Цель урока:
- На примере рассказа А. Дорохова продолжить работу над формированием норм поведения в гостях, общественных местах.
- Развивать навыки осознанного чтения текста, умение анализировать, обобщать.
- Развивать устную и письменную речь обучающихся.
№ этапа
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
ученика
|
1.
|
Орг. момент и целеполагание
|
2 мин.
|
Знакомит с темой урока и целью
|
Ставит себе цель
выполнить задания, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
2.
|
Самостоятельное чтение рассказа А. Дорохова «Книжка, которой двести лет»
Ответы на вопросы по содержанию текста, творческая работа
|
28 мин.
|
Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь
|
Читают рассказ. Выполняют тестовые задания уровня А, Отвечают на вопросы уровня Б
|
3.
|
Ответы на вопросы по содержанию текста
|
13 мин
|
Организует беседу
|
Отвечают на вопросы
|
4.
|
Рефлексия
|
1 мин.
|
Подводит итог, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат таблицы с
предполагаемым
результатом
|
5.
|
Домашнее задание на выбор
|
1 мин
|
|
Желающие выбирают домашнее задание
|
А. Дорохов. КНИЖКА, КОТОРОЙ ДВЕСТИ ЛЕТ
Вот какой смешной случай я однажды видел.
Я был в гостях на дне рождения. Все сидели за столом и пили чай.
Напротив меня сидел мальчик, который первый раз пришел в этот дом. Он чувствовал себя очень неловко. Ему почему-то казалось, что все смотрят только на него.
От смущения мальчик все время вертел в руках небольшую стеклянную ложечку для варенья. И вдруг случилась беда. Нечаянно он ударил ложечкой о край вазочки с малиновым джемом, и хрупкая ложечка сломалась.
В ужасе бедняга так резко отдернул руку, что локтем смахнул со стола свой стакан с чаем. Горячий чай хлынул ему на колени.
Растерявшись окончательно, несчастный вскочил со стула. Но он не заметил, что в этот момент сзади к нему подходила бабушка с подносом, уставленным тарелками со сладким пирогом. Он выбил головой поднос из рук оторопевшей старушки, и куски праздничного пирога разлетелись по всей комнате.
Все это произошло в одно мгновение. Гости даже не успели сообразить, что случилось и откуда весь этот грохот и звон.
Но виновник аварии уже опрометью бросился в прихожую, по пути схватил с вешалки свое пальто и шапку и убежал. И с тех пор, даже проходя мимо дома, где все это произошло, он бледнел от боязни встретить кого-нибудь из хозяев.
Случай этот, понятно, исключительный, и, если бы я сам при нем не присутствовал, я бы подумал, что вся история кем-то придумана.
Но я всегда вспоминаю о ней, когда вижу, как некоторые ребята, сидя за столом, размахивают руками, играют ложкой или вилкой, бросаются корками. Как бы и с ними не произошел такой конфуз!
Наши предки заботились об этом уже очень давно. Первая книга о том, как надо детям вести себя за столом, появилась в России больше двухсот лет назад. Называлась она «Юности честное зерцало», что значит …, и была издана самой Академией наук.
Уровень А
1. От чьего имени ведется рассказ?
а) от имени мальчика;
б) от имени бабушки;
в) от имени автора.
2. Кто главный герой рассказа?
а) бабушка;
б) автор;
в) мальчик.
3. Как вы понимаете значение слов «конфуз» в рассказе?
а) размахивание руками;
б) неловкое положение;
в) боязнь встретиться со знакомыми.
4. Почему с мальчиком случился «конфуз»7
а) он ударил ложечкой о край вазочки;
б) он не умел вести себя за столом;
в) он не заметил бабушки с подносом.
5. Какое предложение противоречит содержанию рассказа?
а) мальчик разлил чай за столом;
б) мальчик выбил головой поднос из рук бабушки;
в) после случившегося мальчик часто приходил в этот дом.
6. Что значит «Юности честное зерцало»?
а) «Правильное зеркало для детей»;
б) «Смотрись чаще в зеркало»;
в) «Книга о честности».
7. Как ты понимаешь слово «этикет»?
а) распорядок дня;
б) нормы поведения;
в) правила дорожного движения.
Уровень Б
- Почему автор называет этот случа й «аварией»?
- Перечислите глаголы, которыми обозначены действия мальчика? Как они характеризуют мальчика в данной ситуации?
- Как называет автор мальчика в процессе повествования? Почему?
- Как, на ваш взгляд, должен был поступить мальчик?
- Почему в жизни необходимо соблюдать общепринятые нормы поведения?
- Какие пословицы и поговорки имеют отношение к нормам поведения?
Уровень С
Творческая работа.
Как ты думаешь, что в этой книге было написано о правилах поведения за столом?
Напиши сочинение на тему «Как необходимо вести себя за столом?»
Домашняя работа
На выбор:
А) правила поведения в театре;
Б) правила поведения в музее.
Желающие читают рассказ А. Дорохова «Рыцарь в гостях»
Настявина Галина Рашитовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Татарская гимназия № 2 имени Ш. Марджани при КФУ»
nastyavina@yandex.ru