О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Литература » 8 класс » Капитанская дочка » Подведение итогов по повести А. С. Пушкина « Капитанская дочка


Цели:

углубить  понимание идейно-художественного богатства романа,

учить разгадывать замысел автора;

хорошо ориентироваться в тексте;

развивать навыки самостоятельной работы,

воспитывать внимательное отношение к слову, умение объективно оценивать свои возможности и результаты.

 

Литература: Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе… 8 класс. МОСКВА. « ВАКО».2008.-512с. ( В помощь школьному учителю).

 

Комментарий: Учитель хотела показать , как данные материалы можно использовать на уроке с применением ТИО.

 

Эпиграф: «В « Капитанской дочке» все не только самая правда, но еще  как бы лучше ее». (Н. В. Гоголь.)

 

 

Проект урока.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

2 мин.

Сообщение о целях и задачах урока

 

2.

Самостоятельная работа:

 а) блиц викторина;

 б) аргументированный ответ;

 в) отгадать героя;

 г) разгадать эпиграф;

 

 

 

 

25 мин.

Дает задания.

Беседует индивидуально по мере необходимости.

 

Отвечают на вопросы , при затруднении пользуются учебником.

Дают аргументированный ответ.

 

3.

Рефлексия. Подведение итогов.

18 мин.

Беседа

Беседа

 

Пояснения к ходу урока.

 

  1. Организационный момент.

- Мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 г. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя  годовщина открытия Лицея- последняя, на которой присутствовал Пушкин. И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка»- удивительное произведение.

- Кому книга показалась сложной? Простой? И все ли так просто в романе , как кажется на первый взгляд?

-Наша задача — разгадать некоторые загадки» Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути. ( Обратиться к эпиграфу.)

- Большую часть урока вы будете работать самостоятельно. Чтобы получить успешные оценки, вы должны выполнить следующие задания:1) ответить на блиц викторину; 2) дать аргументированный ответ на вопрос; 3) отгадать героя; 4) разгадать эпиграф.

-Свои выполненные задания будете фиксировать в карте успеха. На полях поставьте оценку, которую хотели бы получить на уроке. На самостоятельную работу отводится 25 минут.

-Желаю успешной работы!

 

  1. Блиц викторина.

- Блиц викторина поможет вам вспомнить станицы романа(Приложение 1)

(отвечают на вопросы в тетради , по необходимости пользуются учебником , консультируются с учителем , результаты заносят в карту успеха)

 

3 . Самостоятельная работа. Дать аргументированный ответ (каждому выдается карточка)

-Можно ли назвать «Капитанскую дочку» …

Ульяне вопрос:  …бытовым романом?

Юле :   … историческим романом?

Саше:  … нравоучительным романом?

 

4.Самостоятельная работа. Отгадать , кто этот человек.( Приложение 2)

 

5.Самостоятельная работа. Разгадайте эпиграф.(каждому выдается карточка)

Ульяне- к 12 главе « Сирота»:

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет , ни отросточек…

 

Юле- к 14 главе « Суд»

Мирская молва-

Морская молва. Пословица .

Саше — к 7 главе «Приступ»

Голова моя, головушка,

Голова послуживая!..

5.Подведение итогов. Беседа. Обсуждение блиц викторины. Выяснить , на какие вопросы учащиеся не смогли ответить. Дать правильный ответ.

 

Вывод к третьему заданию после выслушанных ответов :

- О жанре произведения можно спорить; но мы видим в нем и то, и другое , и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, понять . что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться рад ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависят от того , что происходит в настоящем.

Пояснения к пятому заданию.

- Человек , даже самый скромный, иногда загадка . и Пушкин дает подсказку — эпиграф. Из семнадцати эпиграфов , данных к « Капитанской дочке» , десять то есть большая часть,  заимствованы из народного творчества.

Разгадка эпиграфа к 7 главе « Приступ». ( Храбрый , скромный , честный капитан Миронов не выслужил ни почета , богатства у начальников , ни сострадания у  казаков. Это сострадание  — Пушкина — звучит в эпиграфе, народной песне. Учит видеть человека за должностью и мундиром.)

Разгадка эпиграфа к 12 главе.( Отношением  к беззащитному оценивает  Пушкин человека.  Швабрин , пользуясь беззащитностью Маши , держит ее под замком . Гринев — защищает , Пугачев — берет под покровительство.)

Разгадка эпиграфа к 14 главе . (Мирская , то есть мира людей . В этом мире — ничему не верящие судьи , которым Гринев не может рассказать всю правду , хотя он рассказывает ее Пугачеву , и тот верит ; в этом мире и императрица , уверенная , что Гринев — безнравственный , вредный негодяй.)

- Итак, роман Пушкина внешне прост — как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним , бытовым лицом жизни — человечную , мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Загадки жанра произведения, характер героев. Таким образом, загадки романа — это загадки жизни, которые Пушкин учит нас видеть и понимать. (Оценки выставляются в зависимости от того ,сколько заданий сделали учащиеся.)

Домашнее задание. Если не успели выполнить какое-то задание, то дать его домой.

Приложение 1. Блиц викторина.

  1. Имя отца Гринева? ( Андрей Петрович).
  2. Служил при графе…(Минихе).
  3. Сколько было крепостных у отца Гринева и в какой губернии была его деревня? ( триста крепостных ; в Симбирской губернии.)
  4. Сыну был пожалован в дядьки…( стремянный Савельич).
  5. Выучился Петруша грамоте на … (двенадцатом году).
  6. … и мог очень здраво судить о…( свойствах борзого кобеля).
  7. Был нанят француз… ( мосье Бопре).
  8. … который в отечестве своем был…( парикмахером).
  9. …в Пруссии…( солдатом).
  10. … а потом приехал в Россию, чтобы стать…(учителем, не очень понимая значения этого слова).
  11. Батюшка зашел на урок … ( географии).
  12. В это время Гринев…( прилаживал  мочальный хвост к мысу  Доброй Надежды).
  13. А Бопре... ( спал на кровати сном невинности).
  14. Продолжите: « Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он , служа в Петербурге?..» ( Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии…да понюхает пороху , да будет солдат , а не шаматон.)
  15. Шаматон — это …( бездельник , шалопай).
  16. капитан миронов и его жена были люди самые …( почтенные).
  17. Иван Кузьмич вышел в офицеры из… ( солдатских детей ).
  18. Он был необразованный и простой , но самый …( честный и добрый человек).
  19. В Марье Ивановне « я нашел …»(благоразумную и чувствительную девушку).
  20. Швабрин сказал Гриневу: « Ежели хочешь, чтоб  Маша Миронова ходила к тебе в сумерки , то вместо стишков подари ей…»( пару серег).
  21. Что ответил Швабрин на вопрос Гринева  : « А почему ты об ней такого мнения?»( « Знаю по опыту ее нрав и обычай».)
  22. Как ответил Гринев? ( « Ты лжешь , мерзавец , ты лжешь самым бесстыдным образом !»)
  23. Позднее он скажет : «Вместо грубой и непристойной насмешки увидел а в его гнусных словах…»( обдуманную клевету).
  24. «Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце … года».
  25. С некоторого времени яицкие казаки « были для правительства…»( неспокойными и опасными подданными).
  26. Последовало усмирение бунта…( картечью и жестокими наказаниями).
  27. Генерал Р. Писал: «Извещаю вас , что убежавший из-под караула донской казак…(Емельян Пугачев).
  28. …учинил непростительную дерзость.(Принятием на себя имени покойного императора Петра 111.)
  29. Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что  вы , ребятушки, стоите?... Умирать так умирать:…»( дело служивое.)
  30. Кто « сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась»? (Пугачев.)
  31. «Схвачен был башкирец с…»(возмутительными листами).
  32. Я взглянул на него и содрогнулся .. Ему казалось лет семьдесят. У него не было…»( ни носа, ни ушей).
  33. «Но узенькие глаза его еще…»(сверкали огнем).
  34. «Юлай взял плеть и замахнулся, — тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот…»(в котором вместо языка шевелился короткий обрубок).

Приложение 2. Отгадайте , кто этот человек

  1. «трусиха…До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется».(Маша).
  2. Загадочным ли вам кажется ее характер?( Нет. Вначале мы верим  Швабрину, который представил капитанскую дочку «совершенною дурочкою».Но Пушкин позволяет за внешней скромностью увидеть характер удивительный.)
  3. Как Маша отвечает на слова Гринева: « Я готов на все , кинемся в ноги к твоим родителям , они нас благословят , мы обвенчаемся»? («Нет, Петр Андреич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия».)
  4. Назвать черту характера Маши , которая проявилась в этой ситуации.(Чувство долга, самоотверженность.)
  5. Но вот она в заточении у Швабрина, Что отвечает она освободившему ее Пугачеву на слова: «Скажи , голубушка, за что твой муж тебя наказывает? В чем ты перед ним провинилась?»?( Он мне не муж. Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят».
  6. Какие черты характера тут проявляются?(Твердость , решительность.)
  7. Чем характер Маши интересен Пушкину? ( Она прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешней простотой героини — любящей, стойкой в минуты опасности, живущей по правилам , благородным законам, Эти законы делают значительной жизнь скромной капитанской дочки Маши Мироновой , помогают окружающим ее людям, спасают их.)
  8. Екатерина II, Петр III, … и Маша Миронова. Государственные лица и человек. Что важнее для Пушкина? (Человек. И государственное лицо настолько важно и прекрасно, насколько оно — Человек.)

(Количество заданий учитель может определить сам )

 

МОУ « Березовостарицкая ООШ» Красновишерский район Кирсяева Ирина Викторовна

Другие новости по теме: