О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 6 класс » Повторение изученного в 5 классе » Лексика. Культура речи. Повторение изученного в 5 классе


Цели и задачи урока:

  • повторить лексические понятия: лексика, лексическое значение слова, многозначное слово, однозначное слово, прямое значение слова, переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы; орфограммы в словах.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Время

1

Организационный момент

 

 

1 мин

2

Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы будем работать над темой «Лексика. Культура речи. Повторение изученного в 5 классе.

Записывает число, тему

2мин

3

Самостоятельная работа

1.Даёт задание.     2. На полях поставьте ту оценку, которую вы хотите получить.

1.Ставит желаемую оценку. 2.Выполняет задание, по мере выполнения ставит в таблице напротив своей фамилии «+».

35мин

4

Рефлексия, подведение итогов

- Что такое лексика?                  — Дайте определе -ние понятиям: лек-сическое значение слова,  многознач -ное слово,однознач ное слово, прямое значение слова, пе- реносное значение слова, омонимы, си нонимы, антонимы.

 

- Лексика-словарный состав языка.

1мин

5

Домашнее задание

Объясняет выполнение домашнего задания

Записывает, задаёт вопросы, если что-то не понятно

1мин

 

Блок  А

- Прочитайте теоретический материал на странице учебника 22, заполните таблицу А. Соедините стрелкой понятие и его определение. Приведите примеры, где это возможно

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СТРЕЛКА

ПОНЯТИЕ

ПРИМЕРЫ

Это слова одной и той же части речи с противоположным  лексическим значением

 

лексическое значение

 

Все слова языка образуют его словарный состав, или

 

однозначными

 

Это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи

 

многозначными

 

То, что обозначает слово, есть его

 

лексику

 

Слова, имеющие одно лексическое значение, называются

 

синонимы

 

Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются

 

переносное значение

 

Слова, помимо прямого значения могут иметь

 

антонимы

 

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются

 

омонимами

 






 

Блок  Б ( Работа с текстом)

Прочитайте текст, озаглавьте. Подчеркните к какому стилю относится он — к научному или художественному? Подчеркните слова, употребленные в переносном значении при описании ельника и березняка. Спишите, вставляя пропущенные буквы

                              ……………………………………………………………………

 

Н- зины облюбованы ел() ником. Темной, сумереч() ной чащ-й встал он, будто задумался. Вет()ви старых елей обр-сли сизыми бородами л-шайник. По низу елового леса густо р-стет черника, а полу-гнившие пни обвиты бруснич()ником, порой совершенно бордов-м от обилия ягод. Мох здесь густо-зеленый, и от него исход-т прелый запах грибниц-.

 

А как дивно хорош() березняк с густым подлеском орешника! Снизу благородное серебро ств-лов украшено черн-ю, а ближе к вершинам море берез приобр-тает розовато-золотистый оттенок. Влажная, треп-тная зелень вет()вей здесь пронизана солнц-м и птич()им щебетом, особенно звонк-м  в утренний час.

 

Блок  В

Творческое задание

Одно или несколько значений имеют выделенные слова? Проверьте себя по толковому словарю. Составьте предложения с однородными членами, используя любое из выделенных слов в разных значениях.

 

Какой караван не может двигаться по пустыне?    2. Какую линейку не используешь для черчения?  3. Из какого автомата нельзя стрелять?

 Александрова Марина Васильевна, МОУ СОШ №112 Уфа

Другие новости по теме: