О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Литература » 5 класс » А. Дорохов. Книжка, которой двести лет » А. Дорохов. Книжка, которой двести лет


Цель урока:

  • На примере рассказа А. Дорохова продолжить работу над формированием норм поведения в гостях, общественных местах.
  • Развивать навыки осознанного чтения текста, умение анализировать, обобщать.
  • Развивать устную и письменную речь обучающихся.

№ этапа

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность
ученика

1.

Орг. момент и целеполагание

2 мин.

Знакомит с темой урока и целью

Ставит себе цель
выполнить задания, достичь той отметки, которую желают получить за урок

2.

Самостоятельное чтение рассказа А. Дорохова «Книжка, которой двести лет»
Ответы на вопросы по содержанию текста, творческая работа

28 мин.

Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь

Читают рассказ. Выполняют тестовые задания уровня А, Отвечают на вопросы уровня Б

3.

Ответы на вопросы по содержанию текста

13 мин

Организует беседу

Отвечают на вопросы

4.

Рефлексия

1 мин.

Подводит итог, анализирует таблицу

Сравнивают результат таблицы с
предполагаемым
результатом

5.

 

Домашнее задание на выбор

1 мин

 

Желающие выбирают домашнее задание

А. Дорохов. КНИЖКА, КОТОРОЙ ДВЕСТИ ЛЕТ

Вот какой смешной случай я однажды видел.
Я был в гостях на дне рождения. Все сидели за столом и пили чай.
Напротив меня сидел мальчик, который первый раз пришел в этот дом. Он чувствовал себя очень неловко. Ему почему-то казалось, что все смотрят только на него.
От смущения мальчик все время вертел в руках небольшую стеклянную ложечку для варенья. И вдруг случилась беда. Нечаянно он ударил ложечкой о край вазочки с малиновым джемом, и хрупкая ложечка сломалась.
В ужасе бедняга так резко отдернул руку, что локтем смахнул со стола свой стакан с чаем. Горячий чай хлынул ему на колени.
Растерявшись окончательно, несчастный вскочил со стула. Но он не заметил, что в этот момент сзади к нему подходила бабушка с подносом, уставленным тарелками со сладким пирогом. Он выбил головой поднос из рук оторопевшей старушки, и куски праздничного пирога разлетелись по всей комнате.
Все это произошло в одно мгновение. Гости даже не успели сообразить, что случилось и откуда весь этот грохот и звон.
Но виновник аварии уже опрометью бросился в прихожую, по пути схватил с вешалки свое пальто и шапку и убежал. И с тех пор, даже проходя мимо дома, где все это произошло, он бледнел от боязни встретить кого-нибудь из хозяев.
Случай этот, понятно, исключительный, и, если бы я сам при нем не присутствовал, я бы подумал, что вся история кем-то придумана.
Но я всегда вспоминаю о ней, когда вижу, как некоторые ребята, сидя за столом, размахивают руками, играют ложкой или вилкой, бросаются корками. Как бы и с ними не произошел такой конфуз!
Наши предки заботились об этом уже очень давно. Первая книга о том, как надо детям вести себя за столом, появилась в России больше двухсот лет назад. Называлась она «Юности честное зерцало», что значит …, и была издана самой Академией наук.
 
Уровень А

1. От чьего имени ведется рассказ?
 а) от имени мальчика;
 б) от имени бабушки;
 в) от имени автора.

 2. Кто главный герой рассказа?
 а) бабушка;
 б) автор;
 в) мальчик.

 3. Как вы понимаете значение слов «конфуз» в рассказе?
 а) размахивание руками;
 б) неловкое положение;
 в) боязнь встретиться со знакомыми.

 4. Почему с мальчиком случился «конфуз»7
 а) он ударил ложечкой о край вазочки;
 б) он не умел вести себя за столом;
 в) он не заметил бабушки с подносом.

 5. Какое предложение противоречит содержанию рассказа?
 а) мальчик разлил чай за столом;
 б) мальчик выбил головой поднос из рук бабушки;
 в) после случившегося мальчик часто приходил в этот дом.

 6. Что значит «Юности честное зерцало»?
 а) «Правильное зеркало для детей»;
 б) «Смотрись чаще в зеркало»;
 в) «Книга о честности».

 7. Как ты понимаешь слово «этикет»?
 а) распорядок дня;
б) нормы поведения;
в) правила дорожного движения.

 

Уровень Б

  1. Почему автор называет этот случа           й «аварией»?
  2. Перечислите глаголы, которыми обозначены действия мальчика? Как они характеризуют мальчика в данной ситуации?
  3. Как называет автор мальчика в процессе повествования? Почему?
  4. Как, на ваш взгляд, должен был поступить мальчик?
  5. Почему в жизни необходимо соблюдать общепринятые нормы поведения?
  6. Какие пословицы и поговорки имеют отношение к нормам поведения?

Уровень С
Творческая работа.

 Как ты думаешь, что в этой книге было написано о правилах поведения за столом?
Напиши сочинение на тему «Как необходимо вести себя за столом?»

 

Домашняя работа
На выбор:
А) правила поведения в театре;
Б) правила поведения в музее.
Желающие читают рассказ А. Дорохова «Рыцарь в гостях»

Настявина Галина Рашитовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Татарская гимназия № 2 имени Ш. Марджани при КФУ»
nastyavina@yandex.ru

Другие новости по теме: