Цели: расширение знаний учащихся о путях пополнения словарного запаса русского языка;
разграничение понятий исконно русские/заимствованные слова;
развитие навыков грамотного употребления заимствованных слов в устной и письменной речи учащихся, умения работать со справочной литературой.
Оборудование: дидактический материал для организации самостоятельной работы учащихся,ПК, этимологический словарь, словарь иностранных слов, орфографический словарь, орфоэпический словарь.
Проект урока
№п/п |
Этапы урока
|
Время
|
Вид деятельности , ТСО
|
1
|
Организационный
Знакомство с темой, задачами урока
|
2 мин
|
Мотивация к учебной деятельности
слайд № , презентация
|
2
|
Подготовка к выполнению самостоятельной работы
|
6 мин
|
Устная беседа по вопросам,
слайд №1 № 2
|
3
|
Самостоятельная работа по карточкам, задания №1 — 8
|
28 мин
|
Выполнение учащимися заданий на карточках, учитель при необходимости объясняет непонятное, оказывает необходимую помощь
|
4
|
Рефлексия
|
5 мин
|
Предлагаются вопросы для обсуждения, слайды №
|
5
|
Подведение итогов. Выставление оценок за урок
|
4 мин
|
Обмен мнениями, выявление причин
недостигнутых результатов
|
Пояснения к ходу урока
1. Организационный
-У. Сегодня мы с вами поговорим о том, каковы источники пополнения словаря русского языка, как определить без словаря, заимствованное слово или исконно русское. Кроме того, вам предстоит большая самостоятельная работа, выполнить которую без словарей и учебников будет трудно. Поэтому внимательно читайте задание на карточках и не тратьте попусту времени — у всех есть шанс заработать хорошую отметку. А для начала немного поговорим о том, над чем вам предстоит работать.
2. Подготовка к выполнению самостоятельной работы. Вопросы.
Назовите и охарактеризуйте группы слов русского языка по их происхождению.
Как отличить старославянское слово от исконно русского?
Назовите элементы старославянизмов в современном русском языке.
А как отличить иноязычное слово, не прибегая к словарю?
Лексика из каких языков присутствует в современном русском языке?
Какие словари русского языка вы знаете и что можно узнать в каждом из них?
III. Самостоятельная работа по карточкам. Каждый получает рабочий лист с заданиями. После выполнения задание проверяется учителем, устраняются недочёты, в карте успеха учащийся ставит + и продолжает работу. Карта успеха
«3» |
«4»
|
«5»
|
оценка
|
№ задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
выполнение
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания для самостоятельной работы.
1. Посмотрите в словаре слова на букву «ф». Из каких языков они преимущественно
заимствованы? Есть ли среди слов на эту букву собственно русские слова?
Ответьте письменно.
2. Вставьте, если необходимо, пропущенные буквы. Проверьте написание по словарю.
Аб…туриент, грос…мейстер, д…корация, пр…мьера, р…пертуар, пье…са, с…мфония, ув…ртюра, ф…стиваль, эксп…р…мент, л…бор… тория, ап…еляция, ж…люзи, пр…оритет, к…мп…зитор, пр…пятствие.
3. С помощью словаря определите, из каких языков заимствованы слова. Запишите.
Авторитет, ветеран, гармония, джинсы, инициалы, патриот, юмор, традиция.
4. С помощью словаря объясните значение данных элементов греческих и латинских слов. Запишите по одному слову с каждым из них
Авто, био, вита, моно, хроно, фото, эго, нигил, теле, аква.
Образец: аква — вода; акватория
5. С помощью этимологического словаря установите происхождение и значение названий месяцев года. Запишите в тетради.
6. Поставьте ударения. Особо выделите слова, в которых допускаются вариантные ударения. Проверьте по словарю.
Айва, арбуз, баловать, бюллетень, гастрономия, договор, квартал, статуя, столяр, творог, щавель, кухонный, обеспечение, мусоропровод, пихта, эксперт, августовский, свекла, заговор, хаос, хвоя.
7. Перепишите, согласуя прилагательные с существительными в именительном падеже единственного числа. За помощью обращайтесь к словарю.
Стар… фортепьяно, нов… пианино, правительственн… коммюнике,
военн… атташе, натуральн… кофе, горяч… какао, шерстян… кашне,
широк… авеню, длин… пальто, стар… рояль, широк… тюль.
8. Подберите 10 пар слов исконно русских и соответствующих им старославянских с неполногласными сочетаниями Образец: молодость — младший
С какой целью поэты, писатели используют в своих произведениях старославянизмы? Ответьте письменно на этот вопрос.
IV. Рефлексия. Ответьте на вопросы. Ответы проверяются сразу.
Слайды
1. Являются ли этимологически родственными слова: золотой, жёлтый? №2
2. Поставьте ударение в словах откупорить, щавель, нефтепровод, зубчатый, километр. №3
3. Являются ли этимологически родственными слова: вещий, известие? №4
4. Являются ли этимологически родственными слова: иметь, взимать, взятка? №5
5. Можно ли считать этимологически родственными слова: век–веко–увечье, вечер? №6. Поставьте ударение в словах: алфавит, балованный, дефис, доллар, квартал, кухонный, мизерный, сироты, созыв, статуя, феномен, эксперт. №7
V. Подведение итогов. Выставление оценок за урок.
Кошелева Евдокия Павловна
МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Кушмангортский УКП