Цели и задачи урока:
- повторить лексические понятия: лексика, лексическое значение слова, многозначное слово, однозначное слово, прямое значение слова, переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы; орфограммы в словах.
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающегося
|
Время
|
1
|
Организационный момент
|
|
|
1 мин
|
2
|
Сообщение темы и цели урока
|
Сегодня на уроке мы будем работать над темой «Лексика. Культура речи. Повторение изученного в 5 классе.
|
Записывает число, тему
|
2мин
|
3
|
Самостоятельная работа
|
1.Даёт задание. 2. На полях поставьте ту оценку, которую вы хотите получить.
|
1.Ставит желаемую оценку. 2.Выполняет задание, по мере выполнения ставит в таблице напротив своей фамилии «+».
|
35мин
|
4
|
Рефлексия, подведение итогов
|
- Что такое лексика? — Дайте определе -ние понятиям: лек-сическое значение слова, многознач -ное слово,однознач ное слово, прямое значение слова, пе- реносное значение слова, омонимы, си нонимы, антонимы.
|
- Лексика-словарный состав языка.
|
1мин
|
5
|
Домашнее задание
|
Объясняет выполнение домашнего задания
|
Записывает, задаёт вопросы, если что-то не понятно
|
1мин
|
Блок А
- Прочитайте теоретический материал на странице учебника 22, заполните таблицу А. Соедините стрелкой понятие и его определение. Приведите примеры, где это возможно
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
|
СТРЕЛКА
|
ПОНЯТИЕ
|
ПРИМЕРЫ
|
Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением
|
|
лексическое значение
|
|
Все слова языка образуют его словарный состав, или
|
|
однозначными
|
|
Это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи
|
|
многозначными
|
|
То, что обозначает слово, есть его
|
|
лексику
|
|
Слова, имеющие одно лексическое значение, называются
|
|
синонимы
|
|
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются
|
|
переносное значение
|
|
Слова, помимо прямого значения могут иметь
|
|
антонимы
|
|
Слова, имеющие несколько лексических значений, называются
|
|
омонимами
|
|
|
|
|
|
|
Блок Б ( Работа с текстом)
Прочитайте текст, озаглавьте. Подчеркните к какому стилю относится он — к научному или художественному? Подчеркните слова, употребленные в переносном значении при описании ельника и березняка. Спишите, вставляя пропущенные буквы
……………………………………………………………………
Н- зины облюбованы ел() ником. Темной, сумереч() ной чащ-й встал он, будто задумался. Вет()ви старых елей обр-сли сизыми бородами л-шайник. По низу елового леса густо р-стет черника, а полу-гнившие пни обвиты бруснич()ником, порой совершенно бордов-м от обилия ягод. Мох здесь густо-зеленый, и от него исход-т прелый запах грибниц-.
А как дивно хорош() березняк с густым подлеском орешника! Снизу благородное серебро ств-лов украшено черн-ю, а ближе к вершинам море берез приобр-тает розовато-золотистый оттенок. Влажная, треп-тная зелень вет()вей здесь пронизана солнц-м и птич()им щебетом, особенно звонк-м в утренний час.
Блок В
Творческое задание
Одно или несколько значений имеют выделенные слова? Проверьте себя по толковому словарю. Составьте предложения с однородными членами, используя любое из выделенных слов в разных значениях.
Какой караван не может двигаться по пустыне? 2. Какую линейку не используешь для черчения? 3. Из какого автомата нельзя стрелять?
Александрова Марина Васильевна, МОУ СОШ №112 Уфа
|