УМК С. И. Львова
Цели:
1) совершенствовать умение учащихся создавать художественное описание произведения пейзажной живописи;
2) научить использовать в своем словаре лексику данных образцов, творчески переработав ее и употребив на практике
3) тренировать в использовании причастий и причастных оборотов в письменной речи;
4) формировать умение работать с разными источниками;
5) отрабатывать умение самостоятельно организовывать работу,
Оборудование: учебники, разноуровневые карточки, справочные материалы УМК С. И. Львова (репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», словарик эпитетов).
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
|
1
|
Орг. момент и целеполагание
|
Озвучивает тему и цели урока
|
Ставят себе цель ответить на вопросы и получить хорошую отметку
|
3 минуты
|
2
|
Самостоятельная работа
|
Организует работу учащихся, оказывает помощь.
|
самостоятельная работа по разноуровневым карточкам
|
40 минут
|
3
|
Рефлексия
|
Подводит итоги, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат карты достижений с предполагаемым результатом
|
2 минуты
|
Стенограмма урока:
I. Орг. момент.
У.: Сегодня мы в течение 2 уроков создаем собственное произведение по известной картине. Это будет сочинение по картине. Но посмотрите внимательно на задания, какие умения мы будем совершенствовать (умение составлять сложный план, писать раные варианты зачина и концовки сочинений; тренировать в использовании причастий и причастных оборотов в письменной речи; формировать умение работать с разными источниками).
В карте достижений будем отмечать свои успехи. На самостоятельный поиск ответов вам отводится 40 минут. Затем мы подведем итоги.
II. Самостоятельная работа по разноуровеневым карточкам.
III. Рефлексия.
У.: У нас получился весьма плодотворный урок. Мы послушали ваши творческие наброски, ответили на все вопросы. Я убедилась, что многие умеют находить сами ответ в трудной ситуации, самостоятельно трудиться. Анализ карты успеха (отметить успешных).
Дидактические материалы
Подготовка к сочинению по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Увидел грача — весну встречай (русская пословица)
«Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть
поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное
и чтобы это необыкновенное было, между прочим,
совершенная истина». Н.В.Гоголь
ЗАДАНИЯ НА «3»
1. Прочитайте тексты (упр.670 (1), статьи О. Туберовской, Н. Новоуспенского) и выпишите следующую информацию
любимый мотив творчества А Саврасова
|
|
истории создания картины «Грачи прилетели»
|
|
объясните смысл названия пейзажа
|
|
кому адресован текст
|
|
тема картины
|
|
идея картины
|
|
2. Выпишите элементы композиции картины в тетрадь и заполните деталями:
3. Составьте и запишите сложный план сочинения по картине.
4. Подберите и запишите в тетрадь эпитеты, метафоры к снегу, березам, небу, ветру, церковь, пруду, дому. Можно использовать материал предложенных текстов, упр. 670 (2) (см.задание №1)
5. Ответьте письменно на вопросы (используем словарики эпитетов):
Какие краски преобладают на картине?
Какие запахи Вы чувствуете, когда смотрите на картину?
Как Вы думаете, какие звуки можно услышать, посмотрев на эту картину?
ЗАДАНИЯ НА «4»
1. Напишите начало сочинения — 4-5 предложений (на выбор)
а) опираясь на информацию о биографии художника и истории создания картины
б) опираясь на собственные впечатления от прихода весны и созвучия с картиной А. Саврасова. Можно использовать односоставные нераспространенные предложения.
2. Напишите заключительную часть сочинения- 4-5 предложений (на выбор)
а) говоря об основной идее картины А.Саврасова и вашем к ней отношении;
б) говоря о значимости творчества А.Саврасова и картины «Грачи прилетели» в частности.
ЗАДАНИЯ НА «5»
1. Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели», с использованием цитат, эпиграфов из раздаточного мареиала.
Проверка ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
План №1
1. Вступление: описание предмета изображения (2 предложения)
2. Основная (главная) часть: описание картины (12 предложений)
1) передний план,
2) живопись картины (небо, снег, березы).
3. Заключение: делается вывод о том, что картина «Грачи прилетели» является особым этапом в русской живописи (2 предложения).
План №2
- Вступление. Весна — утро года.
- Основная часть. Весна на картине Саврасова:
- Саврасов — певец русской природы;
- признаки весны на картине;
- цветовая гамма картины;
- движение, звуки, запахи.
- Заключение. Что я узнал нового о весенней природе на уроке
-
План №3
I. А. К. Саврасов — художник-пейзажист.
II. Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
1. Изображение художником весеннего пробуждения природы.
2. Первый план картины:
1) берёзы с гнёздами грачей;
2) хлопотливые птицы;
3) рыхлый снег.
3. Весеннее небо на картине А. К. Саврасова.
4. Второй план картины:
1) пятиглавый собор и колокольня;
2) деревянные строения.
III. Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» -- гимн родной русской природе.
Дидактические материалы к уроку
1. В 1871 г. Саврасов приехал в Кострому. Глубокий снег еще лежал на всех улицах и толстым слоем ровнял овраги. Разыскав на базаре знакомого мужика, он поудобнее примостился на санках и поскакал в деревню на встречу весне, навстречу природе. Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. Но первые дни, даже недели работа не клеилась. Стоял у окошка, смотрел на убогие избы, на ветхую каменную церквушку, на хмурое небо да узловатые голые березы с черными прошлогодними гнездами. Ничто не трогало в этом пейзаже сердце художника. Надевал сапоги, долго шел по дороге, присматривался, прислушивался, но весна не проходила. Но весна пришла, как приходит всегда, неожиданно, сразу.
Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым словно вата; маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное — птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку они кружились в прозрачно весеннем воздухе, и унылые черные гнезда ожили: вокруг низ хлопочут уже, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости. Саврасов ждал и нашел долгожданный момент, когда в природе вдруг стало все меняться. Теперь он мог показать природу в движении. «Грачи прилетели» -так назвал художник свою картину. В ней он выразил все, что томило его, чего ожидал с таким терпением: первое дуновение весны.
(По О. Туберовской)
2. Все в картине необычайно просто. Кажется, увидел художник неказистый уголок русского села в весенний день и под влиянием нахлынувших чувств рассказал о нем.
Первый план картины занимают задворки церковного участка. В центре композиции расположена уродливо искривленная береза. За забором видны скошенные крыши построек, а среди них возвышается старая церковь.
Главная поэтическая сила картины заключается в ее живописи. При первой встрече с картиной поражает излучающееся из нее легкое голубое сияние. Самый чистый голубой цвет выступает в цвете неба над колокольней и на небольшом просвете среди облаков ниже гнезд. Остальное пространство над горизонтом — облака, то прозрачные и тонкие, то более темные, непрерывно меняющие свою форму. По всей поверхности неба видны следы движения кисти. Характер направления мазков непрерывно меняется, создавая ощущение воздушности живописи. Снег написан белилами, а тени берез коричневаты тоном поверх белил. На более темных местах жидкие белила, с добавлением серого тона, положены тонко и гладко. Там же, где снег светлее, он написан чистыми или почти чистыми белилами.
Такая разработка неба и снега появилась впервые. Именно это и делает картину «Грачи прилетели» особым этапом русской живописи.
(По Н. Новоуспенскому).
3. Алексей Кондратьевич родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью. Через два года Алексей Кондратьевич заканчивает обучение в училище и получает звание художника.
А ещё через семь лет в 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И. Левитан: «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А.К.Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России! А.К.Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так, что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда.
Сначала работа никак не клеилась. Саврасов подолгу бродил по окрестностям, прислушивался, приглядывался. Но весну не чувствовал.
Но весна пришла, как приходит всегда, — неожиданно сразу. Однажды утром художника разбудили неугомонные птичьи голоса. Алексей Кондратьевич выглянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Унылые черные гнезда ожили, робкий луч солнца проложил на снегу голубые тени. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.
- Грачи прилетели! Грачи прилетели!- напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь.… Пришла весна!
Картину «Грачи прилетели» показали на первой передвижной выставке, и она была встречена с восторгом. Павел Третьяков сразу же приобрёл её для своей галереи.
В 1997 году, к 100-летию со дня смерти А. Саврасова Центральным банком России была выпущена памятная монета из серебра номиналом в 2 руб., на которой был изображён портрет художника и фрагмент картины «Грачи прилетели
Примеры завязки концовки сочинений.
А) Весна… Солнце. Тёплые дни. Тающий снег. Лужи на земле. Набухающие почки. Перелётные птицы.
60-е годы XIX века явились переломными годами в развитии русского национального пейзажа. Саврасов был основоположником лирического направления в пейзажном жанре. Пейзажисты этой поры избирают самые простые сюжеты. Очень часто они изображают уголки природы, связанные с жизнью и трудом народа..
«Алексею Саврасову место в истории было бы обеспечено, создай он всего лишь одну картину — «Грачи прилетели» пишет Янина Белошапкина. Каждый элемент картины говорит о весне: тающий снег, лужи на земле, голубое прозрачное небо, прилетевшие грачи, которые заняты устройством гнёзд.
….Познакомившись с этой картиной, я начал по-другому смотреть на природу. Я поняла, сколько много цветов в весенней природе. А раньше я видел весной только серо-белые краски и грязь. Я раньше мало смотрел на весеннее небо. Меня интересовали только лужи и ручейки. Оказывается, весна приходит к нам с неба на крыльях грачей
Б) Передо мной картина русского художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели», написанная в 1871 году. На первый взгляд, это обычный, даже невзрачный, зимний деревенский пейзаж. Но стоит только присмотреться внимательней, как начинаешь ощущать то особенное настроение, которым проникнута картина.
…Мягкие, сдержанные тона, приглушенная цветовая гамма делают картину А. Саврасова тонкой, глубокой, проникновенной, и в душе просыпается ответное чувство радости и благодарности — не только к замечательному художнику, но и к самой природе.
Проверка:
Грачи — вестники весны, старожилы, неугомонные, шумливые, веселые, суетливые, трудолюбивые. Березы — русские красавицы, белоствольные, сероглазые, ожившие, с тонким кружевом ветвей. Небо — невысокое, весеннее, блеклое, светло-голубое. Снег — талый, посеревший, рыхлый, с робкими тенями от берез. Пруд — оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками. Церквушка — старая, обветшалая. Домики, домишки — деревянные, состарившиеся, с пошатнувшимися заборами, ветхие.
Березы Небо
-белоствольные -лазурное
-корявые -синее
-растущие на берегу пруда -голубое
Снег
-голубоватый
-рыхлый
-ноздреватый
МЕТАФОРЫ — гонцы весны, вестники, предвестники весны(грачи);
русские красавицы, белоствольные, стройные, сероглазые красавицы(берёзы);
озорник, шалун (ветер).
МАОУ «Рябининская СОШ»
Голохвастова Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
rabininososh@mail.ru