О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 10 класс » Лексика » Антонимы


Цели: расширение знаний учащихся об антонимах как одном из средств выразительности языка;

формирование умений распознавать языковые единицы, обогащение словарного запаса

воспитание средствами языка нравственной и речевой культуры.

Оборудование: дидактический материал, компьютер, словари.

 

Проект урока

№п/п

Этапы урока

Время

Вид деятельности    ТСО

1

Организационный

3 минуты

 

 2

Самостоятельная работа: повторение правил орфографии

5 минут

Диктант — молчанка — презентация, слайд №2

 3

Самостоятельная работа: выполнение теста

28 минут

Выполнение заданий на карточках №1 -  8

4

Рефлексия.  Тест по материалу урока

6минут

 

5

Подведение итогов. Выставление оценок
Домашнее задание

3 минуты

Самоанализ работы учащихся на уроке

Пояснения к ходу урока

I. Организационный момент. Вопрос. Что такое антонимы?
У. Да, антонимы — это ещё один пласт лексики. Употребление антонимов , как и синонимов, позволяет по-разному  выражать  один и тот же смысл, делает нашу речь более яркой, выразительной. Особенно широко используются антонимы  в загадках, пословицах, поговорках, в зачинах сказок: Близко ли, далёко ли, низко ли, высоко ли; не на небе — на земле жил старик в одном селе. (П. Ершов)
При подборе антонимов следует учитывать многозначность слова и омонимию: слову мелкий  в значении глубины соответствует антоним глубокий, в значении величины — крупный; антонимом слова свет ( к глаголу светить) является темнота, тьма; слово же свет в смысле «мир, вселенная» антонима не имеет.

II. Диктант молчанка с последующей проверкой. Вставить пропущенные буквы  в слова.
Л…нгвистика,  л..ксикология,  орф…графия, фл…мастер,  ай…берг, крыж…вник,  к…мпьют…р, олиц…тв…рение,  м…тафора.
III/Самостоятельная работа. Карта успеха(см. в предыдущих уроках)
«3»  — 5 заданий;  «4»  -6-7 заданий;      «5» -  8 заданий.

1. Найдите в предложениях  синонимы и подчеркните.
Голос звучал робко, несмело.                                                     Река не глубокая, а мелкая.
Было светло, стало темно.                                                           У Ули не глаза, а очи.
Сказки учат различать добро и зло.                                           Миру мир!                                       
Крепкий организм выдержит крепкий мороз.                           Ягоды не кислые, а сладкие.

2. Подчеркните антонимы в данных предложениях
Ученье в счастье украшает, а в несчастье  утешает. 
Вода не горячая, а холодная.
Чемодан нетяжёлый, лёгкий.
Вертолёт летел то низко, то высоко.
Чем темнее становилось в чаще, тем чаще мальчиков посещал страх.
С друзьями хорошо — без друзей плохо.
Это произошло не восьмого, а девятого марта.
Фирма занимается куплей и продажей товаров.
Поэты иногда называют глаза очами.
Эскалаторы движутся вверх и вниз.
Он ожёг руку кислотой и сейчас лечит ожог.
Хлеб свежий, а не чёрствый.

3. Подберите различные антонимы к многозначным словам.
Образец: свежий хлеб  — чёрствый хлеб.
Свежий (хлеб, журнал, ветер, взгляд).
Бледный (луч, краски, рассказ, лицо).
Лёгкий (вопрос, аромат, ноша, походка, содержание, характер).

4. Подберите к словам антонимы. По словарю выясните  их  значение. Составьте  5  предложений .
Абстрактный,  встречать,  оптимизм,  избыток,  ласково, 

5. Вспомните и запишите   5-6 пословиц,  построенных  на  использовании  антонимов, таких,  например,  как:    больной– здоровый,  мягко — жёстко и  т.  д. За  справками   обращайтесь   к  словарю

6. Выясните  при  помощи  словаря,   какому  лексическому  пласту  принадлежат антонимы: Ответы сформулируйте предложением.
 Хвалить — порицать,  труд  -  праздность, творить — разрушать,  смертный — бессмертный.

7. а) Выделите антонимические пары. Укажите  значения слов, на которых строятся каламбуры.

  1. И всё же конец мой — ещё не конец, конец — это чьё-то начало.
  2. Ищу я выход из ворот, но нет его — есть только вход. И то не тот.
  3. Чего не потеряешь, того, брат, не найдёшь.
  4. О, кто-нибудь приди, нарушь чужих людей соединённость  и разобщённость близких душ.
  5. Сильнее тот, кто меньше любит, кто больше любит, тот слабей…

б) (Для тех учащихся, где есть Интернет.) Светозар. Найдите материал и подготовьте ответ на следующие вопросы. Какие слова могут быть антонимами?
Что является основой противопоставления слов?

8. Для словаря антонимов составьте словарные статьи к данным словам.
Добрый, свет, смелый, милосердие, порядочность.

IV. Рефлексия. Тест из 5 заданий по материалу урока. (  «+» — правильный ответ)
1. В каком предложении есть антонимы.
а) Поэты иногда называют глаза очами.
б) Фирма занимается куплей и продажей товаров.  +
в) Клавиши, убегая из-под пальцев музыканта, смеялись, гремели.
г) На улице свежий, чистый снег.
2. В каком ряду не все  слова являются синонимами?
а) журить, ругать, бранить              в) возражать, протестовать, восклицать  +
б) опасаться, робеть, трусить          г) бродить, блуждать, слоняться
3. Какая пара слов не является антонимами?
а) лучезарный, мрачный                 в) немногословный, словоохотливый
б) милосердие, бессердечность      г) жизнерадостный, неунывающий      +
4. Какое из данных слов является  синонимом фразеологизма «поставить крест»?
а) выделить           б)уважать                  в) отказаться  +            г) подозревать
5. Какое из перечисленных  слов имеет значение  «удобный случай для отправки с кем-либо  письма, посылки»?
а) экспресс           б)  факс                      в)  экспедиция                       г) оказия  +

V. Подведение итогов урока.

 

Кошелева Евдокия Павловна
МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Кушмангортский УКП

Другие новости по теме: