Цели:
углубить понимание идейно-художественного богатства романа,
учить разгадывать замысел автора;
хорошо ориентироваться в тексте;
развивать навыки самостоятельной работы,
воспитывать внимательное отношение к слову, умение объективно оценивать свои возможности и результаты.
Литература: Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе… 8 класс. МОСКВА. « ВАКО».2008.-512с. ( В помощь школьному учителю).
Комментарий: Учитель хотела показать , как данные материалы можно использовать на уроке с применением ТИО.
Эпиграф: «В « Капитанской дочке» все не только самая правда, но еще как бы лучше ее». (Н. В. Гоголь.)
Проект урока.
№
|
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.
|
Организационный момент
|
2 мин.
|
Сообщение о целях и задачах урока
|
|
2.
|
Самостоятельная работа:
а) блиц викторина;
б) аргументированный ответ;
в) отгадать героя;
г) разгадать эпиграф;
|
25 мин.
|
Дает задания.
Беседует индивидуально по мере необходимости.
|
Отвечают на вопросы , при затруднении пользуются учебником.
Дают аргументированный ответ.
|
3.
|
Рефлексия. Подведение итогов.
|
18 мин.
|
Беседа
|
Беседа
|
Пояснения к ходу урока.
- Организационный момент.
- Мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 г. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея- последняя, на которой присутствовал Пушкин. И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка»- удивительное произведение.
- Кому книга показалась сложной? Простой? И все ли так просто в романе , как кажется на первый взгляд?
-Наша задача — разгадать некоторые загадки» Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути. ( Обратиться к эпиграфу.)
- Большую часть урока вы будете работать самостоятельно. Чтобы получить успешные оценки, вы должны выполнить следующие задания:1) ответить на блиц викторину; 2) дать аргументированный ответ на вопрос; 3) отгадать героя; 4) разгадать эпиграф.
-Свои выполненные задания будете фиксировать в карте успеха. На полях поставьте оценку, которую хотели бы получить на уроке. На самостоятельную работу отводится 25 минут.
-Желаю успешной работы!
- Блиц викторина.
- Блиц викторина поможет вам вспомнить станицы романа. (Приложение 1)
(отвечают на вопросы в тетради , по необходимости пользуются учебником , консультируются с учителем , результаты заносят в карту успеха)
3 . Самостоятельная работа. Дать аргументированный ответ (каждому выдается карточка)
-Можно ли назвать «Капитанскую дочку» …
Ульяне вопрос: …бытовым романом?
Юле : … историческим романом?
Саше: … нравоучительным романом?
4.Самостоятельная работа. Отгадать , кто этот человек.( Приложение 2)
5.Самостоятельная работа. Разгадайте эпиграф.(каждому выдается карточка)
Ульяне- к 12 главе « Сирота»:
Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет , ни отросточек…
Юле- к 14 главе « Суд»
Мирская молва-
Морская молва. Пословица .
Саше — к 7 главе «Приступ»
Голова моя, головушка,
Голова послуживая!..
5.Подведение итогов. Беседа. Обсуждение блиц викторины. Выяснить , на какие вопросы учащиеся не смогли ответить. Дать правильный ответ.
Вывод к третьему заданию после выслушанных ответов :
- О жанре произведения можно спорить; но мы видим в нем и то, и другое , и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, понять . что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться рад ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависят от того , что происходит в настоящем.
Пояснения к пятому заданию.
- Человек , даже самый скромный, иногда загадка . и Пушкин дает подсказку — эпиграф. Из семнадцати эпиграфов , данных к « Капитанской дочке» , десять то есть большая часть, заимствованы из народного творчества.
Разгадка эпиграфа к 7 главе « Приступ». ( Храбрый , скромный , честный капитан Миронов не выслужил ни почета , богатства у начальников , ни сострадания у казаков. Это сострадание — Пушкина — звучит в эпиграфе, народной песне. Учит видеть человека за должностью и мундиром.)
Разгадка эпиграфа к 12 главе.( Отношением к беззащитному оценивает Пушкин человека. Швабрин , пользуясь беззащитностью Маши , держит ее под замком . Гринев — защищает , Пугачев — берет под покровительство.)
Разгадка эпиграфа к 14 главе . (Мирская , то есть мира людей . В этом мире — ничему не верящие судьи , которым Гринев не может рассказать всю правду , хотя он рассказывает ее Пугачеву , и тот верит ; в этом мире и императрица , уверенная , что Гринев — безнравственный , вредный негодяй.)
- Итак, роман Пушкина внешне прост — как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним , бытовым лицом жизни — человечную , мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Загадки жанра произведения, характер героев. Таким образом, загадки романа — это загадки жизни, которые Пушкин учит нас видеть и понимать. (Оценки выставляются в зависимости от того ,сколько заданий сделали учащиеся.)
Домашнее задание. Если не успели выполнить какое-то задание, то дать его домой.
Приложение 1. Блиц викторина.
- Имя отца Гринева? ( Андрей Петрович).
- Служил при графе…(Минихе).
- Сколько было крепостных у отца Гринева и в какой губернии была его деревня? ( триста крепостных ; в Симбирской губернии.)
- Сыну был пожалован в дядьки…( стремянный Савельич).
- Выучился Петруша грамоте на … (двенадцатом году).
- … и мог очень здраво судить о…( свойствах борзого кобеля).
- Был нанят француз… ( мосье Бопре).
- … который в отечестве своем был…( парикмахером).
- …в Пруссии…( солдатом).
- … а потом приехал в Россию, чтобы стать…(учителем, не очень понимая значения этого слова).
- Батюшка зашел на урок … ( географии).
- В это время Гринев…( прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды).
- А Бопре... ( спал на кровати сном невинности).
- Продолжите: « Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он , служа в Петербурге?..» ( Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии…да понюхает пороху , да будет солдат , а не шаматон.)
- Шаматон — это …( бездельник , шалопай).
- капитан миронов и его жена были люди самые …( почтенные).
- Иван Кузьмич вышел в офицеры из… ( солдатских детей ).
- Он был необразованный и простой , но самый …( честный и добрый человек).
- В Марье Ивановне « я нашел …»(благоразумную и чувствительную девушку).
- Швабрин сказал Гриневу: « Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки , то вместо стишков подари ей…»( пару серег).
- Что ответил Швабрин на вопрос Гринева : « А почему ты об ней такого мнения?»( « Знаю по опыту ее нрав и обычай».)
- Как ответил Гринев? ( « Ты лжешь , мерзавец , ты лжешь самым бесстыдным образом !»)
- Позднее он скажет : «Вместо грубой и непристойной насмешки увидел а в его гнусных словах…»( обдуманную клевету).
- «Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце … года».
- С некоторого времени яицкие казаки « были для правительства…»( неспокойными и опасными подданными).
- Последовало усмирение бунта…( картечью и жестокими наказаниями).
- Генерал Р. Писал: «Извещаю вас , что убежавший из-под караула донской казак…(Емельян Пугачев).
- …учинил непростительную дерзость.(Принятием на себя имени покойного императора Петра 111.)
- Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы , ребятушки, стоите?... Умирать так умирать:…»( дело служивое.)
- Кто « сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась»? (Пугачев.)
- «Схвачен был башкирец с…»(возмутительными листами).
- Я взглянул на него и содрогнулся .. Ему казалось лет семьдесят. У него не было…»( ни носа, ни ушей).
- «Но узенькие глаза его еще…»(сверкали огнем).
- «Юлай взял плеть и замахнулся, — тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот…»(в котором вместо языка шевелился короткий обрубок).
Приложение 2. Отгадайте , кто этот человек
- «трусиха…До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется».(Маша).
- Загадочным ли вам кажется ее характер?( Нет. Вначале мы верим Швабрину, который представил капитанскую дочку «совершенною дурочкою».Но Пушкин позволяет за внешней скромностью увидеть характер удивительный.)
- Как Маша отвечает на слова Гринева: « Я готов на все , кинемся в ноги к твоим родителям , они нас благословят , мы обвенчаемся»? («Нет, Петр Андреич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия».)
- Назвать черту характера Маши , которая проявилась в этой ситуации.(Чувство долга, самоотверженность.)
- Но вот она в заточении у Швабрина, Что отвечает она освободившему ее Пугачеву на слова: «Скажи , голубушка, за что твой муж тебя наказывает? В чем ты перед ним провинилась?»?( Он мне не муж. Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят».
- Какие черты характера тут проявляются?(Твердость , решительность.)
- Чем характер Маши интересен Пушкину? ( Она прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешней простотой героини — любящей, стойкой в минуты опасности, живущей по правилам , благородным законам, Эти законы делают значительной жизнь скромной капитанской дочки Маши Мироновой , помогают окружающим ее людям, спасают их.)
- Екатерина II, Петр III, … и Маша Миронова. Государственные лица и человек. Что важнее для Пушкина? (Человек. И государственное лицо настолько важно и прекрасно, насколько оно — Человек.)
(Количество заданий учитель может определить сам )
МОУ « Березовостарицкая ООШ» Красновишерский район Кирсяева Ирина Викторовна