Автор учебника: Плешаков А. А. Природоведение 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. А. Плешаков, Н. И.Сонин, — М. :Дрофа, 2008.
Цели: познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, органоидах клетки; развить познавательный интерес к биологии через самостоятельную работу, умение сравнивать, развивать логическое мышление, делать выводы, речь — словарный запас биологических понятий.
Оборудование: таблицы: «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Деление клеток»; микроскоп, лупа, портреты ученых, СD — электронное учебное издание «Природоведение», мультимедийное приложение к учебнику А. А. Плешакова, Н. И.Сонина, ООО «Дрофа», 2011.
Проект
№ этапа |
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.
|
Организационный момент и целеполагание
|
2 минуты
|
Знакомит с целью, планом урока и темой
|
Ставят себе целью выполнить задания, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
2.
|
Самостоятельная работа с карточками
|
20 минут
|
Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь
|
Знакомятся с вопросами, выполняют задания
|
3.
|
Беседа по вопросам
|
15 минут
|
Организует просмотр СD, беседу, сталкивает мнения
|
Активно участвуют в беседе, отстаивают свою точку зрения
|
4.
|
Рефлексия
|
2 минуты
|
Подводит итог, анализирует задания
|
Сравнивают результаты заданий с предлагаемым результатом
|
5.
|
Индивидуальное домашнее задание
|
1 минуты
|
|
Желающие записывают задание
|
Стенограмма
1. Организационный момент и целеполагание.
Сегодня мы повторим материал по теме: «Живые клетки»
План.
- История открытия клетки Робертом Гуком. Понятие клетка.
- Основные части клетки и их роль в клетке.
- Свойства клеток.
- Деление клетки.
- Разновидности клеток, их отличия.
- Оплодотворение. Развитие зародыша.
- Основные органоиды клетки и их свойства.
- Отличие растительной и животной клеток.
2. Самостоятельная работа с карточками
Изучение нового материала.
ЧАСТЬ А
1. Внимательно прочитайте с. 102-105 учебника. Выполните задание, вставив пропущенные слова:
Впервые клетки были обнаружены ____________ лет назад английским ученым _________________ с помощью увеличительного прибора _______________. Из клеток построены все живые организмы: ______________, ______________, _______________. Три главные части клеток: _______________, ____________, __________. Клеточное строение характерно ____________, _________ и _______________.
Каждая клетка имеет оболочку, которая защищает ее от окружающей среды. В оболочке есть поры, через них поступают необходимые для жизни клетки питательные вещества и вода. Внутреннее пространство клетки заполнено полужидким веществом, которое называется цитоплазмой. Цитоплазма постоянно движется, тем самым обеспечивает перенос питательных веществ по всей клетке. Клетка — основная единица живого организма. Кроме того, клетка и сама живая. Все организмы представляют собой одну свободноживущую клетку — целый живой организм или объединение какого — то количества клеток.
2. Подчеркните основные свойства клетки: питание, дыхание, рост, раздражимость, обмен веществ с окружающей средой, деление. При делении одной клетки образуется __________ клетки
3. В одном организме встречаются различные клетки, отличающиеся по размерам, формам и выполняемыми функциями. Организм человека состоит из следующих клеток: ___________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Женская половая клетка называется______________________, она самая крупная клетка и неподвижная. Мужская половая клетка называется _____________________, она намного мельче яйцеклетки, и подвижна благодаря хвостику. Слияние сперматозоида и яйцеклетки называется _________________, в результате оплодотворения яйцеклетки образуется зигота. При многократном делении из зиготы развивается ______________ . У человека в теле матери зародыш развивается ______ месяцев. В организме человека ______ разновидностей клеток, а их общее число _________________.
ЧАСТЬ В
1. Клетка состоит из следующих органоидов _______________________________________, ____________________________________________________________________________________________ которые выполняют в ней определенные функции.
Заполните таблицу «Органоиды клетки»:
Название органоидов клетки |
Функции органоидов
|
Ядро
|
|
Митохондрии
|
|
Эндоплазматическая сеть
|
|
Лизосомы
|
|
Хлоропласты
|
|
2. Ответьте на следующие вопросы теста:
1. Органоид, отвечающий за пищеварение в клетке:
а) митохондрии, б) лизосомы, в) эндоплазматическая сеть.
2. Органоиды характерные для растительной клетки:
а) хлоропласты, б) эндоплазматическая сеть, в) лизосомы.
3. За хранение и передачу наследственной информации отвечает:
а) хлоропласты, б) ядро, в) лизосомы.
4. Митохондрии в клетке отвечают за
а) транспорт веществ, б) пищеварение, в) дыхание.
3. Растительная клетка имеет прочную клеточную стенку, хлоропласты, крупную вакуоль, содержащую клеточный сок.
ЧАСТЬ С
1. Как вы думаете, почему в организме так много разновидностей клеток? Какие функции они выполняют.
2. Почему яйцеклетка, в отличии от сперматозоида больше по размерам неподвижна?
3.Что общего и в чем отличие растительной клетки от животной?
4. Рефлексия. Подведем итог нашего урока и выставим оценки.
5. Индивидуальное домашнее задание. Из пластилина на кусочке картона вылепить объемную схему строения клетки, или из цветной бумаги сделать аппликацию, изучить материал учебника на с. 102-107,
Гизатуллина Лилия Рамазановна
МБОУ «Лицей №149 с татарским языком обучения Советского района г. Казани»
gizlilia@mail.ru