогов урока. Анализ карты успеха. Выставление оценок.
IV. Домашнее задание. — Написать небольшое сочинение на любую из предложенных тем «О чём меня заставил задуматься сказ «Левша», «Кто виноват в смерти левши?», «Левша — народный герой».

Антонов Андрей Иванович
МБОУ Лицей №68, г. Уфа
andreyantonov10@mail.ru

Другие новости по теме: