О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Природоведение » 5 класс » Жизнь на Земле » Живые клетки


Автор учебника: Плешаков А. А. Природоведение 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. А. Плешаков, Н. И.Сонин, — М. :Дрофа, 2008.


Цели: познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, органоидах клетки; развить познавательный интерес к биологии через самостоятельную работу, умение сравнивать, развивать логическое мышление, делать выводы, речь — словарный запас биологических понятий.

 

Оборудование: таблицы: «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Деление клеток»; микроскоп, лупа, портреты ученых, СD — электронное учебное издание «Природоведение», мультимедийное  приложение к учебнику А. А. Плешакова, Н. И.Сонина, ООО «Дрофа», 2011.

 

Проект


№ этапа

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент и целеполагание

2 минуты

Знакомит с целью, планом урока и темой

Ставят себе целью выполнить задания, достичь той отметки, которую желают получить за урок

2.

Самостоятельная работа с карточками

20 минут

Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь

Знакомятся с вопросами, выполняют задания

3.

Беседа по вопросам

15 минут

Организует просмотр СD, беседу, сталкивает мнения

Активно участвуют в беседе, отстаивают свою точку зрения

4.

Рефлексия

2 минуты

Подводит итог, анализирует задания

Сравнивают результаты заданий с предлагаемым результатом

5.

Индивидуальное домашнее задание

1 минуты

 

Желающие записывают задание

 

Стенограмма
1. Организационный момент и целеполагание. 
Сегодня мы повторим  материал по теме: «Живые клетки»

 

План.

  1. История открытия клетки Робертом Гуком. Понятие клетка.
  2. Основные части клетки и их роль в клетке.
  3. Свойства клеток.
  4. Деление клетки.
  5. Разновидности клеток, их отличия.
  6. Оплодотворение. Развитие зародыша.
  7. Основные органоиды клетки  и их свойства.
  8. Отличие растительной и животной клеток.

2. Самостоятельная работа с карточками
Изучение нового материала.
 

 

ЧАСТЬ А
1. Внимательно прочитайте с. 102-105 учебника. Выполните задание, вставив пропущенные слова:
Впервые клетки были обнаружены  ____________   лет назад английским ученым _________________ с помощью увеличительного прибора _______________. Из клеток построены все живые организмы: ______________, ______________, _______________. Три главные части клеток: _______________, ____________, __________. Клеточное строение характерно ____________, _________ и _______________.
Каждая клетка имеет оболочку, которая защищает ее от окружающей среды. В оболочке есть поры, через них  поступают необходимые для жизни клетки питательные вещества и вода.  Внутреннее пространство клетки заполнено полужидким веществом, которое называется цитоплазмой. Цитоплазма постоянно движется, тем самым обеспечивает перенос питательных веществ по всей клетке.  Клетка — основная единица живого организма. Кроме того, клетка и сама живая. Все организмы представляют собой одну свободноживущую клетку — целый живой организм или объединение какого — то количества клеток.  
 

 

2. Подчеркните основные свойства клетки: питание, дыхание, рост, раздражимость,  обмен веществ с окружающей средой, деление. При делении одной клетки образуется __________ клетки
 

 

3. В одном организме встречаются различные клетки, отличающиеся по размерам, формам и выполняемыми функциями. Организм человека состоит из следующих клеток: ___________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Женская половая клетка называется______________________, она самая крупная клетка и неподвижная. Мужская половая клетка называется _____________________, она намного мельче яйцеклетки, и подвижна благодаря хвостику. Слияние сперматозоида и яйцеклетки называется _________________, в результате оплодотворения яйцеклетки  образуется зигота. При  многократном делении из  зиготы развивается ______________ . У человека в теле матери зародыш развивается ______ месяцев. В организме человека ______ разновидностей клеток, а их общее число _________________.

 

ЧАСТЬ В 
1. Клетка состоит из следующих органоидов _______________________________________, ____________________________________________________________________________________________  которые выполняют в ней определенные функции.
 

 

Заполните таблицу «Органоиды клетки»:


Название органоидов клетки

Функции органоидов

Ядро  

 

Митохондрии 

 

Эндоплазматическая сеть 

 

Лизосомы 

 

Хлоропласты 

 

 

2. Ответьте на следующие вопросы теста:
1. Органоид, отвечающий за пищеварение в клетке:
а) митохондрии, б) лизосомы, в) эндоплазматическая сеть.
2. Органоиды  характерные для растительной клетки:
а) хлоропласты, б) эндоплазматическая сеть,  в) лизосомы.
3. За хранение и передачу наследственной информации отвечает:
а) хлоропласты, б) ядро,  в) лизосомы.
4. Митохондрии в клетке отвечают за
а) транспорт веществ,  б) пищеварение, в) дыхание.
3. Растительная клетка имеет прочную клеточную стенку, хлоропласты, крупную вакуоль, содержащую клеточный сок.

 

ЧАСТЬ С
1. Как вы думаете, почему в организме так много разновидностей клеток? Какие функции они выполняют.
2. Почему яйцеклетка, в отличии от сперматозоида больше по размерам неподвижна?
3.Что общего и в чем отличие растительной клетки от животной?

 

4. Рефлексия. Подведем итог нашего урока и выставим оценки.

 

5. Индивидуальное домашнее задание. Из пластилина на кусочке картона вылепить объемную схему строения клетки, или из цветной бумаги сделать аппликацию, изучить материал учебника на с. 102-107, 

 

Гизатуллина Лилия Рамазановна
МБОУ «Лицей №149 с татарским языком обучения Советского района г. Казани»
gizlilia@mail.ru

Другие новости по теме: