Цель: Через произведения выдающихся русских художников раскрыть смысл понятия «пейзажная живопись».
Задачи:
1. Проанализировать лучшие полотна выдающихся русских художников А.К.Саврасова, Ф.А.Васильеа, И.И.Шишкина, А.И.Куинджи и И.И.Левитана, выделить своеобразие творчества каждого из них;
2. подчеркнуть общие черты русского пейзажного искусства, объяснить смысл такого единства.
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер.
Наглядность:
- слайды:
А.К.Саврасов. «Грачи прилетели», «Лосиный остров в Сокольниках».
Ф.А.Васильев. «Оттепель»
И.И.Шишкин «Сосны, освещенные солнцем», «На севере диком…»
А.И.Кинджи. «Лунная ночь на Днепре».
И.И.Левитан. «Март», «Золотая осень», «Вечерний звон».
Проект урока
№
|
Этап урока
|
Содержание
|
Вид деятельности
|
время
|
1.
|
Организационный
|
|
|
1мин.
|
2.
|
Проверка знаний темы прошлого урока
|
- Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока «Человек в центре мира», выполнив тест.
|
Выполнение теста на компьютере
|
6 мин.
|
3.
|
Сообщение темы и цели урока
|
Тема нашего урока «Пейзаж в произведениях
русских художников». Материал, который лежит у вас на партах и презентация поможет вам изучить и раскрыть образный и содержательный смысл понятия «пейзажная живопись», выделить своеобразие творчества каждого из этих художников.
А сейчас поставьте у себя на полях оценку, которую бы вы хотели заработать на этом уроке.
Выполнив 5 заданий, вы заработаете оценку «3», 7 заданий «4», 9 заданий «5», кроме этого вам в конце урока будет дан тест по данной теме.
|
|
3 мин.
|
4.
|
Самостоятельная работа
|
Приложение 1
|
Работа по карточкам
|
27 мин
|
5.
|
Самостоятельная работа
|
|
Выполнение теста на компьютере
|
5 мин
|
6.
|
Рефлексия. Подведение итогов
|
Анализ карты успеха
|
|
2 мин
|
7.
|
Дом. задание
|
Выполнить сравнительный анализ двух любых картин
|
|
1 мн.
|
Зеркало доски
Пейзаж в произведениях русских художников
“Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык”
Ф.И.Тютчев
1-5 — «3»
6,7 — «4»
8,9 — «5»
Имя ученика
|
тест
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
тест
|
оценка
|
Никита
|
|
|
|
|
|
|
Денис
|
|
|
|
|
|
|
Ирина
|
|
|
|
|
|
|
Сережа
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 1
Задания на «3»
- Прочитайте текст на стр.1 Найдите и запишите в тетрадь определение жанра пейзаж.
- Рассмотри картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели». Какими красками художник написал снег, воду, небо?
- Начертите в тетради и заполните следующую таблицу:
ФИО художника
|
Годы жизни
|
Название картины
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О какой картине идет речь? Кто автор?
«Это пейзаж- настроение, в нем передано самое обычное состояние теплого осеннего дня, так знакомого всем. Еще не облетели листья на деревьях, но они уже пожелтели, порыжели, усыпают зеленую траву золотым ковром.»
Соотнесите автора и картину
И.И.Шишкин
|
Лосиный остров в Сокольниках
|
Ф.А.Васильев
|
Лунная ночь на Днепре
|
А.Саврасова
|
Март
|
Куиджи А.И.
|
Сосны, освещенные солнцем
|
И.Левитан.
|
Оттепель
|
|
Грачи прилетели
|
|
Вечерний звон
|
Задания на «4»
- Рассмотри картину И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем». Ответь на следующий вопрос. Страшно ли гулять по такому лесу? Почему?
- Придумайте ассоциативные прилагательные (5-6слов) к слову «сосны»
Задания на «5»
8. Какое состояние природы чувствуется на картинах А.И. Куиджи?
9. Какая картина понравилась вам больше всего и почему?
МОУ «Кушмангортская основная общеобразовательная школа»
Лукахина Дарья Борисовна, учитель информатики и МХК