Цели: проверка и систематизация знаний учащихся по теме, полученных в основной школе; осмысление значимости фонетических знаний в правописании и произношении;
развитие интеллектуальной сферы учащихся;
воспитание интереса к изучению русского языка, формирование языковой культуры.
Оборудование: дидактический материал для самостоятельной работы, ПК, орфоэпический, орфографический словари, учебник.
Проект урока
Этапы урока |
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1. Организационный
|
2 минуты
|
Знакомит с целями и задачами урока
|
|
2. Вводная беседа с учащимися по вопросам
|
8 минут
|
Предлагает вопросы , вводящие в тему урока. Объясняет, как учащиеся будут работать
|
Отвечают на вопросы, предложенные учителем, готовятся к самостоятельной работе
|
3. Самостоятельная работа по карточкам
|
25 минут
|
Консультирует учащихся, если есть в этом необходимость
|
Самостоятельно работают с упражнениями
|
4. Рефлексия.
Коллективная работа
|
7 минут
|
Даёт задания классу, объясняет непонятное.
|
Выполнение заданий, представленных на
на экране
(задания а — д)
|
5. Подведение итогов. Выставление оценок
Домашнее задание
|
3 минуты
|
Учебник, упражнение 5 или 7 (на выбор),
прочитать теорию на стр. 6-14
|
Самоанализ работы
на уроке, оценка своего участия
|
Пояснения к ходу урока
1. Организационный момент.
Учащимся объявляются тема и цели урока. В целях экономии времени оформляется Рабочий лист — это позволяет не переписывать задания в тетрадь . Каждый для себя определяет, какого результата он хотел бы добиться на уроке ( в правом верхнем углу Рабочего листа ставит желаемую оценку).
- Что для этого необходимо?
Сосредоточиться, внимательно читать задания . В случае затруднения обратиться к учебнику, словарям или к учителю. Но всё-таки стараться работать самостоятельно.
II. Вводная беседа с учащимися (вопросы 4 — 7 на экране)
- Звуков человеческой речи множество. Что вы знаете об этом?
Звуки, которые мы изучаем, помогают различать слова по смыслу.
Учебник . А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова Русский язык 10-11 класс 2007 г.
(вопрос 1,2, 3 — стр. 5)
4. Всегда ли в русском языке произношение совпадает с написанием? Обоснуйте свою точку зрения.
5. Что такое транскрипция?
6. Какие буквы в русском алфавите обозначают два звука и в каких позициях?
7. Какой раздел русского языка соседствует с фонетикой?
Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия.
- Как вы думаете, почему? ( Орфоэпия следит за тем, чтобы соблюдались нормы литературного языка, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.
III. Самостоятельная работа. В случае необходимости пользуйтесь учебником, словарями или обращайтесь к учителю. Критерий оценивания «3» — за 6 заданий; «4» — 7-8 заданий; «5» — 9-10 заданий ( задания -см. ПРИЛОЖЕНИЕ)
IV. Рефлексия (задания на экране)
а) Определите, сколько раз встречается звук [ Ы ] в следующих строчках:
Аист жил у нас на крыше,
А в подвале жили мыши.
б) В каком слове произносится звук [з]?
1) сдача; 2) позже; 3) мороз; 4) резкий.
в) В каком слове произносится гласный [а]?
1) впечатление; 2) приятель; 3) выяснить; 4) обычай.
г) В каком слове букв больше, чем звуков? 1) язык; 2) маячить; 3) вьюга; 4) меньше.
д) В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) семьдесят; 2) чутье; 3) повесть; 4) шесть.
V. Подведение итогов. Оценка собственной деятельности (вопросы на экране)
- Какие трудности возникли у вас при выполнении заданий из самостоятельной работы?
Что для вас было новым при повторении тем «Фонетика», «Орфоэпия» «Орфография»?
Какой материал из этих разделов вы хотели бы проработать на следующих уроках еще раз?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий лист ____________________
дата
Фамилия, имя _______________________________
Ожидаемая оценка
Фактически
Карта успеха. Критерий оценивания
«3» — за 6 заданий; «4» — 7-8 заданий; «5» — 9-10 заданий
Зад. |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
оценка
|
Вып.
|
+
|
+
|
+
|
и т. д.
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:
ожог, лёд, краб, ноль, араб.
2. Распределите данные слова в два столбика: перед Е произносится
твёрдый согласный мягкий согласный
бартер, музей, демпинг, теннис, дебют, фонетика, демон, тенор, стенд, термин, шоссе, текст, дефис, кофе, кашне, отель, шинель, модель.
3. Определите, сколько раз встречаются звуки [ ж ], [ ш ] , [ т] в следующих предложениях:
Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит — [ж]
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож — [ ш]
Директор фабрики подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики -[ т]
4. Каким фонетическим правилом объединены следующие слова: голубь, сыроежка, морковь, берег? Ответьте письменно.
5. Установите, какие звуки произносятся на месте рядом стоящих букв в данных словах. Разжечь, разжимать, расшатать, расшевелить, изжога, из шубы, без шкафа, с женой, с шумом.
6. Какими звуками речи автор передаёт грохот грозы? Как называется такое явление?
Ответьте письменно.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые…
7.Объясните, почему возникли варианты имён Агафон — Гапон, Иосиф — Осип, Стефан — Степан, Прокофий — Прокопий. Ответьте письменно
8. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте ударение в словах.
Алф..вит, д..суг, лыжня, п..ртфель, ш..фёр, столяр, понял, партер, к..лометр, маг..зин, средства, пол..жил, красивее, документ, хозяева, об..спечение, дог..вор, случай.
9. По каким фонетическим признакам можно догадаться, что выделенные слова в приведённых отрывках из стихотворения А. С. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе» — старославянизмы? С какой целью старославянизмы используются в этом произведении?
1. Навис покров угрюмой нощи…
2. И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывёт в сребристых облаках.
3. Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет.
10. Составьте текст — описание (3-5 предложений) «Роняет лес багряный свой убор». Используйте выразительные средства языка, подражая И. С. Тургеневу (Учебник, упражнение №6).
Оценка собственной деятельности.
- Какие трудности возникли у вас при выполнении заданий из самостоятельной работы?
Что для вас было новым при повторении тем «Фонетика», «Орфоэпия» «Орфография»?
Какой материал из этих разделов вы хотели бы проработать на следующих уроках еще раз?
Кошелева Евдокия Павловна
МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная )общеобразовательная школа».
Кушмангортский УКП
koshelevaep @mail.ru